Разделы

Цифровизация Внедрения Маркет

Георгий Казимирчик, VK Teams: Базовых функций ВКС уже недостаточно для большинства корпоративных заказчиков

Об обязательных функциях современной ВКС и наиболее полезных «фишках» современных решений рассказал руководитель команды ВКС VK Teams.

Market.CNews: На что нужно ориентироваться, подбирая корпоративное решение ВКС для своей компании?

Георгий Казимирчик: В первую очередь, на основные сценарии использования видеоконференцсвязи в компании. Можно выделить шесть возможных сценариев. Первый — встреча «один на один» с коллегой, когда нужно лично обсудить какие-то задачи. Второй — регулярные звонки: планерки, совещания, отчетные встречи. Третий — срочные групповые звонки, когда возникла потребность быстро собрать незапланированную встречу экспертов или коллег. Четвертый — это переговоры с партнерами и контрагентами, когда необходимо пригласить внешнего участника. Пятый — масштабные встречи и презентации, где присутствует большое количество внешних и внутренних участников. И шестой — это обучающие корпоративные вебинары. Решение ВКС должно быть максимально удобным при любом сценарии его использования.

Market.CNews: С какими проблемами сталкиваются сотрудники компаний, организуя онлайн-встречи с коллегами и клиентами?

Георгий Казимирчик: Сегодня сотрудники даже внутри одной компаний используют для работы различные устройства и платформы. Например, к звонку могут подключаться пользователи с компьютеров и смартфонов с разными операционными системами. Не все решения ВКС поддерживают такой зоопарк устройств.

Георгий Казимирчик, руководитель команды ВКС VK Teams

У удаленных сотрудников не всегда есть возможность использовать широкий канал связи, а в регионах не везде есть 4G. Поэтому могут возникать технические проблемы с подключением. Кроме этого, определенные сложности вызывают ограниченные ресурсы для хранения записи звонков на дисках. Не у всех сотрудников, проводящих встречи, есть мощные компьютеры с большим запасом памяти.

Очевидная вещь, но до сих пор проблема остается актуальной: использование общедоступных мессенджеров и недостаточно защищенных решений может привести к утечкам данных. Поэтому нужно внимательно изучать, как обеспечена безопасность конкретного решения.

И не стоит забывать про человеческий фактор. В одной компании могут работать люди с разным уровнем цифровой грамотности. Если интерфейс решения неудачный, то кто-то может столкнуться с трудностями при его использовании. Чаще всего люди не понимают, включены ли микрофон и камера, видна ли презентации при демонстрации экрана.

Market.CNews: Что должно «уметь» современное решение ВКС?

Георгий Казимирчик: Базовыми функциями можно назвать работу в десктопных, мобильных и веб-приложениях и совместимость с широким спектром операционных систем — Windows, MacOS, Linux и российской версии Astra Linux.

Для крупных компаний важно, чтобы решение поддерживало онлайн-встречи большого числа участников, в том числе внешних. Обязательной функцией является гостевой вход по ссылке без авторизации. И, конечно, необходима возможность демонстрации экрана и отсутствие ограничений по времени.

Безопасность звонков — это тоже функция по умолчанию. Вся информация должна быть зашифрована на этапе инициации и во время звонка, записи и ее сохранения. Для этого используются SRTP-каналы шифрования, протокол защиты TLS, DTLS-SRTP для обмена ключами в STRP, а также доступ к аккаунту по OTP.

Market.CNews: Чтобы выбрать лучшее решение, важно понимать, какие возможности сегодня предоставляют продвинутые ВКС. Расскажите о них.

Георгий Казимирчик: Да, базовых функций уже недостаточно для большинства корпоративных заказчиков. Например, у нашей платформы для видеоконференцсвязи VK Teams есть несколько функций, которые существенно улучшают пользовательский опыт при использовании ВКС.

Например, у нас реализовано несколько сценариев начала звонка: со специального экрана «Звонки», из любого группового чата, из календаря и из уведомления. Например, из чата своего отдела можно быстро собрать встречу с коллегами. А для планируемых и повторяемых встреч есть календарный бот, который отправляет уведомления, например, за полчаса и в момент начала звонка — из этого уведомления очень удобно сразу зайти в конференцию.

В VK Teams есть режим экономии трафика, который полезен при слабом интернете. Он отключает видеопоток от ваших коллег, чтобы сохранить высокое качество голоса и возможность видеть демонстрируемый экран. Бесшовное переключение с wi-fi на сотовую связь позволяет участникам свободно перемещаться, не «вылетая» из конференции.

Мы реализовали адаптивное шумоподавление на серверной стороне и адаптированное микширование. Эти алгоритмы помогают отсеивать офисные шумы и слышать одновременно до четырех участников встречи: их голоса слышны так же, как если бы вы находились в одной комнате. При этом индикация всех активно говорящих пользователей происходит мгновенно.

VK Teams поддерживает Full HD-стриминг видеопотока и демонстрацию экрана до . При этом видео адаптируется под условия сети и характеристики устройства. Например, при неустойчивом или слабом интернете соединении автоматически будет снижать качество видео до максимально возможного — но пользователь не выпадет из разговора.

Кстати, в нашем сервисе демонстрация экрана доступна одновременно нескольким пользователям. Это удобно, когда нужно сравнить разные версии документа.

Market.CNews: В октябре 2023 года вы выпустили масштабное обновление VK Teams. Расскажите о функциях, которые появились на платформе?

Георгий Казимирчик: Мы запустили несколько новых функций. Запись звонка на сервере — это решение одной из проблем, о которых я говорил в начале. Обычно запись встречи сохраняется на устройстве пользователя. И в этом случае качество видео зависит от характеристик устройства, организатор выключается из рабочего процесса на время сохранения записи, а если место на диске неожиданно закончилось, то из всей встречи может сохраниться только ее часть. Запись звонка на сервер снимает эти риски.

Еще одна удобная функция — модерируемые звонки. Организатор может отключить микрофоны и камеры всех или некоторых участников, или, наоборот, отправить запрос на их включение, удалить пользователя из звонка или перевести в статус модератора. Вход в конференцию осуществляется из зала ожидания — по подтверждению от модератора. Это полезно для внешних масштабных встреч. Функция поднятия руки помогает организовать очередность выступлений и сохранить план беседы.

Мы добавили чат непосредственно в окно звонка. В нем можно поделиться файлами разного формата — документом, презентацией, таблицей, изображением, ссылкой, а также провести опрос или создать задачу. Кстати, функцией создания задачи мы активно пользуемся сами — прямо в процессе дискуссии или планирования можно в пару кликов завести задачу для себя, чтобы что-то не забыть, или своих коллег.

В VK Teams появился режим «Вебинар». Он позволяет организовать онлайн-встречу для 300+ участников, 50 из которых — докладчики, которым доступна вся функциональность конференции, и 250 — слушатели, чьи возможности ограничены (нет доступа к камере, микрофону, записи и возможности поделиться экраном). Модератор может переводить участников из одной категории в другую. В режиме вебинара можно проводить обучение, презентации и демо-дни, большие встречи для годовых или квартальных отчетов.

Интеграция платформы VK Teams через протокол SIP с АТС компании существенно расширяет возможности проведения онлайн-встреч. Так, коллеги могут подключиться к звонку по обычной телефонной связи — без видео, но с хорошим качеством голоса. В первом полугодии 2024 годы мы будем развивать направление SIP, превращая VK Teams в сервис IP-телефонии,