На отечественном рынке цифровизации образования появляются новые решения и игроки. Однако заказчикам все еще не доступны готовые комплексные разработки, особенно уровня enterprise. Опрошенные CNews эксперты уверены, что положение дел вскоре изменится: при сохранении нынешней геополитической ситуации, в перспективе 3-4 лет уровень зрелости российских разработок заметно вырастет, и впоследствии произойдет полный переход на импортонезависимые решения.
Драйверы развития отечественного рынка EdTech
Спрос на онлайн-услуги в сфере образования, который наметился еще в 2020 г., продолжает расти. Пользователи все чаще используют EdTech-инструменты для обучения и приобретения новых навыков. В сложившихся условиях игроки рынка онлайн-образования постоянно совершенствуют продукты и повышают качество услуг, чтобы оставаться конкурентоспособными.
«В результате пандемии произошел значительный сдвиг в автоматизации онлайн-обучения, а возврат к традиционным офлайн-форматам так и не состоялся. Тем не менее корпоративное обучение в России остается автоматизированным меньше чем на 50%», — считает руководитель отдела разработки портальных и информационных решений департамента корпоративных систем компании «Ланит» Виталий Фурлетов.
Кроме того, катализатором цифровой трансформации образовательного процесса стал дефицит кадров. По мнению опрошенных CNews игроков рынка, в текущих условиях организации понимают необходимость вложений в дополнительное профессиональное образование сотрудников. Создание курсов, баз знаний и специализированных образовательных платформ — один из способов «взращивания» и удержания будущих специалистов. Дмитрий Красовский, директор «Т1 Цифровой Академии», считает, что бизнес отказывается от масштабных обучающих программ в пользу краткосрочных и быстро актуализируемых, поскольку ему нужны сотрудники с новыми компетенциями здесь и сейчас. «В большинстве профессий обучение цифровым навыкам становится важным аспектом, поэтому спрос на EdTech-решения сохранится, и, вероятнее всего, к 2025 году возрастет», — утверждает спикер.
Импортозамещение: какие задачи стоят перед разработчиками
На протяжении последних лет импортозамещение остается основным драйвером развития как всего ИТ-рынка, так и сегмента цифровизации образования. По оценкам опрошенных CNews экспертов, его темпы сейчас очень высоки, а сам рынок EdTech находится в стадии активного роста. «Привычные сервисы оказались недоступны, а спрос на них не снизился. Продолжают появляться новые факторы, влияющие на темпы импортозамещения: применение западных сервисов ограничивается и со стороны зарубежных регуляторов (пример — запрет Минфина США на предоставление облачных решений на территории РФ с 12 сентября) и на нашей стороне (пример — YouTube)», — напоминает Владимир Казаков, менеджер по продукту бизнес-юнита «Обучение» «МТС Линк».
Крупные компании продолжают развиваться и создавать продукты, которые бы по уровню ничем не уступали ушедшим из России аналогам. Директор «Т1 Цифровая Академия» Дмитрий Красовский говорит, что на отечественном рынке все еще нет готовых комплексных решений, особенно для компаний уровня enterprise. Эксперт предполагает, что при сохранении нынешней геополитической ситуации, в перспективе 3–4 лет уровень зрелости российских разработок заметно вырастет, и впоследствии произойдет полный переход на импортонезависимые решения.
Менеджер по продукту бизнес-юнита «Обучение» «МТС Линк» Владимир Казаков считает, что одна из ключевых задач, стоящих перед отечественными разработчиками сегодня, — начать предлагать пользователям EdTech-решения в рамках экосистем. Он подчеркивает, что это стало особенно необходимым на фоне ухода таких лидеров рынка, как Microsoft и SAP. По его мнению, создание российской EdTech-экосистемы — амбициозная задача, но разработчикам нужно так или иначе занимать пустующую нишу.
Корпоративное обучение
Игроки рынка, говоря о наиболее популярных технологиях в области цифровизации образования, сходятся во мнении, что тренд на интеграцию ИИ в процессы обучения набирает силу. Он тесно связан с персонализацией обучения.
Директор департамента информационных технологий «ИнтернетУрока» Сергей Лысенко уверяет, что применение алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта для анализа данных об успеваемости и поведении учащихся может помочь адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого. Владимир Казаков предлагает посмотреть, как это может выглядеть «на практике»: «Изучение модулей, которые пользователь уже знает хорошо, будет сокращаться, а по новым темам ему будут предлагаться дополнительные материалы. Также ИИ сможет давать рекомендации по улучшению процесса обучения и помогать пользователю с мотивацией, подстраиваясь под его график».
В условиях дефицита кадров компании используют различные инструменты мотивации, среди которых — корпоративное обучение. Так, у Совкомбанка есть несколько соответствующих программ. В корпоративном университете руководителей обучают работе с ИИ, проводятся углубленные курсы по промт-инжинирингу. На портале опубликован обучающий online-курс по ИИ, отметила Надия Имаметдинова, HR-директор Совкомбанка на CNews Conferences «Цифровые HR технологии 2024».
Директор «Т1 Цифровая Академия» Дмитрий Красовский также относит к важным тенденциям — усиление связи между обучением и бизнес-метриками. По его мнению, заказчики оценивают эффективность образования по тому влиянию, которое оно оказывает на финансовые результаты компании.
Визуальная составляющая в отечественных EdTech-решениях — также один из важнейших трендов. Причем свойственный именно российской аудитории, поскольку она, как утверждает менеджер по продукту бизнес-юнита «Обучение» «МТС Линк», «привыкла к красивым и удобным приложениям, которые есть у банков и онлайн-магазинов». Поэтому перед разработчиками приложений для обучения стоит задача: соответствовать высокому уровню представлений об интерфейсе.
Интерфейс портала или же мобильного приложения также должен быть предельно понятен, особенно, когда через платформу обучения проходят сотни человек. Так, в «Ресо-Гарантия» создан корпоративный портал, где размещены все необходимые учебные материалы. Они доступны как через сайт, так и через мобильное приложение. В общей сложности, в компании трудятся 35 тысяч страховых агентов, и обучить их оперативно без подобного инструмента довольно сложно.
Вузы, школы и онлайн-курсы
Цифровые технологии прочно вошли в образовательный процесс не только в корпоративных университетах, а также в школах, высших учебных заведениях и онлайн-курсах: педагоги активно обращаются к электронным ресурсам, автоматизирующим подготовку к занятиям, проверку домашних заданий и просмотр показателей успеваемости.
В ноябре текущего года «Яндекс Образование» и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) опубликовали совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Авторы доклада приводят множество кейсов, в том числе на тему практического использования ИИ в ведущих университетах мира. Самыми популярными оказались прояснение и работа с вопросами для понимания по конкретным дисциплинарным концепциям (56% тех, кто использует GPT), на втором месте — задачи исследования и работы с литературой (45%), на третьем — перевод текстов (42%), на четвертом — создание и анализ текстов (39%). Эти направления могут стать ближайшими зонами развития ИИ в университетах.
Немало внимания на рынке EdTech уделяется механикам геймификации учебного процесса, которые позволяют разнообразить его для школьников и студентов. Руководитель регионального развития образовательной платформы «Учи.ру» Илона Абаншина также указывает на существующую тенденцию, обращая внимание, что она помогает вовлекать детей в образовательный процесс. Этому способствует и технология виртуальной реальности (VR), позволяющая обучающемуся воспринимать материал на качественно новом уровне. Так, надев VR-очки, ученик за считанные секунды может погрузиться в любую историческую эпоху и почувствовать себя участником масштабных сражений, рассмотреть, как выглядит человеческое сердце изнутри.
Чтобы процесс обучения стал максимально эффективным, необходимо использовать индивидуальный подход. Здесь на помощь и приходят цифровые решения. Такие решения, к примеру на основе ИИ, помогут выстроить индивидуальную программу для каждого ученика, в частности, давать рекомендации по улучшению процесса обучения и помогать пользователю с мотивацией, подстраиваясь под его график. Если говорить о заказчиках, то они ждут от российских разработчиков комплексных решений, особенно в сегменте enterprise.