Спецпроекты

oбзор

Обзор: Телеком 2014

Михаил Воробьев

Михаил Воробьев:
Через 2–3 года средняя скорость интернета в России будет 60–80 Мбит/сек

Михаил Воробьев, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам телекоммуникационного оператора «ЭР-Телеком Холдинг» рассказал CNews о том, что возможные санкции против России не замедлят развитие телеком-рынка. По его словам, значительное влияние на развитие рынка b2c оказывает рост устройств с доступом в интернет. Средняя скорость по стране в ближайшие два-три года составит 60–80 МБ/сек. Рост в сегменте b2b составит максимум 2%. Драйвером рынка станет расширение линейки продуктов.

CNews: Какие тенденции в отечественной телекоммуникационной отрасли преобладали в 2013 году? Как вы считаете, эти тенденции сохранятся в ближайшие два года?

Михаил Воробьев: Возможные экономические санкции против России в связи с событиями на Украине не замедлят развитие телекоммуникационного рынка. Однако рост стремительно сокращается из-за высокого проникновения интернета.

Так, в крупных городах можно наблюдать сильную конкурентную борьбу, что неизбежно приводит к перераспределению долей между участниками рынка. Все большее число абонентов подключается не с «ноля», а переходит от других провайдеров.

Значительное влияние на рынок оказывает и рост числа устройств. Так, помимо стационарных компьютеров, россияне для выхода в интернет все чаще используют ноутбуки, планшеты и смартфоны, а также телевизоры Smart TV. В итоге абоненту необходим действительно широкополосный доступ в интернет на высокой скорости. Обеспечение такого доступа, дальнейший рост скоростей, повышение качества сервиса и обслуживания становятся для провайдеров ключевыми задачами.

Драйвером дальнейшего развития рынка платного ТВ станет популяризация цифрового ТВ, HD-каналов, дополнительных сервисов. Среди наиболее востребованных сервисов, по нашим оценкам, будут catch up и мультискрин. Catch up дает возможность смотреть ТВ в удобное время без привязки к телепрограмме, а мультискрин позволяет потреблять контент с любого устройства: смартфона, планшета или ПК.

CNews: Как вы оцениваете динамику b2b-сегмента телекоммуникационного рынка в России в 2013, 2014 году?

Михаил Воробьев: 2014 год по динамике будет сопоставим с 2013 годом. Рост составит максимум 2%. Рынок развивается за счет расширения линейки корпоративных продуктов и подключения дополнительных услуг существующими клиентами. Успешно продолжат развиваться облачные услуги, которые будут «надстраиваться» новыми интеллектуальными функциями.

Рост «ЭР-Телекома» в сегменте В2В по итогам 2013 года составил 56%. Мы растем быстрее рынка. В B2B есть потенциал для роста у тех операторов, кто предлагает комплекс услуг, наращивая пул продуктов, продолжая объединять их в решения «под ключ», воплощая в обслуживании принцип «единого окна».

CNews: В чем заключается специфика построения ИТ-инфраструктуры телекоммуникационного оператора?

Михаил Воробьев: Все крупные отечественные операторы имеют разветвленную региональную сеть. Наша компания – не исключение. Для обеспечения работы такой сложной сетевой инфраструктуры важно развивать собственные магистральные сети. Благодаря объединению всех наших городов в единую сеть, у нас есть возможность сконцентрировать все информационные сервисы на 3–4-х площадках. В результате повышается надежность сети и растет скорость доступа к информационным системам.

CNews: Каковы приоритеты холдинга в сфере информатизации бизнеса?

Михаил Воробьев: В целях повышения эффективности бизнеса и клиентоориентированности компания развивает ИТ-проекты в таких направлениях, как автоматизация бизнес-процессов, бизнес-аналитика, система корпоративного документооборота с контрагентами и корпоративными клиентами, а также системы оплаты, продаж и обслуживания, автоматизированного управление коммуникаций с абонентами (CRM).

CNews: Средняя пропускная способность интернет-канала в России в мае 2014 года выросла до 24,2 Мб/сек. Еще в мае прошлого года вы заявляли, что средняя скорость в вашей сети составляет 34,7 Мб/c. Какие возможности для роста этого показателя есть у России в целом и у вашей компании в частности? Как вы считаете, как изменятся эти сетевые индексы через 2–3 года?

Михаил Воробьев: По данным сервиса www.netindex.com на 22 апреля 2014 года, средняя скорость доступа в интернет для абонентов холдинга составляет 50,75 Мб/c, что в два раза больше общероссийского показателя. Все сети компании приведены к единому стандарту, в соответствии с которым пропускная способность в пределах ядра сети и агрегации составляет 10 Гб/c, на уровне абонентского доступа, с лета этого года – до 200 Мб/с. В большинстве регионов подобная скорость доступа, предлагаемая провайдерами для физических лиц, является уникальной.

er_telekom_holding.jpg

Михаил Воробьев: Рынок развивается за счет расширения линейки корпоративных продуктов и подключения дополнительных услуг существующими клиентами

Кроме того, как уже было отмечено, значительное влияние на рынок оказывает рост числа устройств, которым необходим доступ в меть. Спрос на скоростные тарифы растет пропорционально количеству абонентских устройств. Все эти меры, безусловно, приведут к повышению показателей средней скорости. Вероятно, что очередные замеры с netindex станут на порядок больше.

Сетевые индексы через 2–3 года в среднем по стране достигнут показателей в 60–80 Мб/с, а скоростная линейка тарифов будет расти. Для особенно искушенных потребителей уже сейчас многие операторы, в том числе и наша компания, прорабатывают тарифы с полосой доступа до 1 Гб/с на абонента.

CNews: Какие интересные и наиболее значимые для компании проекты вы реализовали в 2013 году? Расскажите, пожалуйста, об основных этапах и задачах проектов. Довольны ли вы первыми результатами?

Михаил Воробьев: В 2013 году велась работа по развитию проекта «Городской Wi-Fi». Сегодня Wi-Fi-сеть холдинга охватывает 56 городов и насчитывает 5 тыс. точек доступа в интернет в кафе, торговых центрах, отелях, образовательных и медицинских учреждениях.

Кроме того, в 2013 году «Дом.ru» приступил к рабочей эксплуатации протокола IPv6 и оптимизировал систему телефонного обслуживания. Еще одним знаковым событием 2013 года стал выход на рынок B2G, были заключены первые госконтракты.

CNews: Пока только несколько сотен сайтов поддерживают протокол IPv6. Как ваши пользователи отнеслись к возможности использования нового протокола? Как, на ваш взгляд, будет развиваться новый протокол в России в ближайшие два–три года?

Михаил Воробьев: Объем IPv6-трафика в нашей сети с начала года вырос незначительно – до 2Гб/с, и составляет чуть менее 0,0014% от общей полосы. Показатель объема трафика растет пропорционально количеству абонентов, подключившихся к сети IPv6, на сегодня это примерно 40 тыс. абонентов. Невысокие показатели обусловлены в большей степени ограниченным количеством доступных ресурсов, использующих протокол IPv6.

CNews: В середине мая Роскомнадзор выдал вашей компании 6 лицензий на предоставление услуг в Крыму. Среди них – телевещание, фиксированная телефонная связь и другие услуги для корпоративных клиентов. В то же время компания не планирует оказывать услуги физическим лицам. С чем связан выбор только корпоративного сегмента?

Михаил Воробьев: Активное географическое расширение холдинг завершил в 2011 году, когда компания открыла 15 новых филиалов. Общее количество городов присутствия достигло 56. Лицензии на предоставление услуг в Крыму необходимы компании, чтобы обслуживать федеральных корпоративных клиентов, работать с которыми оператор начал в 2013 г. Это компании из различных секторов экономики (банки, ритейл, и т.д.). При этом лицензия сопровождается условием: мы обслуживаем предприятия в Крыму и других городах присутствия, только если предварительно мы заключили федеральный контракт.

CNews: Использует ли ваша компания бизнес-аналитику? Какие инструменты вы используете? Какие направления для анализа вы считаете приоритетными?

Михаил Воробьев: BI – еще один важный проект, который мы сейчас активно развиваем. Сегодня важно знать клиентские предпочтения в режиме реального времени. Высокотехнологичные решения обработки данных позволяют нам применять индивидуальный подход к каждому клиенту и прогнозировать действия абонентов. Благодаря решению от IBM мы можем сегодня не только соответствовать ожиданиям клиента, но и более эффективно использовать ресурсы, исследовать эффективность маркетинговых акций.

Вернуться на главную страницу обзора