Рынок M2M-решений, сегодня более ориентированный на
пользователей, чем на крупные компании, в последние 3-4 года показывает уверенный
рост на треть в мире. Еще большими темпами этот сегмент растет
в России — по итогам
2012 года эксперты, опрошенные CNews Analytics, оценивают рынок
M2M-устройств
(консолидированная оценка потребительских и промышленных приборов) в 130 млрд
единиц при валовом количестве подключений более 250 млн. Это показывает, что
отечественная отрасль идет вслед за существующими лидерами – странами
Евросоюза
и США, где M2M растет среднегодовыми темпами 36-52%.
Драйвером развития рынка сейчас являются добавленные
телематические сервисы к обычной навигации и классической безопасности
автотранспорта.
Вместе с тем коммерческий потенциал таких разработок не исчерпан – на рынке
появляются решения для «
умного автострахования» на основе «водительского
профиля», которые катализируют применение M2M в потребительской среде,
показывая очевидную выгоду владельцам авто.
По данным компании «M2M-Телематика», почти 40% от общего
количества поставленных бортовых устройств в 2012 г. пришлось на сектор
B2G и
частный транспорт, попадающий под обязательное оснащение. Оборудование для
транспортной
телематики занимает основную долю на рынке М2М-оборудования. Лидирующая
доля оснащений приходится на навигационное оборудование на базе ГЛОНАСС — почти
85 % от всех оснащений, при этом рост данного сегмента составил 25,5%. В
2012 г., по оценке ассоциации «
ГЛОНАСС/ГНСС Форум», было установлено 550 тыс.
единиц бортовых устройств мониторинга транспорта.
История развития
По усредненным оценкам аналитиков, в
США и странах Европы уровень проникновения
навигационных технологий находится в
районе 60-70% (именно такой процент
населения пользуется, так или иначе,
спутниковой навигацией), а в развитых странах
Азии – около 90%. В то же время в
России, по состоянию на конец 2011 г., уровень проникновения не превышает
отметку 15%. Эксперты связывают наличие такой “пропасти” тем, что в США рынок
пользовательской навигации стартовал 12 лет назад, в 2000 г., а в
России –
только в 2006 г. По формальным признакам — количеству игроков, развитости
инфраструктуры, проработанности законодательства — отечественная индустрия отстает
от развитых индустриальных стран примерно на 5-6 лет.
В 2012 г. определяющим для рынка был законодательный фактор.
В январе 2012 г. вышел приказ Минтранса РФ №20 о порядке оснащения транспорта
ГЛОНАСС-оборудованием . Согласно ему, транспорт категории М и N, используемый
для коммерческой перевозки пассажиров и опасных грузов, должен быть оснащен
аппаратурой ГЛОНАСС или
ГЛОНАСС/GPS. Летом 2012 г.
Минтранс в приказе №285
уточнил требования к
ГЛОНАСС-оборудованию. В итоге производители
навигационного оборудования в России отказались от выпуска устройств
исключительно на базе GPS-приемников.
Системы телематического контроля поведения
водителя за рулем
появились
в Европе и США на рубеже 2005-2006 гг. в составе потребительских
продуктов для расчета автострахования. Речь тогда шла о том, как можно сделать
более практичным и удобным для страховщиков и их клиентов учет и подсчет
страховки гражданской ответственности, особенно в среде начинающих водителей,
имеющих очень короткий стаж вождения. Такие приборы, например, от
Aviva, просто
вели статистику того, когда именно водитель воспользовался машиной, как долго
он на ней ездил и в какое время. Так, страховщик вводил повышенный коэффициент
за вождение ночью, поскольку такие поездки более опасны, чем дневные. Из-за
малой популярности такие решения были сняты с продажи спустя 2 года.
Позже, в 2010-2011 гг., к ним прибавились функции
телематики. Для этого, например, в Великобритании несколько страховых компаний
стали предлагать специальный прибор в виде датчика, который должен был
регистрировать то, как водитель управляет машиной – как часто он пользуется
экстренным торможением, в какое время суток он водит, насколько уверенно он
проходит повороты на трассах, подрезает
ли он кого-либо на дороге, с какой скоростью ездит и так далее. Вся эта информация
должна была накапливаться и потом анализироваться с целью построения
«водительского профиля» — специальной информационной составляющей, передающейся
страховщику для конечного расчета страховки. Основной фокус-группой, где
тестировалась данная разработка, были автомобилисты в возрасте 17-25 лет, на
долю которых приходилось подавляющее количество аварий.
Пример расчета автостраховки, Великобритания
Водитель: 24 года, мужчина
Автомобиль: 10-летний Ford Ka
Общая стоимость на рынке: 2500 фунтов
Co-op Young Driver – 1093 фунтов
Insure The Box - 1366 фунтов
Admiral – 1684 фунтов
Elephant – 1693 фунтов
Bell – 1762 фунтов
Источник: Guardian Money, 2011
Чтобы улучшить сам процесс сбора данных и мотивировать
водителей на более безопасную езду, страховые компании ввели
маркетинговые меры
– так, у компании Insure The
Box предлагались бонусы за безаварийную езду,
измеряемые в милях. Страховка приобреталась из расчета, что водитель проезжает
в течение ее срока действия 6000 миль и потом докупает необходимое расстояние,
продлевая ее. У другой компании Co-op Young Driver предлагался возврат
первоначального платежа за установку датчика, в случае если в течение первых 90
дней у водителя не произошло ни одного дорожно-транспортного происшествия или
потенциально опасной ситуации на дороге. Естественно, датчик сообщал о
приближении к «красной зоне» в таких случаях.
И в том, и в другом случаях участники страховых программ
отмечали, что начинают экономить на страховке – если усредненный пакет
обходился в 1000 фунтов стерлингов, то пакет на базе «
водительского профиля»
стоил примерно на 250-350 фунтов дешевле.
Положение рынка
После успеха внедрения «водительских профилей» в решения для
конечного потребителя, за рубежом начался переход страховых компаний на модель
выпуска страховок по принципу «плати за то, как ты водишь»
(pay-as-how-you-drive). Этот процесс затронул не только индивидуальные
предложения, которые, естественно, являлись самым очевидным продуктом такого
маркетинга, но и комплексное изменение тарифов. Так,
страховщики начали
накапливать
базы данных «водительских профилей», подключая к ним
аналитические
системы, которые рассчитывали стоимость оплаты той или иной страховки на основе
конкретных моделей авто и водителей.
Рынок от потребительского сегмента также начал переходить в
корпоративный – помимо обычных курьерских отправлений, которые перевозятся на легковых
автомобилях, страховщики начали внедрять расчет страховок на базе
«водительского профиля» и в грузоперевозках. В расчет берется то, имеет ли
водитель уже накопленную статистику передвижений, какой стиль езды он
исповедует и насколько он безаварийный. В итоге, если данных мало или нет
вовсе, стоимость страховки возрастает кратно или ему предоставляется отказ.
Помимо этого «водительский профиль» задействуется и логистами, поскольку его
можно учитывать в прогнозе грузоперевозок – например, с какой вероятностью тот
или иной шофер совершит
ДТП в рейсе. Эта схема может работать не только на
перевозке опасных или ценных грузов, но и в обычных пассажирских перевозках — таксопарках, автоколоннах и других
автотранспортных предприятиях, где требуется учет водителей и повышенные меры
безопасности.
Российский авторынок готов к штурму
В России рынок «умного страхования» находится в стадии
формирования: его поддерживают на начало 2013 г. всего несколько страховых
компаний, причем в большинстве своем они выступают за обеление отрасли,
связанное с захлестнувшим страну страховым мошенничеством («подставами» на
дорогах и псевдостраховыми случаями). Тема безопасности на данный момент
фигурирует в риторике страховщиков только на третьем месте – впереди нее
желание задействовать существующие
M2M-решения для повышения собственной эффективности
(по выездам аварийных
комиссаров и расчету ущерба).
О том, что конечный потребитель может сэкономить на КАСКО до
70% (с чего и начинался
европейский рынок), упоминается в последнюю очередь –
так называемые «справедливые»
тарифы дебатируются только на уровне крупных
игроков рынка, как например: «
Цезарь Сателлит», 3S-Telematica и «
Сидикома». На
сегодняшний день не более 40-45% автомобилей выезжают из автосалонов, будучи
застрахованными по полису
КАСКО, а еще около 15% машин застрахованы через агентские
сети. В результате потенциал неохваченных клиентов — около 40%, то есть порядка
1 млн транспортных средств.
Компания |
Продукт |
Плюсы |
Минусы |
Ингосстрах |
3S-Telematica |
среднерыночная цена |
узконишевое решение |
Цезарь-Сателлит |
Octo-Telematics |
низкая цена |
нет интеграции в существующие решения, нет адаптации под Россию |
Сидиком |
Ingenium Dynamics |
низкая цена, интеграция с любыми существующими системами, адаптация под Россию |
|
M2M-Телематика |
собственная разработка |
изначально российская разработка |
нет привязки к дорожной сети |
Основной тормозящий фактор – неготовность рынка играть по
новым правилам в силу инерционности
отечественных автолюбителей к любым
инновациям, исходящим от игроков отрасли без применения административного
ресурса. В итоге 2013 г. прогнозируется как год прорыва в этой сфере, поскольку
у большинства автостраховщиков еще только предстоит внедрение «
умного
страхования».
Для ускорения данного процесса требуется внедрение «лучших
практик», которые за 3 года существования данных технологий на Западе уже нашли
своих клиентов, закрыли «узкие места» и прошли «
болезни роста». Таким путем
пошла отечественная компания «
Сидиком», заключившая партнерское соглашение с
великобританским телематическим оператором FMG по применению его разработки
Ingenium
Dynamics. В рамках него она эксклюзивно лицензировала продукт для России,
СНГ и
Прибалтики.
Выбор этой компании был обусловлен ее готовностью
адаптировать свой продукт, созданный при участии международных экспертов в
области транспортной проблематики (Motor Industry Research Association, Driver
Research Group at Cranfield University и
Loughborough University), под
требования российских реалий: классности дорог, скоростных профилей, различной
системы весов и коэффициентов при езде в России. Таким образом, в решении
отражается именно информация, предоставляемая «Сидикомом» с учетом собственных
разработок компании (локальная матрица дополнительных данных для дальнейшего
уточнения «водительского профиля»), дающая внятную и адекватную картину.
Эффективность подобных систем доказал мировой опыт. По
данным
британских экспертов, использование так называемых систем умного
вождения позволяет сократить число аварий более чем на 60%, а размер
материального ущерба от них – на 50%. Водители, машины которых оснащены блоками
сопряжения с подобными системами, на 53% реже нарушают скоростной режим и настолько
же реже сталкиваются друг с другом. Об этом свидетельствуют результаты
исследований консалтинговой компании Orkin.
Технология персонализированной сводной оценки безопасности и
экономичности – органичное и развивающее дополнение в транспортной сфере. Это
особенно важный «апгрейд» для России, где подобный подход пока не находил
реализацию в полной мере. Прогнозируется, что в 2013 г. потребность в
навигационном оборудовании для автотранспорта составит около 1 млн единиц, в
следующие несколько лет — по 2-3 млн единиц в год.