Выручка 60 участников рейтинга крупнейших поставщиков ИТ-услуг в 2022 г. составила ₽341 млрд. Около 2/3 этого показателя формируют топ-10 компаний. В ближайшие годы рынок ИТ-услуг имеет все шансы для интенсивного роста. Основные драйверы — импортозамещение, необходимость цифровой трансформации, дефицит квалифицированных кадров и стремление наладить экспорт ИТ-услуг в дружественные страны.
Крупнейшие игроки рынка
Топ-60 крупнейших поставщиков ИТ-услуг в 2022 г. заработали ₽341,2 млрд. Это на 7,8% меньше, чем в 2020 г. Причина — отсутствие в рейтинге таких крупных компаний, как «Ланит», «Крок», Т1, «ИКС Холдинг», ЦФТ — в текущем году они отказались предоставить данные. На топ-10 участников рейтинга, как и в 2020 г., приходится 64% совокупной выручки.
Первое место в рейтинге занимает МТС — компания заработала на оказании ИТ-услуг ₽87,9 млрд. На второе место с пятого в 2022 г. переместилась «Лига Цифровой Экономики» (₽25,3 млрд). Несмотря на небольшое снижение выручки в сегменте ИТ-услуг, на третье место с четвертого в 2022 г. удалось подняться организации «Инфосистемы Джет» (₽19,9 млрд). Четвертое место занимает IBS (₽17,7 млрд) — в 2020 г. компания находилась на 10 месте. На пятом — «Айтеко» (₽15,6 млрд), которая ранее была на седьмой строчке.
Главные тренды на рынке ИТ-услуг
До 2022 г. на российском рынке присутствовали зарубежные вендоры, которые обеспечивали поддержку своих решений. После их ухода остро встал вопрос импортозамещения. Однако для полного отказа от иностранных продуктов необходимо время, поэтому сегодня многие заказчики вынуждены поддерживать их самостоятельно. Кроме того, российские аналоги тоже нуждаются в обслуживании. «По этой причине услуги технической поддержки становятся одними из наиболее востребованных», — говорит Александр Казаков, заместитель директора департамента аутсорсинга и системного администрирования компании «Инфосистемы Джет». Также необходимо развивать и поддерживать Open Source-продукты, а значит, спрос на внедрение и оказание сервиса открытого софта вряд ли снизится — скорее, наоборот, продолжает он.
Еще один тренд — рост спроса на услуги в сфере информационной безопасности. «Рынок решений и услуг в сфере информационной безопасности развивается очень быстро, что говорит как о перспективности этой темы, так и ее высокой значимости для отрасли», — говорит Наталья Зейтениди, генеральный директор «БФТ-Холдинга». Одновременно компании, предлагающие ИТ-услуги, вынуждены и сами более тщательно выстраивать системы защиты информации при их оказании.
Рост спроса на отечественные ИТ-решения и услуги привел к необходимости оптимизации производственных процессов и внутренних преобразований в ИТ-компаниях, продолжает Оксана Воробьёва, генеральный директор «МТС Диджитал». Речь идет о переходе на единую технологическую платформу, объединяющую все сквозные ИТ-решения. Внедрение такой платформы дает возможность сократить время получения инфраструктуры, ускорить вывод новых продуктов на рынок, повысить надежность ИТ-систем, снизить затраты на разработку и освободить продуктовые команды от рутины: получения и настройки инфраструктуры, баз данных, мониторинга, построения пайплайнов данных (сбор, обработка и структурирование данных для последующей работы с ними) и многого другого.
Кроме того, рынок с интересом смотрит в сторону продуктов и услуг с использованием технологий искусственного интеллекта. Одна из важнейших причин — дефицит кадров. «По сути компании стараются заместить рутинные процессы и работу, не требующую сложных технических знаний, сервисами на основе генеративного искусственного интеллекта», — говорит Оксана Воробьёва.
В целом, сегодня системные интеграторы не просто поддерживают ИТ-инфраструктуру заказчиков, но и помогают формировать стратегии развития технологических ландшафтов с учетом всех особенностей и ограничений, на базе доступных технологий и продуктов. «Среди главных сервисных задач — гарантии бесперебойного функционирования ИТ-инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности всех систем, разработка стратегии построения нового ИТ-ландшафта, дальнейшая его поддержка и развитие», — полагает Сергей Королёв, руководитель сервисного направления Rubytech.
Взгляд в будущее
Что касается будущего российского рынка ИТ-услуг, то опрошенные CNews эксперты смотрят в него с оптимизмом. «На мой взгляд, в нынешних условиях российским компаниям выпал фантастический шанс создать целый ряд новых ИТ-продуктов и решений, которые будут востребованы на рынке. Безусловно, сфера ИТ-услуг продолжит развиваться. Основными драйверами станут импортозамещение и в целом потребность бизнеса и государства в цифровой трансформации», — говорит Сергей Шилов, президент «Лиги Цифровой Экономики».
Серьезным стимулом для развития этого направления остается дефицит квалифицированных кадров. «Уже сейчас из-за обострившегося кадрового голода заказчики все чаще обращаются за ИТ-услугами к интеграторам, поскольку наём, содержание штата и удержание квалифицированных специалистов становится непосильной задачей даже для крупнейших компаний», — уверен Сергей Королёв.
Еще одна важная задача — наладить экспорт ИТ-услуг в дружественные страны, такие как Республика Беларусь, Казахстан и т.д. «Это обеспечит снижение прямой зависимости отрасли от государственной финансовой поддержки», — говорит Наталья Зейтениди.
Таким образом, в ближайшие годы рынок ИТ-услуг имеет неплохие шансы. Процесс импортозамещения программного обеспечения, по оценкам экспертов, может занять до 5 лет, а если говорить об оборудовании — то растянуться на 10 лет. Как решить кадровую проблему, в особенности, когда речь идет о квалифицированной рабочей силе, пока не понятно. Один из выходов — цифровизация, которая позволит повысить производительность труда. Осуществить ее смогут компании, которым удастся объединить в своих руках лучшие технологии и лучшие человеческие ресурсы.