Поставщики российских HR-решений продолжают наращивать выручку, о чем свидетельствует новый рейтинг CNews Analytics. По словам лидеров отрасли, спрос на отечественное программное обеспечение растет на фоне продолжающегося импортозамещения и кадрового голода. Внедрение комплексной цифровой платформы по управлению персоналом способствует перестройке бизнес-процессов компаний, после которой кадровые департаменты получают возможность заниматься стратегическими вопросами. Если говорить о ключевых технологических трендах, то заказчики ожидают, что в российских решениях будут встроенные ИИ-агенты, а также аналитические сервисы.
Лидеры рынка
CNews Analytics вновь провел исследование отечественного рынка цифровых решений по найму и управлению персоналом, опубликовав рейтинг «Крупнейшие игроки рынка HR Tech в России». В этот раз в обновленном перечне представлены 50 компаний.
Агентство публикует исследование уже в пятый раз. Однако рейтинг по итогам 2024 г. формировался по другой методологии. Теперь сведения о выручке игроков рынка представлены без учета налога на добавленную стоимость (НДС). Такой подход позволяет точнее сравнить масштаб бизнеса компаний.
В 2024 г. совокупная выручка всех участников исследования составила ₽24 млрд, что на 7,11% больше, чем в 2023 г. Столь скромная позитивная динамика продиктована тем, что на лидера исследования Solar Staff приходится около 40% от суммарного показателя. По итогам 2024 г. вендор платформы для работы с самозанятыми и предпринимателями получил ₽9,2 млрд. Прирост выручки составил всего 1,72%. Другие участники исследования, в том числе представители первой десятки, показали более внушительную позитивную динамику — вплоть до 130%.
На втором месте с большим отрывом от лидера рейтинга находится компания Ispring, разработчик решений для корпоративного обучения и оценки эффективности персонала. В прошлом году поставщик ИТ-решений получил ₽1,7 млрд. Проследить динамику не представляется возможным, так как ранее компания не сегментировала выручку по сферам деятельности.
С пятой на третью строчку поднялся разработчики комплексных HR-платформ Websoft c результатом в ₽1 млрд в 2024 г. против ₽769 млн в 2023 г. Позитивная динамика составила 30%.Следом, на четвертой позиции, идет компания Mirapolis. Вендор программного обеспечения по управлению талантами за год увеличил выручку на 21,5% — с ₽804 до ₽977 млн. Однако это не позволило компании удержать третью позицию, которую она занимала в рейтинге по итогам 2023 г. Замыкает пятерку лидеров компания «Тензор», заработавшая ₽973 млн за 2024 г. против ₽706 млн в 2023 г. Объем выручки увеличился на 37,9%. Ранее четвертую строчку в первой пятерке занимала компания VK Tech. Однако сведения по итогам 2024 г. она разглашать не стала.
Стоит сказать, что почти для всех лидеров исследования HR Tech — приоритетное направление, на которое приходится 50% и более от общей выручки. Что до компании «Тензор», то она в основном поставляет продукты для обеспечения электронного документооборота. На рынок HR-решений у организации приходится лишь 6% от совокупной выручки.
Спрос на импортонезависимые и комплексные решения
Значительная часть участников рейтинга, а именно 34 компании (почти 70% от общего числа представленных игроков рынка) продемонстрировали рост выручки. Средний показатель составил 60%. По словам представителей поставщиков HR-решений, основой причиной спроса на отечественное программное обеспечение остается импортозамещение. На фоне высокого интереса заказчиков российские вендоры стараются усовершенствовать свои платформы и расширить продуктовый портфель.
«Рост выручки в компании обусловлен несколькими ключевыми факторами. Во-первых, активное импортозамещение западных HR-систем создало значительный спрос на отечественные решения уровня enterprise, сегодня мы реализуем большое количество проектов внедрений масштабом в 10 000 сотрудников. Во-вторых, компании активно переходят от точечной автоматизации к комплексным платформам, охватывающим весь цикл управления талантами», — обращает внимание Артур Захарян, директор по стратегии Websoft.
По мнению лидеров отрасли, интерес к российским решениям выказывают не только крупные предприятия, но и компании из сегмента малого и среднего бизнеса. Поэтому вендоры стараются адаптировать свои решения для заказчиков разного масштаба.
«Демонстрировать постоянный рост удается благодаря адаптации продукта и подхода команды к быстро меняющимся условиям. В частности, мы сегментировали компанию на два направления: enterprise и СМБ, что позволило создать уникальные процессы для каждого сегмента бизнеса», — отметили в компании HRlink.
На протяжении последних лет наряду с постоянным процессом импортозамещения драйвером развития рынка решений для поиска и управления персоналом остается нехватка квалифицированных кадров. Сегодня компании не только борются за перспективных специалистов, закрывая вакансии, но и прикладывают немало усилий, чтобы удержать надежных и компетентных сотрудников. Отсюда рост спроса на HR-решения, повышающие уровень лояльности коллектива к работодателю.
«Ключевой тренд последнего года в HR — удержание квалифицированных кадров и повышение их эффективности. Причиной стали дефицит специалистов на рынке и рост стоимости оплаты труда. В этой ситуации заказчики увеличили инвестиции в ИТ-решения для обучения сотрудников», — сообщили в компании Rubius.
Несмотря на то, что значительная часть участников рейтинга показали прирост выручки за год, есть также те, кто, напротив, продемонстрировал отрицательные показатели. Таких компаний всего две. Одна находится в первой десятке, на девятом месте. Годом ранее организация «Эмплай» занимала в рейтинге вторую строку. Падение выручки зафиксировано на уровне 30%. К сожалению, представители компании не сообщили о причинах отрицательной динамки. Еще одна организация, которая «оказалась в минусе», — Work Solutions (43 строка в рейтинге). Представители компании заявили, что это связано с завершением реализации крупного проекта. Что до остальных участников рейтинга, то они не представили сведения о выручке за 2023 г., поэтому информация о росте или падении показателей, к сожалению, отсутствует.
Диджитализация HR-функции
Чтобы процессы подбора, трудоустройства и управления персоналом протекали в компании эффективно, кадровую службу необходимо максимально освободить от рутинных задач. Здесь, как ранее говорили опрошенные CNews эксперты, на помощь приходят комплексные экосистемные HR-платформы, в которые интегрирован искусственный интеллект. В частности, чат-боты все чаще справляются самостоятельно на первых этапах взаимодействия с потенциальным кандидатом. Эти цифровые помощники проводят первичное интервью и приглашают на собеседование до 30% кандидатов.
«Сценариев использования искусственного интеллекта в области ИТ-решений для управления персоналом — множество. К ним можно, к примеру, отнести создание персонализированных рекомендаций по обучению и карьерному развитию, self-service решений, позволяющих сотрудникам самостоятельно решать различные HR-задачи», — указывает Александр Аверин, директор по персоналу ИТ-экосистемы «Лукоморье».
Он также обращает внимание, что сегодня у заказчиков отмечается большой запрос на аналитические сервисы внутри комплексных HR-платформ. Речь идет о встроенных модулях, создающих интеллектуальные сценарии адаптации и удержания ценных кадров. Не менее важна предиктивная аналитика, позволяющая предсказывать «текучесть» специалистов и вовремя выявлять «узкие места» в компаниях.
«ATS-системы автоматизируют рекрутинг, а TMS-платформы управляют талантами и данными. Их главное преимущество для удержания персонала — проактивность: предиктивная аналитика выявляет риски ухода, а инструменты развития карьеры и вовлеченности повышают лояльность. Эти сервисы повышают эффективность рекрутинга и снижают операционные издержки. Спрос на российские решения резко вырос в последние несколько лет, чему активно способствовали удаленная и гибридная работа. Платформы быстро «обросли» необходимыми функциями, став критичной инфраструктурой в ИТ-периметре предприятий», — детализирует Михаил Ефимов, руководитель направления Saby HRM компании «Тензор».
По словам лидеров отрасли, в ближайшие 3–5 лет усилятся названные тренды и наметится еще один. HR-платформы будут сильнее врастать в ИТ-периметр компании. Простая автоматизация рутинных процессов останется в прошлом, в системах появятся больше аналитических сервисов для эффективной работы с сотрудниками в условиях острого дефицита квалифицированных кадров. В итоге роль HR-департаментов изменится: вместо администрирования бизнес-процессов специалисты будут заниматься стратегическими вопросами развития человеческого капитала на предприятии.









