Спецпроекты

Перспективы бизнес-аналитики в России

Перспективы бизнес-аналитики в России

За прошедший год экономическая ситуация изменилась лишь в худшую сторону, причем, в отличие от спада 2008 г., снижение рынков идет постепенно, что свидетельствует о затяжном характере. Эта тенденция заставляет многие компании заниматься повышением операционной эффективности и своей ориентированности на клиента, а ключевым инструментом таких изменений являются информационные технологии и, в частности, BI-решения.

Если в компании хотят лучше узнать своего клиента или исключить лишние действия из своих бизнес-процессов, то без инструментария BI обойтись затруднительно. Все чаще и чаще в руках аналитиков и менеджеров можно встретить не просто отчеты, а полнофункциональные BI-инструменты, с помощью которых производится анализ той или иной предметной области. Существующие изменения хоть и отражаются на рынке BI, однако делают его одним из ключевых ИТ направлений в части роста.

Компания Проект Год Инструмент Интегратор
1 Mary Kay Создание системы для анализа данных о продажах продукции компании, планирования и прогнозирования сбыта, управления ассортиментом 2014 (окончание проекта) IBM Cognos BI BI Partner
2 Банк Тинькофф Кредитные Системы Создание аналитической системы для контроля объема и динамики кредитов 2014 (старт проекта) SAP Business Objects SAP СНГ
3 ГК Детский мир Создание системы для аналитики рынка детских товаров: сезонность, волатильность спроса, потребность в высоком качестве и безопасности для здоровья ребенка 2013 (старт проекта) Business Objects BI в части общего решения SAP SAP СНГ
4 Газпром добыча Уренгой Изменения и доработки проектных решений 2014 (старт проекта) SAP Business Intelligence Кредо Консалтинг
5 ЭйрБриждКарго Создание системы анализа выполнения плана полетов авиакомпании 2013 (завершение проекта) SAP Business Objects BI по абонентской плате BI Partner
6 Лето Банк Система формирования отчетности и анализа информации из всех банковских систем 2013 (завершение проекта) Oracle Business Intelligence Suite AT Consulting
7 Faberlic Планирование бизнеса, логистику, продажи и развитие торговой сети, финансы, бухгалтерию и контроль качества 2013 (старт проекта) Microsoft Windows Azure Bright Box
8 Воентелеком Создан ряд визуальных отчетов и KPI-показателей 2013 (завершение проекта) Microsoft Business Intelligence Nikfort
9 Базовый Элемент Организация представления оперативной отчетности руководству компании в интерактивном виде 2014 (завершение проекта) Прогноз Прогноз
10 Уралтрансбанк Создание отчетов по следующим направлениям бизнеса: потребительские кредиты и кредиты малого бизнеса; расчетно-кассовое обслуживание; депозиты; банковские карты; платежные документы, переводы, финансовые счета, баланс; мероприятия по работе с клиентами, возврат долгов 2013 (завершение проекта) Oracle Business Intelligence АйТи

Источник: CNews Analytics, 2014

Перейти к полной таблице

Как и в прошлом году, ключевые потребители BI-технологий: банки, телекоммуникации и торговля. В тоже время остальные отрасли стали внимательнее смотреть на технологии бизнес-анализа, есть примеры применения BI-решений в авиации, промышленности и энергетике.

Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms

Оценка Gartner

По информации компании Gartner, объем мирового рынка бизнеса-аналитики (BI) и аналитического программного обеспечения, который включает платформы BI, системы управления эффективностью организаций (CPM), аналитические приложения и продвинутую аналитику, достиг в 2013 г. $14,4 млрд. Это на 8% больше, чем показатель $13,3 млрд в 2012 г. Среди пятерки лидеров компания SAP увеличила свой доход на 5% и достигла $3,1 млрд при доле рынка — 21,3%. Показатели Oracle практически не изменились, а оборот Microsoft в этой индустрии составил $1,379 млрд, что позволило ему удержаться на 5-й позиции. При этом компания показала самый высокий рост среди лидеров — 15,9%.

Учитывая разнообразие BI-инструментов и появление на рынке достаточно легких решений, востребованных пользователями, компания Gartner теперь публикует два квадранта. Первый из них – Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms – охватывает все компоненты систем бизнес-анализа, при этом внимание сосредоточено на описательных и диагностических способностях инструментов, второй – Magic Quadrant for Advanced Analytics Platforms – сосредоточен больше на расширенной бизнес-аналитике.

Совершенно логично, что в первом квадранте среди лидеров можно увидеть больше «легких» решений: Tableau, Qlik и Microsoft, а уже за ними идут IBM, SAP, SAS, Tibco Software, Oracle, MicroStrategy и Information Builder. Число игроков данного сегмента рынка только увеличивается, что показывает активное развитие BI-технологий и появление новых подходов и легких решений для бизнес-анализа. Представителям бизнеса сейчас доступно множество BI-инструментов, среди которых непросто разобраться, однако тренд на применение легких и недорогих решений уже явно виден, и, скорее всего, он будет длиться не один год.

Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms

kvadrat_1.png

Источник: Gartner, 2014

Несмотря на недавнее появление Tableau, ее все чаще можно увидеть в российских компаниях. Ключевым фактором тут является простота интерфейсов и небольшая стоимость владения. При этом удачное размещение акций в 2013 г. дало возможность привлечь ресурсы для дальнейшего совершенствования своих продуктов и выхода на мировые рынки.

Компания Qlik за счет активной маркетинговой политики и «легкости» инструмента также активно распространяется на российском рынке. Ее единственный продукт QlikView, как самостоятельная BI-платформа, основанная на in-memory поисковом движке — лидер рынка в области Data Discovery. Ближе к концу 2014 г. Qlik планирует выпустить новый продукт QlikView.Next, который считается сегодня одним из продвинутых продуктов с точки зрения видения перспектив.

Учитывая распространение MS Excel в российских компаниях в качестве основного аналитического инструмента, компания Microsoft имеет сильные позиции на рынке бизнес-анализа. Именно поэтому для построения BI-решения на платформе Microsoft используется комбинация нескольких продуктов: MS Excel 2013, SQL Server, и MS SharePoint. Цена и опыт применения продуктов Microsoft часто является критическим фактором при выборе данных технологий, однако в части функционала BI у Microsoft есть еще, что дорабатывать.

Компания Доход 2013 г. Доход 2012 г.
SAP 3,057 2,902
Oracle 1,994 1,952
IBM 1,820 1,735
SAS Institute 1,696 1,600
Microsoft 1,379 1,190
Другие 4,422 3,932
Всего 14,368 13,311

Источник: CNews Analytics, 2014

Итак, впереди в Magic Quadrant for Business Intelligence and Analytics Platforms легкие решения, ведь типичные внедрения Tableau, QlikView, и Microsoft — используют средние по масштабу компании или отдельные подразделения крупных компаний.

В тоже время такие решения, как BI-приложения Jasper от компании Jaspersoft и Pentaho BI Suite, которые год за годом все чаще и чаще можно увидеть в российских компаниях, также находятся в квадранте Gartner. Их популярность в России обусловлена тем, что они используют принцип СПО, что так ценится в наше неспокойное время. Российская компания Prognoz, как и в прошлом году также находится в квадранте Gartner со своими BI-решениями – это пока единственный российский игрок данного рынка. Появились и новые игроки, например, компания Yellowfin дебютировала в квадранте – хотя она пока лишь нишевый игрок, кто знает, как она будет развиваться дальше.

Magic Quadrant for Advanced Analytics Platforms

Лидерами расширенной бизнес-аналитики Gartner названы продукты SAS, IBM, RapidMiner и Knime. И если первые две платформы хорошо известны российскому рынку (SAS активно работает в банковском секторе, а IBM предлагает полный спектр решений в области BI), то две оставшиеся компании – RapidMiner и Knime – незнакомы российским потребителям.

Magic Quadrant for Advanced Analytics Platforms

kvadrat_2.png

Источник: Gartner, 2014

Особенностью платформы SAS является ориентация на решение определенных задач бизнеса с помощью аналитических приложений. Такой подход позволяет предлагать на рынке не просто инструментарий бизнес-анализа, а настоящую ценность для бизнеса. Очень часто можно увидеть слабо проработанную методическую строну анализа данных, в результат чего становится непонятно, как использовать тот или иной функционал BI-инструмента для решения определенной бизнес-задачи.

Тренды от Gartner

По словам Дэна Соммэра (Dan Sommer), директора по исследованиям Gartner, рынок растет достаточно медленно, процентный рост пока что не достиг даже двухзначной цифры. Парадоксально, но рынок при этом находится на переломе. Уже в скором будущем можно будет ожидать беспрецедентного интереса к аналитическим инструментам. Сегментирование рынка показывает, что требования к анализу данных ведет к росту BI-платформ, демонстрируя медленный, но стабильный сдвиг с фокуса на отчетности к фокусу на аналитике. Продвинутая аналитика также растет быстро, это свидетельствует о том, что компании все больше фокусируются на прогнозной аналитике.

Хочется отметить инструментарий RapidMiner – это комплексная система для Data Mining и статистического анализа. И, несмотря на то, что инструмент построен по принципам Open Source, он обладает интересным набором алгоритмов для обработки и анализа, включая обработку больших массивов данных. При этом визуализация результатов в данном инструменте тоже на высоте. Еще один новый для России инструментарий – Knime. Это Open Source проект, только что появившийся в квадранте Gartner, также позволяет выполнять сложные формы интеллектуального анализа данных для анализа тенденций и прогнозирования возможных результатов. Он позволяет пользователю визуально конструировать потоковые сценарии обработки и анализа данных, выполнять построенные сценарии, а также исследовать результаты анализа, используя интерактивную визуализацию.

Оба Open Source инструмента фактически не представлены в России за исключением некоторых внедрений в научной среде. Тут можно привести аналогию с инструментарием класса Process Mining, который используется для восстановления бизнес-процессов на базе логов информационных систем и последующего их анализа и оптимизации. Он также имеет лишь отдельные случаи применения в пилотном режиме. Возможно, зрелость российских компаний пока еще недостаточна для массового применения таких аналитических инструментов.

Подсегмент Доход 2013 Рыночная доля 2013 (%) Доход 2012 Рост 2012–2013 (%)
Аналитические приложения и управление эффективностью организаций 2 001 13,9 1 890 5,8
BI-платформы 8 550 59,5 7 857 8,8
CPM-системы 2 735 19,0 2 602 5,1
Продвинутая аналитика 1 082 7,5 962 12,5
Итого 14 368 100,0 13 311 7,9

Источник: CNews Analytics, 2014

Так или иначе, рынок BI претерпевает серьезные изменения, появилось множество доступных инструментов, которые позволяют на уровне отдельных пользователей провести необходимый анализ данных. На корпоративном уровне пока применяются приложения, хорошо зарекомендовавшие себя за долгие годы существования, новые легкие инструменты активно завоевывают свою нишу, при этом Open Source также захватывает долю на данном рынке.

Андрей Коптелов

Вернуться на главную страницу обзора