Спецпроекты

Как меняется спрос на BI-решения в России

Как меняется спрос на BI-решения в России

Российский рынок BI ждут рост интереса со стороны среднего и малого бизнеса, а переход от внедрения систем формирования отчетности к аналитическим инструментам Data Mining, обработке больших данных и модели Self-Service. В тренде маркетинговый анализ, системы геоаналитики.

По данным Gartner, по итогам 2013 г. основными игроками на мировом рынке BI систем являются такие компании, как SAP (21,3%), Oracle (13,9%), IBM (12,7%), SAS Institute (11,8%) и Microsoft (9,6%). Совокупная доля остальных вендоров составляет 30,8%.

Объем мирового рынка бизнеса-аналитики и аналитического ПО, который включает платформы BI, системы управления эффективностью организаций (CPM), аналитические приложения и продвинутую аналитику, достиг в 2013 г. $14,4 млрд. Это на 8% больше, чем в 2012 г. ($13,3 млрд) в 2012 г.

В России рынок бизнес-аналитики находится на начальном этапе своего развития. Как отмечают эксперты, интерес к подобным решениям пока высказывали в основном крупные предприятия, однако в ближайшей перспективе они будут все более востребованы средним бизнесом.

CNews опросил основных поставщиков BI-продуктов на российском рынке, и все они ожидают, что в 2014 г. рост рынка продолжится, но увеличения темпов роста не будет.

Компания Оценка
TSystems, Россия Бюджеты проектов сократятся, но общее количество внедрений увеличится. Значительного роста рынков BI ждать не следует. Вторая волна внедрения пройдет на предприятиях меньшей величины. Растет интерес в таких отраслях, как ракетно-космическая отрасль и ВПК
Крок Рынок насыщается. Большого роста рынка BI ожидать не стоит. Драйверами роста станут: модернизация уже внедренных решений, рост cпроса среди предприятий СМБ, рост популярности облачных аналитических решений, популяризация больших данных и модели Self-Service
Консультационная Группа АТК Рынок BI-систем будет активно расти следующие 3 года при повышении доли инструментов BI-самообслуживания и снижении спроса на классическую отчетную аналитику. На предприятиях, внедривших системы отчета, уже начинают использовать решения для гибкого ad-hoc анализа
Барс Груп Принимая во внимание общую стагнацию экономики в 2014 г. и определенные негативные тенденции в развитии ИТ-рынка, темпы роста, скорее всего, будут колебаться в пределах нижней границы прогнозов –15%
Qlik Рынок BI-систем в России будет расти примерно на 10–15% в год. Вероятно, что по темпам роста российский BI сегмент будет обгонять и мировой, как это было ранее
Техносерв Консалтинг На фоне стагнации рынка ИТ в последние годы сегмент BI радует стабильным ростом. Рост в основном будет происходить за счет классической бизнес-аналитики, а новые технологии, такие, как Big data, не будут играть доминирующей роли. Ожидается, что к 2016 г. аналитический сектор увеличится до i50 млрд. В ближайшие 2–3 года двигать рынок бизнес-аналитики будут стремительный рост объемов данных, повышение сложности задач управленческого блока и повышенные требования к скорости принятия решений

Источник: CNews Analytics, 2014

Ранее в России BI-системы использовали в основном для подготовки отчетности, оставляя значительную часть аналитических инструментов без внимания. Как отмечает Елена Запольская, руководитель отдела BI «Техносерв Консалтинг», сегодня российские компании начали проявлять интерес к маркетинговым инструментам, геоаналитике. «Сегодня спрос на подобные решения вполне осознанный, подкрепленный конкретными ожиданиями бизнеса от их использования», – говорит Елена Запольская.

Становятся все более популярными BI решения, работающие по модели Self-Service. Эту тенденцию отметили как в компаниях АТК и КРОК. «Рост рынка будет происходить, в основном, за счет повышения доли инструментов BI-самообслуживания, и снижения спроса на классическую отчетную аналитику, – комментирует Андрей Краснопольский, генеральный директор в КГ АТК. – Многие компании, уже внедрившие репортинг, сейчас закрывают новую потребность в гибком ad-hoc анализе».

Роман Баранов, руководитель направления бизнес-аналитики компании «Крок», отметил, что в России проходит внедрение «все тех же BI решений, что и на Западе, но только на несколько других технологиях», и называются они системами для работы с большими данными. «Постепенно растет интерес к Self-Service BI, – добавляет эксперт, – пользователи предпочитают самостоятельно работать с решением без участия ИТ-специалистов».

Системы бизнес аналитики внедряют по всей России, и особой специфики в связи с географическим положением не наблюдается, считают эксперты. Потребность во внедрении зависит от приоритетных задач предприятия и от функциональных возможностей уже установленных систем. «Кто-то строит ключевые показатели эффективности (scorecards), другие ориентированы на создание единой фиксированной отчетности, а третьи делают упор на data mining», – рассказывает Роман Баранов. Несмотря на то, что в условиях рыночной стагнации бизнес подходит к вопросу распределения бюджетов более взвешенно, маловероятно, что кризис станет причиной для того, чтобы отложить запланированный проект по внедрению BI систем. Кроме того, в большинстве случаев BI-системы помогают экономить на времени сотрудников, на обращениях к подрядчикам, на ускорении бизнес-процессов и других операциях.

Не до конца согласны с комментариями экспертов «Крок» в компании «Техносерв Консалтинг». Как уточняет Елена Запольская, основные потребители рынка BI находятся в Москве и ЦФО, поскольку именно тут расположены головные офисы большинства крупных банков, ритейлеров и телеком-операторов. «В регионах наблюдается спрос на BI решения со стороны производственных предприятий и региональных операторов связи, – комментирует эксперт. – Как правило, решение внедряется сначала в одном из филиалов, а потом масштабируется на всю сеть».

Как изменится спрос?

Сегодня основными потребителями бизнес-аналитики называют предприятия розничной торговли, транспорт, телеком и банковский сектор. Ожидается рост спроса со стороны ТЭК, здравоохранения и госсектора. Как отмечает Елена Запольская, для банков, розничных предприятий и телеком-операторов потребность в бизнес-аналитике обусловлена не только необходимостью поддержки операционной деятельности (к примеру, ведения отчетов), но и желанием получать актуальную информацию для сокращения издержек и построения прогнозных моделей развития бизнеса. Потому именно в этих отраслях внедряются не только традиционные BI решения, но и системы для работы с большими данными, или решения из категории Data Mining (интеллектуальный анализ данных), позволяющие дополнить «явный» анализ данных поиском скрытых закономерностей благодаря использованию сложного математического инструментария.

Вместе с ростом числа внедрений BI в СМБ компаниях, снизится цена контракта, считает заместитель генерального директора ЗАО «БАРС Груп» Рустем Ибрагимов. Также спрос зависит от развития самих отраслей, сообщают в КГ АТК. Как рассказывает Андрей Краснопольский, примером тому может послужить область микрофинансирования, представляющая собой некий гибрид банка и ритейлера, активно интересующаяся системами бизнес-аналитики. В 2013–2014 гг. по заказу компании «Быстроденьги» специалисты КГ АТК создали специализированное отраслевое решение для микрофинансирования, позволяющее эффективно управлять финансовыми потоками, экспансией сети, проводить бенчмаркинг офисов и улучшать бизнес-результат компании.

Растет уровень сложности управленческих задач, что заставляет компании задуматься о необходимости получения качественной информации о состоянии бизнеса в целом. «Сегодня больше внимания уделяется скорости обработки и качеству данных, необходимых для проведения анализа, – комментирует Елена Запольская. – Акцент смещен на решение задач обработки постоянно растущего объема данных, объединения информации из гетерогенных источников и ее очистки».

Впрочем, не все компании готовы к новым вызовам, отмечает эксперт. Сейчас во многих организациях используются несколько BI-систем для решения локальных задач, что увеличивает трудоемкость и время получения необходимых данных. В ближайшее время будут появляться проекты, направленные на решение управленческих задач и охватывающие все направления бизнеса, считают и в «Техносерв Консалтинг», и в компании Qlik. «В современной бизнес-среде, когда объемы данных увеличиваются с каждым днем, найти нужную информацию, а тем более представить ее в наглядном виде, становится все более сложно, – рассказывает Алексей Артеменко, региональный директор Qlik в России и СНГ. – Для этого нужны все более совершенные BI инструменты, которые делают массивы данных из самых разных источников доступными для анализа пользователями».

В ближайшее время появится необходимость роста специализации разработчиков и интеграторов как в самих BI системах, так и в отраслевой специфике. Как рассказал Михаил Аксенов, руководитель отдела корпоративные системы управления T-Systems Россия, на рынке уже сейчас можно выделить 4–5 компаний с собственным портфелем BI проектов и по 2–3 компании в каждой отрасли с накопленной отраслевой экспертизой. Многие клиенты ищут полностью готовое специализированное решение, включающее специфическую для отрасли методологическую проработку. Их также интересует внедрение системы с учетом отраслевых особенностей.

Новыми потенциальными пользователями BI систем эксперт называет предприятия энергетики, ракетно-космическая отрасль и ВПК, и прогнозирует рост проектов в этих сферах. «Часть проектов смогут развернуть только интеграторы, имеющие отраслевую специализацию, – комментирует Михаил Аксенов, – т.к. в данных сегментах требования к отчетности четко определены законодательством».

Екатерина Кочеткова

Вернуться на главную страницу обзора