Спецпроекты

oбзор

Обзор: Аналитика 3.0 – 2019

Аналитика 3.0: рынок сконцентрирован на цифровизации

Аналитика 3.0: рынок сконцентрирован на цифровизации

В 2018 г. российский рынок средств бизнес-аналитики показал неплохие результаты, даже несмотря на уход с него одного из прежних лидеров — компании «Техносерв». Компании из топ-10 рейтинга CNews продолжают расширять набор своих практик, а наметившаяся год назад тенденция к отказу от традиционных подходов только усилилась. Это связано как с расширением круга задач, встающих перед вендорами и интеграторами, так и с внедрением новых технологий.

Все больше сотрудников будут зависеть от BI-инструментов

Аналитики Gartner в начале 2019 г., готовя очередной магический квадрант для BI-рынка, поделились видением ключевых направлений развития для этого сегмента. Одним из главных предсказаний стало повышение роли дополненной аналитики, которая, по мнению Gartner, станет ключевой движущей силой в этом сегменте. Аналогичная тенденция коснется платформ для обработки данных и машинного обучения, а также встроенной аналитики.

При этом эксперты уверены, что к 2020 г. половина аналитических запросов будут генерироваться с помощью средств поиска, запросов на естественном языке или голосовых, или будут генерироваться автоматически.

Наибольший рост покажут те компании, которые окажутся в состоянии обеспечить для пользователей максимально быстрый доступ к внутренним и внешним данным. Окупаемость инвестиций в аналитику в таких организациях будет двукратной в сравнении с теми предприятиями, которые еще не пошли этим путем.

Повышение ценности аналитических инструментов логично приведет к увеличению количества экспертов в этой сфере. Прогнозируемый рост будет трехкратным, что может прямо сказаться на организационных моделях корпораций.

Другой важной тенденцией 2019 г. должно стать увеличение с 35% до 50% доли сотрудников компаний, которые так или иначе связаны с бизнес-аналитикой или с результатами работы соответствующих решений. В первую очередь, это коснется работников фронт-офиса.

Какие вендоры оказались в мировом топе

Рынок средств аналитики стремительно растет, почти на 10% в год, и к концу 2020-го превысит $22,8 млрд. И на этом рынке назревают перемены. Во-первых, впервые за три года в числе лидеров магического квадранта Gartner появилось пополнение — к неизменным Qlik, Tableau с одноименными продуктами и Microsoft с ПО Power BI, присоединилась компания ThoughtSpot.

Во вторых, в следующем квадранте гарантировано как минимум еще одно изменение: в начале августа была закрыта сделка по покупке Tableau компанией Salesforce за $15,7 млрд. «Переплата» почти в $5 млрд (рыночная оценка Tableau накануне покупки составляла $10,79 млрд) за возможность скачком перейти в стан лидеров (Salesforce располагалась практически на границе между лидерами и визионерами) говорит об уровне конкуренции на рынке аналитики.

Магический квадрант Gartner в области бизнес-аналитики за 2019 г.

gartner700.jpg


Источник: Gartner, 2019

Цифровизация прямо влияет на потребность в аналитических инструментах

Ключевыми факторами увеличения выручки основных игроков рынка BI и аналитики стала продолжающаяся цифровая трансформация российского рынка в целом. Все больше предприятий приходят к диджитализации по понятным причинам: без налаженного процесса оперативной работы с большими объемами данных невозможно одержать победу в конкурентной борьбе.

Процесс трансформации идет неуклонно, хотя и несколько хаотично и далеко не всегда сопровождается переходом к управлению на основе анализа данных. Но прогресс в этом отношении все-таки есть.

Крупнейшие поставщики решений для анализа данных в России 2018

№ 2018 № 2017 Название организации Город (расположение центрального офиса) Выручка по проектам аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка по проектам аналитики данных в 2017 г., включая НДС, ₽тыс. Рост 2018/2017, % Штатная численность сотрудников компании, задействованных на направлении аналитики данных, 2018 Выручка от продажи лицензий в рамках проектов аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка от консалтинговых услуг в рамках проектов аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка от услуг интеграции в рамках проектов аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс. Выручка от услуг обучения в рамках проектов аналитики данных в 2018 г., включая НДС, ₽тыс.
1 1 GlowByte Consulting* Москва 3 357 474 2 579 037 30,2 900 н/д н/д н/д н/д
2 4 Крок Москва 2 161 120 1 377 945 56,8 н/д н/д н/д н/д н/д
3 2 Softline Москва 2 142 998 1 930 629 11 102 н/д н/д н/д н/д
4 - ITPS Пермь 584 142 534 511 9,3 141 20 937 563 205 0 0
5 6 Ай-Теко (1) Москва 577 500 513 480 12,5 н/д н/д н/д н/д н/д

Источник: CNews Analytics, 2019

* - данные за 2017 г. скорректированы
(1) - с учетом данных BI Partner

Перейти к полной таблице

Растет и понимание того, для чего нужны средства аналитики. Если 3-5 лет назад ее использовали для того, чтобы получать «красивые» цифры и графики в отчетах, то сейчас владельцы данных хотят их монетизировать. Большинство руководителей до сих пор задаются вопросом: можно ли доверять данным и принимать решения на их основе».

«Сегодня на первый план выходит аналитика нового поколения, в том числе, предиктивная. Она обеспечивает поиск инсайтов, то есть предположений о закономерностях, имеющихся в данных, которые полезны для бизнеса. Эволюция в том, что мы переходим от традиционной аналитики к реальным инсайтам, на основе которых можно действовать», — говорит вице-президент компании Informatica Эмилио Вальдес (Emilio Valdes).

Среди «пользовательских» тенденций

Интеграторы отмечают стремление компаний повышать внутренний уровень компетентности в работе с данными. Это увеличивает спрос на средства «самообслуживания» в области аналитики, которые позволяют бизнес-пользователям настраивать отчеты и панели данных без программирования и привлечения сотрудников ИТ-отделов... А от интеграторов теперь все чаще требуется только грамотно спроектировать архитектуру системы и модель данных. Это может привести к удорожанию (в краткосрочной и среднесрочной перспективе) процесса разработки программных продуктов при очень сильном удешевлении процесса их эксплуатации.

Повышается и роль облаков. «Среди основных тенденций 2018 года можно отметить рост запросов наших клиентов на использование облачных технологий при реализации систем корпоративной отчетности. Около половины всех пилотных и основных проектов было реализовано с использованием сервисов Microsoft Azure. Заказчики активнее стали обсуждать более оптимальные условия аренды облачных мощностей и подписок на сервисы с точки зрения полной стоимости владения системой», — подчеркивает Станислав Воронин, руководитель направления внедрений систем бизнес-аналитики департамента бизнес-решений Softline.

С какими проблемами сталкивается бизнес

Несмотря на рост интереса к аналитике, бизнес, по словам участников рынка, пока так не выработал однозначного отношения к большим данным. Многие компании остро столкнулись с проблемами хранения и интеграции данных. Под сомнения ставят подходы, которые еще пару лет назад считались неопровержимо новаторскими.

«Сейчас многие озера данных заболачиваются. Одни считают, что данные — это ценность, а другие — что их невозможно собирать бесконечно. Универсального рецепта не существует, — отмечает Лев Рагулин, начальник управления систем отчетности и бизнес-анализа X5 Retail Group. — Но когда вы наполняете свое озеро данных, нужно руководствоваться несколькими принципами. Например, данные должны быть релевантны бизнес-процессам, бизнес-сущностям, чтобы не собирать лишнее, иначе стоимость инфраструктуры может быть неимоверной».

Именно из-за роста объемов данных бизнес пришел к объединению внутри единой инфраструктуры хранилищ и озер данных со средствами аналитики, работающими в режиме реального времени. Этот тренд настолько силен, что даже небольшие компании пользуются датчиками интернета вещей и анализируют данные в облаках.

Интеграция разрозненных данных — еще одно направление, в котором будет развиваться рынок аналитики. По мнению ряда крупных игроков, для этого могут понадобиться отдельные решения, которые станут шагом на пути к внедрению «тотальной аналитики». Последняя будет охватывать практически все сферы и направления деятельности, с которыми сталкивается бизнес — от анализа клиентской базы и процессов на производстве до логистики и оценки рисков.

На этом фоне бизнес стремится стандартизировать управление данными посредством Data Governance, единой корпоративной стратегии в сфере управления данными. По мнению российских экспертов, эта стратегия должна быть сосредоточена на критически важной для развития бизнеса информации.

«Ключевые рекомендации, которые помогут CDO перейти к целостной модели Data Governance, такие: определить инициативы развития и монетизации актива данных, создать совместные команды из бизнеса и ИТ для реализации инициатив, разработать сначала политики Data Governance для создания и изменения данных, а потом — комплексную программу проектов, — советовал на CNews Forum 2018 Сергей Федечкин, ведущий архитектор по данным банка ВТБ. — Пятый шаг — внедрение политики Data Governance для повышения управляемости системами, создающими данные и установление ответственности за их качество и полноту».

Доступность и качество данных для операторов данных с одной стороны, открытость, безопасность и соблюдение интересов поставщиков данных — с другой, — решением этих вопросов рынок займется в ближайшие годы. Равно как и выработкой стандартов применения данных не только в отраслевом, но и в национальном масштабе.

Именно в связи с перечисленными сложностями, эксперты полагают, что в 2019-2020 гг. рынок, как, впрочем, и в предыдущие годы, будет сосредоточен на решении проблем количества данных, что непременно приведет к дальнейшему развитию как облачной аналитики с использованием методов периферийного вычисления, так и к росту производительности существующих систем.

Артур Галеев

Вернуться на главную страницу обзора