Спецпроекты

oбзор

Обзор: Аналитика 3.0 – 2018

Алексей Цырюльников

Алексей Цырюльников:

Современные пользователи хотят знать свои данные

О том, как в крупных компаниях меняется отношение к данным, чего хотят пользователи и как построить функциональную, но не требовательную к ресурсам платформу для управления корпоративными данными, рассказывает Алексей Цырюльников, главный архитектор, компания «Юнидата».

CNews: Расскажите немного о вашей компании, о достижениях за прошедший год

Алексей Цырюльников: «Юнидата» – инновационная российская ИТ-компания, успешно работающая в области разработки программного обеспечения. Ядро команды сформировалось в 2007 году. В течение целого ряда лет наши специалисты занимались реализацией крупных проектов по внедрению решений класса MDM (Master Data Management, управление мастер-данными) и управлению качеством данных (Data Quality) для больших международных компаний, в том числе Maersk Line (Дания), SuperValu (США), Ecolab (США), General Electric (США), МегаФон (Россия).

В настоящий момент компания обладает собственным набором отраслевых решений по обеспечению качества данных и безопасного доступа к ним. Специалистами «Юнидата» накоплены не только технологические знания, опыт проектирования, разработки и контроля качества информационных системы, но и серьезная экспертиза во внедрении продукта на российском и зарубежном рынках.

Наш флагманский продукт – многофункциональная платформа для построения систем управления корпоративными данными – обеспечивает централизованный сбор данных (инвентаризация и учет ресурсов), стандартизацию сведений (нормализация и обогащение), учет текущей и исторической информации (контроль версий записи, периоды актуальности данных), качество данных и ведение статистики. Спектр решений для разных нужд весьма широк: это и работа с контрагентами, и работа с кадрами, и материально-техническое обеспечение, и работа с номенклатурой, и создание клиентских баз. Сфера применения также очень обширна: государственное управление, транспорт, промышленность, финансы, энергетика, розничная и оптовая продажа товаров и услуг, нефтегазовая отрасль транспорт, фармацевтика.

Платформа «Юнидата» основана на современном технологическом стеке свободного программного обеспечения (СПО). Переход к концепции продуктовой платформы, поддерживающей возможность расширения базовой логики и использования адаптивных модулей, позволил создать одно из самых мощных и эффективных мировых решений по управлению данными.

Единая дорожная карта развития продукта опирается на современные тренды развития отрасли в области управления данными (Data Governance), обеспечения качества данных (DQ) и работы с нормативно-справочной информацией (НСИ), а также на новые технологии и способы обработки больших массивов данных. В процессе разработки и тестирования ПО используются современные подходы, которые развиваются и совершенствуются каждый день.

В прошлом году рамках выполненных работ по увеличению эффективности системы, «Юнидата» достигла производительности в один миллиард записей.

Уникальность ситуации заключается в том, что достичь подобных результатов можно на весьма скромных компьютерных мощностях. При разработке во главу угла был поставлен принцип «миллиард за миллион»: речь идет о миллиарде записей на серверах стоимостью всего миллион рублей.

3.jpg
Алексей Цырюльников: Мы видим себя лидерами отечественного рынка ИТ-продуктов по управлению данными

За прошедший год у нас появилось много новых заказчиков, при этом мы добавили в портфолио целый ряд новых отраслей, таких как ракетно-космическая, финансовая, медицинская, социальные услуги.

С функциональной точки зрения нам удалось расширить свою основную платформу Юнидата целым рядом новых модулей, таких как «Модуль обработки неструктурированной информации», «Модуль обеспечения качества в потоковом режиме» (Streaming DQ), «Модуль ведения бизнес глоссария» (Business Glossary).

Ну и, наконец, с технической точки зрения мы существенно оптимизировали платформу и в разы повысили ее производительность. Теперь она способна обрабатывать миллиарды записей на вполне обычном железе.

CNews: Как вы оцениваете изменения на рынке бизнес-аналитики и работы с данными? Какие новые инструменты появились, какие технологии становятся популярны?

Алексей Цырюльников: С нашей точки зрения основные изменения происходят за счет смещения фокуса от классических BI-инструментов в сторону построения решений на основе современного стека открытых технологий (Apache Streaming Projects) для работы с большими данными. Эти технологии дают возможность использования техник машинного обучения (ML), а также существенно абстрагироваться от источников данных и фактического железа.

CNews: Меняются ли запросы пользователей?

Алексей Цырюльников: Очень сильно и быстро. Если раньше пользователи хотели видеть просто красивую визуальную аналитику, дашборды для топ-менеджмента, различные информационные панели и отчеты, то теперь они хотят знать свои данные – какие у них есть источники, в каких информационных системах оседают данные, чем отличается «клиент» в 1С от «клиента» в системе лояльности, как трансформируются и обогащаются данные по дороге. Пользователи хотят разбираться не только в данных, но и в метаданных. Они хотят строить свои системы классификации и связывать их российскими и мировыми стандартами. Они хотят, чтобы информационная система помогала и направляла их, по возможности автоматизируя большую часть рутины.

CNews: Каково в российских компаниях отношение к управлению данными (Data Governance)? Замечаете ли вы повышение интереса к таким задачам? С чем вы его связываете?

Алексей Цырюльников: Да, мы видим, что целый ряд компаний запускает отдельные проекты по глобальной концепции управления данными в своих организациях, что приводит далее к внедрению определенных технологий. Такие проекты продиктованы, в первую очередь, определенными бизнес-задачами и первично не имеют ИТ-драйверов. Например, при покупке целого ряда компаний или объединении их в холдинговую структуру необходимо решать задачи по консолидации активов компании, централизации данных и оптимизации ИТ-ландшафта. Все это – типовые бизнес-кейсы для проектов по управлению данными.

CNews: Есть ли какая-то точка, грань, когда компания принимает решение о внедрении систем для управления данными? По опыту ваших клиентов, что оказывает наибольшее влияния на принятие такого решения?

Алексей Цырюльников: Как мы упоминали выше, некоторые компании находятся на уровне глобального «переосмысления» работы с данными, и запуск подобных внутренних инициатив является тем самым триггером, о котором вы говорите. В других примерах компании уже готовы к решению поставленных задач. Например, им необходимо так называемое «увольнение» старых систем для унификации ИТ-ландшафта – как правило, такие задачи решаются путем выравнивания потоков данных, их доставки до систем-получателей.

CNews: В чем преимущества вашей платформы для управления данными? Какие задачи она решает в первую очередь?

Алексей Цырюльников: Платформа позволяет осуществлять сбор и консолидацию данных из гетерогенных источников, инвентаризацию корпоративных моделей данных и бизнес процессов с ними связанных (business glossary), очистку, нормализацию и обогащение данных из внешних источников, классификацию данных, дедубликацию данных. Одно из важных преимуществ продукта – это отсутствие привязки к конкретной предметной области, но при этом мы предлагаем большое количество вертикальных решений для различных отраслей. Разумеется, в пользу выбора «Юнидаты» говорят и такие плюсы, как открытый технологический стек, полное отсутствие «носимых» лицензий, высокая производительность, а также наличие сертификатов ФСТЭК и возможность использования платформы для построения систем класса ГИС и ЕГАИС.

CNews: Какие шаги необходимо предпринять компании для внедрения подобной платформы? Какие организационные меры нужны?

Алексей Цырюльников: В первую очередь должно быть желание разобраться в своих данных на уровне топ-менеджмента компании, в противном случае ничего не получится. Дальше нужно произвести инвентаризацию информационных систем и потоков данных, упрощенный ИТ-аудит – чтобы анализировать данные нужно знать, откуда они берутся, и кто за них отвечает. Уже на этом этапе мы обычно помогаем своим заказчикам либо детальными опросниками, либо непосредственно своими бизнес и системными аналитиками. После этого нужно разобраться с текущими и целевыми регламентами по созданию и внедрению АИС, безопасности, сертификации, учету персональных данных. Все эти аспекты могут очень существенно повлиять на сроки и функциональные возможности внедрения.

Далее нужно готовиться к изменению существующей или созданию новой организационной структуры, ответственной за управление данными. В зависимости от размера корпорации или холдинга, это может быть как простейший отдел из нескольких человек, так и сложная система департаментов с иерархической системой подчинения.

CNews: Требуют ли подобные решения серьезного пересмотра ИТ-инфраструктуры, обновления аппаратной части?

Алексей Цырюльников: В большинстве случаев нет. Сама платформа очень неприхотлива к аппаратным ресурсам, совершенно не привязана к брендированному железу и работает со всеми популярными системами виртуализации. Единственное пожелание к инфраструктуре, которое мы предъявляем – это доступность данных в автоматическом режиме. В некоторых случаях это требует пересмотра ИТ-инфраструктуры, изменения топологии сетей, а также изменения внутренних регламентов.

CNews: Каковы ваши планы на ближайшие несколько лет?

Алексей Цырюльников: Мы, безусловно, видим себя лидерами отечественного рынка ИТ-продуктов по управлению данными, что включает в себя ниши MDM, DQ, DG. Однако наши планы идут гораздо дальше, – наш подход и стек современных технологий, а также работа с ведущими университетами и научными лабораториями, позволят нам быть лидерами и на международном рынке. Мы видим это уже в тех проектах, которые мы начинаем на европейском рынке, а также благодаря совместной работе с ведущими аналитическими агентствами, такими как Gartner.

Вернуться на главную страницу обзора