Разделы

Документооборот

В чем причина "затишья" Oracle на рынке ECM?

Крупнейшие игроки ECM-рынка - IBM, Open Text, EMC и Google - на протяжении 2009 года года "отвечали" на активность Microsoft по продвижению продукта для управления контентом SharePoint. В свою очередь, согласно исследованию CMS Watch, Oracle продолжает оставаться в стороне. В чем причина "молчания" ECM-гиганта и насколько оно обоснованно?

Аналитик CMS Watch Тони Бирн (Tony Byrne) в своей статье, посвященной сравнению ECM/WCM-вендоров по итогам 2009 года, попробовал оценить стратегию компании Oracle в свете "волны SharePoint". По его словам, в отличие от EMC, Google, IBM, компания Ларри Элиссона не имеет сколько-нибудь выраженного "ответа" на развитие MS SharePoint. По мнению Бирна, при первом рассмотрении стратегия Oracle напоминает IBM: конкуренция в крупных проектах управления документооборотом, создание портальных приложений и отдельных сервисов совместной работы, ориентированных на использования в проектных группах. "Тем не менее, от IBM Oracle отличает то, что у последней нет никаких "облегченных" продуктов для повседневного использования в компаниях обычными сотрудниками", - считает господин Бирн.

Бирн подчеркивает, что "сильной стороной" Oracle исторически является "централизация" управления информационными службами, которая, по его мнению, не является сегодня главным подходом на рынке, где все внимание уделяется "новому" программному обеспечению. Тем не менее, Тони Бирн задается вопросом, сможет ли Oracle дать заказчикам такие продукты, которые будут удовлетворять критериям юзабилити, легкости внедрения и широты линейки.

Российские игроки рынка ECM/СЭД по просьбе CNews оценили описанную экспертом CMS Watch ситуацию в отрасли и предложили свое видение места Oracle в ней. По их словам, в продуктовом портфеле этой компании были и есть продукты, позволяющие поставить их на место лидирующих для ECM-индустрии.


По мнению большинства экспертов, Oracle продолжает занимать пассивную позицию на российском рынке

"Действительно, долгое время Oracle не предлагала рынку комплексных решений по управлению неструктурированной информацией - "контентом". Это не означает, что корпорация полностью игнорировала потребности пользователей в подобных функциях в своих продуктах. В составе Oracle Collaboration Suite были компоненты, отчасти решающие задачи по хранению, индексации и публикации корпоративных данных. Есть даже несколько удачных внедрений этого решения для задач управления документами, но до недавнего времени полноценного решения в области управления неструктурированной информацией у Oracle действительно не было, - рассказывает Дмитрий Левиков, руководитель направления интеграционных решений "Корус Консалтинг". - За последние 2 года ситуация кардинально изменилась: корпорация Oracle приобрела компанию Stellent вместе со всей линейкой ее продуктов для управления корпоративным контентом, веб-контентом, медиа-контентом и цифровыми правами. Соответственно, все продукты Stellent, которые оцениваются независимыми аналитиками как одни из лидирующих в ECM-сегменте, теперь интегрируются с собственными решениями Oracle".

По оценкам господина Левикова, планируемый в 2010 году выход следующей версии UCM 11g может, скорее всего, изменить ситуацию в сегменте лидеров классического "квадрата" Gartner. Причины этого специалист видит в том, что помимо полнофункционального продукта, Oracle предлагает гибкую систему лицензирования, а конечная стоимость является существенным фактором при выборе решения.

Сдерживающим фактором, по его словам, является отсутствие большого числа внедрений на российском рынке, но, учитывая потенциал решения Oracle UCM, количество успешных проектов на данной платформе может вырасти. "С точки зрения российских заказчиков, на рынке СЭД/ECM появился еще один сильный игрок. Стоимость решений на платформах IBM, Microsoft, EMC, Open Text вполне сравнимы со стоимостью аналогичных проектов на платформе Oracle UCM 10g, а сегодня фактор конечной стоимости решения особенно важен. Перспективы в России у Oracle достаточно хорошие, особенно среди тех корпоративных клиентов, которые уже используют продукты Oracle - в первую очередь, Oracle E-Business Suite. В результате, конкуренция на рынке платформ для построения СЭД еще более обострится", - подытожил он.

По оценкам Алексея Афанасьева, директора по качеству "Интертраст", по причине того, что разработка готового продукта всегда занимает определенный период (особенно если вендоры ИС создают и апробируют свои решения на основе нового платформенного решения), продукты на базе контент-ориентированной платформы от Oracle появятся не раньше 3-4 квартала 2010 года. По его мнению, сама платформа, учитывая ее новизну для нашей страны, не сможет значительно повлиять на расстановку сил на рынке СЭД.

В компании "Рексофт" сообщили, что используют в своей работе и в ходе разработок для клиентов активно решения ECM2, Oracle Enterprise 2.0, UCM (Oracle Universal Content Management - полнофункциональная платформа для управления "контентом" для всего стека продуктов Oracle – прим. CNews), а также указывают на реального конкурента MS SharePoint Oracle WebCenter. "Однако маркетинговая активность Microsoft настолько велика, что, безусловно, "затмевает", конкурентов", - констатирует Сергей Кузнецов, руководитель исследовательского отдела компании "Рексофт".

По словам Кузнецова, у продуктов Microsoft есть сложившееся исторически преимущество перед решениями других вендоров: "В том случае, если на вашем компьютере установлена система Windows, вы с наибольшей вероятностью установите у себя SharePoint и не будете обращаться к продуктам других компаний, чтобы избежать проблем с интеграцией имеющихся и новых программных продуктов. Лишь в том случае, если компания изначально была ориентирована на внедрение у себя продуктов IBM или Oracle, ИТ-директор будет выбирать программные продукты этих производителей". По этой причине господин Кузнецов считает, что Oracle WebCenter не будет пользоваться большим спросом - российские заказчики СЭД, как и западные, при установке новых продуктов ориентируются на уже имеющуюся систему и стараются подобрать наиболее "бесконфликтные" для нее решения, и Oracle будет сложно изменить уже существующую на рынке картину.

Как отмечает Алексей Афанасьев, прошлый 2009 год был достаточно сложным для множества компаний ИТ-сектора, даже учитывая такой момент, что ожидаемое падение рынка ECM/СЭД в России составило не менее 50% за год для большинства компаний-вендоров. По мнению эксперта, падение продаж более чем в 2 раза в прошлом году было явлением ожидаемым и заставило разработчиков платформ сосредоточиться на создании новых продуктов от Microsoft (SharePoint), Oracle и IBM.

Ирина Кубликова, директор по маркетингу компании "Босс-Референт", считает, что в целом в мире Oracle в последние годы существенно усилил свои позиции в сфере ECM и связывает это с двумя основными факторами. Во-первых, компания приобрела разработчика Stellent, уже имевшего статус одного из лидеров рынка. Во-вторых, медленно, но верно двигаясь в направлении усиления своего портфеля продуктов ECM-решениями, Oracle обеспечивает достаточно качественную и тесную интеграцию их с другими своими приложениями. Это является, по ее словам, сильным мотиватором для компаний, ориентированных на создание корпоративной информационной системы на продуктах одного вендора. Тем не менее последний фактор слабо влияет на российский рынок.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

"Отечественный потребитель предпочитает решения преимущественно российских производителей, учитывающие специфику российского бюрократического делопроизводства, однако, предлагающие и возможности современных ECM-решений. Пока на рынке отсутствуют приложение подобного класса, использующее Oracle как платформу, думаю, не стоит ожидать существенно влияния вендора на расстановку сил на рынке ECM", - считает Кубликова. Говоря о позиции Oracle в России в части ECM, эксперт назвала ее "пассивной" по причине того, что на рынок не продвигается решение, которое могло бы использоваться как готовый продукт для задач управления контентом или как платформа для разработки приложения-надстройки.

Об отсутствии активности вендора в России говорит и Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink. Эксперт не ожидает успехов новой линейки Oracle на рынке, поскольку по двум основным факторам, таким как совокупная стоимость владения и юзабилити (связанного с интеграцией с широко распространенными пакетами MS Office), Oracle будет сложно противостоять Microsoft.

"На мой взгляд, покупка Hyperion серьезно усилила Oracle на российском рынке, и именно эти приобретенные продукты (BI Suite, HFM и т.д.) сейчас могут продвигать в корпоративный сегмент порталы от Oracle. Госкомпании в России сейчас находятся в очень активной фазе слияний, поглощений, реструктуризаций и т.д., и эти процессы происходят в условиях необходимости внедрять KPI для сотрудников, готовиться к выходу на IPO. Гибкие средства для консолидации и анализа данных весьма интересны подобным компаниям, а уже при внедрении их, поднимая вопросы публикации информации в интранете или внешней среде, можно продвигать собственное WCM/ECM-решение", - рассуждает специалист.

По оценкам Якимчука, ECM-лидеры (Open Text, EMC, IBM) составляют конкуренцию в этих вопросах Oracle, а Microsoft "спрятал" свой PerformancePoint внутри SharePoint 2010 и отдал BI-функции для развития своим партнерам, чем самым понизил шансы использования этой платформы для анализа и консолидации данных, оставив за собой только функции подготовки/публикации данных.

Комментируя расклад сил на рынке вокруг MS SharePoint, представленный CMS Watch, директор по развитию компании DocsVision Сергей Курьянов заметил, что практически все крупнейшие вендоры занимают "оборонительную" позицию - либо укрепляя свои позиции в ключевых для них сегментах, либо обеспечивая интеграцию своих продуктов с SharePoint. "Только Google ведет себя достаточно агрессивно: учитывая, что "социальной базой" продуктов Microsoft и SharePoint в частности является малый бизнес, он предложил на рынок Google Wave и активно развивает Google Documents. Российский рынок в массе гораздо сильнее отреагирует на появление нового SharePoint, чем на возможные инициативы Oracle в части управления контентом", - полагает специалист. По его словам, стремление к централизации управления путем консолидации платформ в ИТ было уместно во времена экономического бума, сейчас большинство предприятий стремятся скорее использовать наиболее эффективно унаследованный набор приложений, что касается и российских пользователей СЭД.

Михаил Демидов