Разделы

Бизнес Телеком

Бум Wi-Fi докатился до России

Европа занимает первое место в мире по скорости распространения беспроводных сетей и мобильных решений, утверждают аналитики. Самые высокие темпы роста данный сектор демонстрирует на менее насыщенных рынках, в том числе, и в России.
Регион EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), по данным IDC, занимает первое место в мире по темпам развития беспроводных сетей и мобильных технологий. По мнению экспертов IDC, 2005 год имеет все основания стать своего рода европейским «Годом мобильности». Скорость распространения мобильных решений сохранится здесь и в будущем: в частности, ожидается, что в наступившем году объем продаж ноутбуков в этом регионе возрастет на 19,9% по сравнению с 2004 годом.

По данным IDC, в регионе EMEA рынок WLAN вырос в третьем квартале 2004 года на 9,2% по сравнению со вторым кварталом. Общий оборот рынка достиг $349,8 млн. В Европе уже действует 25 тыс. точек доступа Wi-Fi. К 2008 году, по прогнозам IDC, при содействии более 50 провайдеров их число вырастет до 110 тыс.

Как рассказал CNews Денис Мальцев, директор Intel по маркетингу на территории России и стран СНГ, сегодня на территории Содружества насчитывается более 225 общественных точек беспроводного доступа (при этом речь идет лишь об официально зарегистрированных точках — «стихийных» хот-спотов на порядок больше). Число хот-спотов в самом полном каталоге в России - базе Wi-Fi CNews - достигло 248.

По оценке J&P, за 2004 год рост количества провайдеров Wi-Fi и хот-спотов составил в нашей стране свыше 250%, а к 2008 году в России будет 1250–1500 коммерческих хот-спотов и около 25–30 тыс. пользователей Wi-Fi. По мнению аналитиков, наибольшее распространение точек беспроводного доступа будет приходиться на столицы — Москву и Петербург. По итогам 2004 года аналитики J&P отметили появление новых игроков в российских регионах — добавилось 7 новых городов и 10 новых провайдеров.

Рост числа хот-спотов по итогам 2004 г. в России


Источник: J&P.

Большинство мест предоставления услуги Wi-Fi – это рестораны и кафе (около 42%); среди них также наибольшая доля хот-спотов с бесплатным доступом. Во всех отелях с Wi-Fi данная услуга предоставляется на коммерческой основе. Услуга также предоставляется в бизнес- и конференц-центрах, аэропортах, библиотеках, кинотеатрах, автосервисах, железнодорожных станциях, университетах и магазинах.

Типы мест предоставления услуги в России: 4-й квартал 2004 г. (по 210 хот-спотам)


Источник: J&P.

Была отмечена также и конкуренция двух бизнес-моделей предоставления услуги — «коммерческой» и «бесплатной». «Коммерческая» модель представляет собой платный доступ для конечного пользователя ($3–15 в час или тарификация за МБ), при этом провайдер получает доход от продажи карт Wi-Fi. «Некоммерческая» модель, предоставление услуг по которой было активно начато «Яндексом» в мае 2005 г., предполагает бесплатный доступ для конечного пользователя, при этом провайдер получает доход от инсталляции оборудования и гарантированно ежемесячную абонентскую плату от владельца точки. Лидерами по преставлению услуг по «коммерческой» модели специалисты J&P называют компании «Квантум», «Моском» и «Стелком». «Яндекс Wi-Fi» в настоящее время является крупнейшим брендом на российском рынке Wi-Fi. Несколько провайдеров, участвующих в проекте, предоставляют услугу в 67 точках в Москве, Петербурге, Томске, Новокузнецке, а так же Киеве. Владелец точки платит за предоставление услуги, а "Яндекс" предоставляет рекламную поддержку и собственный бренд.

Бизнес-модели Wi-Fi: в России и в мире


Источник: J&P.

Более чем 90% хот-спотов в мире в настоящее время относятся к «коммерческой» модели. 10% бесплатны для конечного пользователя. В 67% российских публичных хот-спотов доступ платный или станет платным, как только пройдет период тестовой эксплуатации. К бесплатным хот-спотам относятся точки проекта «Яндекс Wi-Fi»; некоторые бесплатные точки в университетах и т.п.

Бизнес-модели Wi-Fi: Москва и Санкт-Петербург (декабрь 2004 г.)


Источник: J&P.

Москва и Санкт-Петербург на данном этапе различаются по использованию бизнес-моделей. Приблизительно 55% от более чем 140 московских хот-спотов предлагают бесплатный доступ для конечного пользователя, в то время как в Санкт-Петербурге пока доминирует «коммерческая» модель. Однако, полагают в J&P, такое соотношение может измениться в 1-м квартале 2005 г. по мере дальнейшего проникновения "Яндекс Wi-Fi" на рынок Санкт-Петербурга.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Рынок домашних решений остается главным двигателем роста рынка беспроводных сетей в регионе ЕМЕА. В третьем квартале 2004 года было поставлено более миллиона беспроводных маршрутизаторов и шлюзов, в основном, на этот рынок.

«Уточнение стандартов беспроводных сетей (сочетание 802.11b и 802.11g становится европейским стандартом) играет важную роль в устранении беспокойства по поводу дороговизны развертывания беспроводных сетей, — подчеркивается в ноябрьском отчете IDC. — Неясность, связанная с потенциальным доминированием стандарта 802.11a по сравнению со стандартом 802.11g, ограничила множество проектов в 2004 году».

По прогнозам аналитической компании Analysys, к 2009 году число абонентов общественных беспроводных сетей (Public Wireless LAN, PWLAN) в Западной Европе достигнет 15,3 млн. Люди, часто ездящие в командировки, остаются основными клиентами развивающегося рынка сетей WLAN в Западной Европе, однако аналитики подчеркивают важность развития новых сегментов для провайдеров PWLAN: «Мы ожидаем, что к 2009 году число местных пользователей PWLAN сравняется с числом бизнес-пользователей, — говорит Ариэль Даджес (Ariel Dajes), старший аналитик Analysys. — В США молодежь уже использует частные беспроводные сети дома и ожидает увидеть их широкое распространение также в ресторанах и в кафе. Европе это еще предстоит».

По оценкам Analysys, общие расходы на услуги PWLAN в Западной Европе к 2009 году достигнут €2,34 млрд. по сравнению с €2,37 млрд. в США.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Согласно оценкам IDC, рост рынка ноутбуков в Западной Европе составил в 2004 году 29,8% по сравнению с предыдущим годом, что более чем в два раза превышает рост рынка настольных ПК, оцениваемый в 10,6%. Эта тенденция подчеркивает рост популярности мобильных ПК. А объем продаж ноутбуков в странах Центральной Европы, Ближнего Востока и Африки в 2005 году вырастет на 23,2%. Столь значительный рост, превосходящий прогнозы для Западной Европы, подчеркивает потенциал мобильных решений на этом рынке.

Напомним, что, по данным исследовательской компании Dataquest, обнародованным на прошлой неделе компанией Intel, в течение 2004 г. объем российского рынка мобильных ПК удвоился: рост продаж за год составил 100%. При этом если в 2003 г. доля ноутбуков в общих продажах ПК на отечественном рынке составляла всего 7,6%, то к концу 2004 г. она выросла до 13,7%. В наступившем году, по оценкам Dataquest, объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 млн. штук. Доля ноутбуков на базе архитектуры Intel, по данным Dataquest, на конец 2004 г. в России составляла около 92%. Причем каждый третий ноутбук, проданный в России в прошлом году, был произведен на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК. По словам г-на Мальцева, в России в высокотехнологичном корпоративном сегменте ноутбуков доля устройств на базе технологии Intel Centrino достигла 70%.