Разделы

Интернет E-commerce Интернет-реклама Веб-сервисы Интернет-ПО

Юзабилити сайтов: кому это нужно?

Сегодня для интернет-компаний как никогда важно удержать каждого посетителя на ресурсе и заставить его сделать покупку или иные запланированные действия. Не все осознают, что достижение этих целей во многом зависит от правильной организации элементов интерфейса сайта. Текущая экономическая ситуация стимулирует спрос на юзабилити–инструменты, направленные на улучшение пользовательских качеств программных продуктов, позволяющие обеспечить лояльность клиента за счет удобства и понятности дизайна интернет-ресурса.

В секторе услуг по проектированию интерфейсов картина совсем иная. Если на Западе юзабилити-компании их практически не предоставляют, сосредотачиваясь на исследованиях, то в России на эти услуги приходится большая часть оборота юзабилити-предприятий. При этом уровень самих интерфейсов на Западе значительно выше. Причины такого феномена, по мнению Александра Белышкина, исторические. Отрасль юзабилити на Западе формировалась одновременно с развитием софтверной индустрии, и проблемам пользователей там изначально уделялось большое внимание. Стандарты интерфейсов и основные правила юзабилити были сформированы в недрах софтверных компаний и даже преподавались программистам. В России же традиционно уделялось большое внимание разработке сложных алгоритмов, решению масштабных вычислительных задач, а потребности пользователя оставались на заднем плане. Интерес к улучшению интерфейсов в нашей стране зачастую связан с необходимостью конкурировать с ПО иностранного производства.

Стандарты

В сфере юзабилити существует целый набор стандартов, декларирующий практически все этапы процессов и формы представления отчетности – ISO серий 9241, 13714, 13407, 10075 и др. Рассмотрим некоторые наиболее полезные, с точки зрения игроков рынка.

ISO 9241-11, по словам Артема Кузнецова, независимого юзабилити-консультанта, эксперта по проектированию пользовательских интерфейсов Uexpert, дает определение юзабилити и описывает основные критерии оптимизации интерфейсов – эффективность, продуктивность и удовлетворенность пользователя. В стандарте ISO 9241-10 хорошо описываются принципы разработки диалога между человеком и компьютером. ISO 13407определяет четыре базовых принципа проектирования взаимодействия человека и ПК. В дополнение к нему есть стандарт ISO TR 18529, который дает структурированный и формализованный список процессов проектирования пользовательских интерфейсов. ISO 16982определяет методы, которые можно применять при проектировании. ISO/IEC FDIS 9126 рассматривает юзабилити как один из критериев качества продукта и дает примеры метрик.

Также существуют стандарты для результатов работы юзабилити-специалистов, такие как ANSI/INCITS-354 Common Industry Format (CIF), описывающий форму отчета о юзабилити-тестировании. При проектировании пользовательских интерфейсов для людей с ограниченными возможностями применяется стандарт ISO DTS 16071 и Section 508 of the Rehabilitation Act.

Кроме того, стандартами де-факто стали пользовательские интерфейсы программных платформ – Microsoft Windows, Apple MacOS, iPhone, Symbian, различные метасреды типа Java с ее библиотеками реализации интерфейса. Часть этих стандартов представлена в соответствующих документах – Styleguides. Также в проектах могут использоваться отраслевые стандарты или дизайнерские guidelines.

Рынок

Несмотря на то, что активному применению дисциплины юзабилити уже больше 10 лет, мировой рынок находится в начальной фазе развития. По оценкам генерального директора UIDesign Group Платона Днепровского, примерно 50-70% разработчиков и заказчиков ИТ-систем в мире знают о существовании дисциплины. При этом используют в своей работе юзабилити-практики (или заказывают их на стороне) только 20-25% из них. Российский рынок отстает от мирового примерно на 5-10 лет. Объем мирового рынка эксперты сегодня оценивают в 800-900 млн долл., отечественного – около 5 млн долл.


Активному применению дисциплины юзабилити уже больше 10 лет

Основными игроками мирового рынка юзабилити являются Ideo, Frog Design, Cooper Interactions (детище Алана Купера, известного автора методик и книг), NNGroup (Дональд Норман и Якоб Нильсен), ряд компаний, которые входят в UXalliance – международный альянс юзабилити-компаний, английская Serco, немецкая SirValUse, американская User Centric, интернациональные исследовательские сети, такие как Human Factors International, и др. В России последние 2-3 года основную долю рынка стабильно удерживают 3 компании: Usethics, Usabilitylab и UIDesign Group. По оценкам самих игроков, каждая компания имеет около 20-30%.

Юрий Соснин, «Астра»: С февраля мы испытываем на себе лавинообразный рост запросов на миграцию
Бизнес

Заказчиками юзабилити-услуг выступают предприятия, имеющие серьезные информационные системы обеспечения деятельности, для которых критична эффективность работы каждого пользователя. Это могут быть системы документооборота, банковские продукты, страховые ИС. А также компании-владельцы потребительских продуктов с большим трафиком, где увеличение удобства даже для нескольких процентов пользователей, не говоря уже о десятках, заметно отражается на финансовых показателях. Это телекоммуникационные компании (интерфейсы мобильных приложений), информационные и платежные киоски (например, оплата мобильной связи), крупные интернет-порталы (туризм, поиск работы, интернет-магазины).

Поставщиков услуг, основанных на информационных и телекоммуникационных технологиях, можно выделить в отдельную категорию. Львиная доля в этом сегменте приходится на операторов связи – по словам игроков рынка, сегодня все операторы уделяют большое внимание юзабилити своих услуг. В последнее время повысился спрос со стороны банков, так как развивается интернет-банкинг, и авиакомпаний, продающих билеты через интернет. Постоянными заказчиками юзабилити-услуг являются разработчики коробочного ПО. Такие компании заказывают и исследования, и проектирование интерфейса. Большинство из них продают свои продукты на западных рынках, характеризующихся высоким уровнем конкуренции. Заказчики программных продуктов и сайтов рассматривают юзабилити как инструмент управления разработчиками, позволяющий, например, представить будущий программный продукт в виде интерактивного прототипа, детально описывающего интерфейс. Такие компании интересует прежде всего проектирование интерфейса, иногда – тестирование и разработка.

Крупными заказчиками являются, например, Microsoft, Google, SAP, отдельно можно отметить глобальные компании уровня Intel, Volkswagen или Bosch, которые проводят worldwide-проекты в разных странах, направленные на аудит и оптимизацию интерфейсов продуктов, распространенных по всему миру, и т.д. В России юзабилити-услуги заказывают в основном крупные и средние компании – например, "Вымпелком", "Яндекс", "".

Проектирование услуг и опыта взаимодействия

Импортозамещение, Азия или «серый» импорт: где брать серверное оборудование
Импортозамещение

По наблюдениям экспертов, кризис замедлил развитие рынка юзабилити. Наиболее заметные тенденции – ушла заметная часть стартапов, клиенты стали более взвешенно подходить к подготовке заказов юзабилити-услуг – точнее и менее формально определять свои требования, произошло еще большее смещение их спроса в сторону проектирования, создания решений, а не тестирования существующих. Бюджеты на юзабилити сократились в среднем на 20-30%.

Однако в ближайшей перспективе игроки рынка ожидают его интенсивного роста. Платон Днепровский среди возможных тенденций развития отмечает выход дисциплины в другие отрасли – например, это может быть создание телевизионных интерфейсов, юзабилити-гаджетов, промышленного оборудования и т.д. По его мнению, методики проектирования пользовательских интерфейсов прекрасно подходят для проектирования услуг (так называемый service design). Важный тренд – комплексный подход к интерфейсу, с точки зрения общего впечатления, которое получает пользователь, опыта, приобретаемого им в ходе взаимодействия с продуктом или услугой. Эта концепция User Experience или "Опыт взаимодействия". Она оценивает не сумму отдельных характеристик, а продукт в целом. Соответствующая дисциплина называется "Проектирование опыта взаимодействия".

Интересным направлением развития услуг по проектированию интерфейсов, по мнению Александра Белышкина, может стать формирование рынка генподряда, как, например, в строительстве. Юзабилити-компания может брать на себя обязательства от разработки проекта интерфейса до реализации продукта, контролировать разработчиков, дизайнеров, составителей тексов и других специалистов, обеспечивая качество результатов. Крупными заказчиками здесь могут стать госструкутуры, которые, по словам г-на Белышкина, проявляют все больший интерес к юзабилити-услугам именно с точки зрения разработки детального проекта, позволяющего представить будущий продукт, и последующего контроля разработчиков.

Ольга Зайцева