Разделы

Интернет Интеграция Бизнес-приложения Веб-сервисы

«Теллур» в «Фотобанке»: проект «ручной сборки»

Уже прошли те времена, когда аналоговое фотоизображение было стандартом для полиграфии. На смену пришли цифровые технологии. Ситуация развивается настолько стремительно, что компании, чей бизнес связан с предоставлением клиентам визуальных изображений, стремятся как можно быстрее освоить инновационные технологии. В противном случае они рискуют не просто отстать от конкурентов, а навсегда потерять своих заказчиков. Недавно «на новые рельсы» был поставлен бизнес компании «Библиотека изображений „Фотобанк“». О роли компании «Теллур» и ИТ-отдела «Фотобанка» в реализации проекта по созданию электронной системы управления бизнесом этой компании, CNews.ru рассказали заместитель генерального директора «Фотобанка» Денис Петров и технический директор компании «Теллур сетевые технологии» Дмитрий Лобанов.

«Фотобанк»: не только фото

Основной бизнес компании «Фотобанк» — это предоставление своим клиентам

По словам заместителя генерального директора «Фотобанка» Дениса Петрова, сегодня объемы хранения изображений составляют, как минимум, полмиллиона. «Ежедневно на ленту фотоновостей у нас выкладывается порядка полутора тысяч изображений, — рассказывает он. — Все это находится в „тяжелых“ файлах, которые можно использовать при печати фотографий до формата А4» Для рекламного использования изображения клиентам предоставляются в формате А3, но по запросу могут быть ресканированы на необходимый формат. Общий обьем поступающей к нам информации составляет порядка 120 ГБ в месяц.

Электронный архив компании постоянно пополняется новыми выпусками сток-коллекций, оперативной репортажной съёмкой и фотоновостями. «Фотобанк» представляет на эксклюзивной основе крупнейшую компанию, занимающуюся рекламной фотографией — Gettyimages (более 600 тыс. изображений), а также ряд российских и зарубежных фотоагентств, коллекций и архивов, чьи объемы изображений исчисляются десятками миллионов.

С «Фотобанком» сотрудничает множество российских фотографов. Часть работ передается конечным пользователям на эксклюзивной или неэксклюзивной основе во временное использование для рекламных компаний, при этом авторские права остаются за автором материала.

Помимо фото, компания предоставляет современные и исторические видеофрагменты профессионального качества и права на использования видеофрагментов в производстве рекламных и музыкальных видеоклипов, презентаций, фильмов и телевизионных программ. Суммарный объем видеоинформации составляет более 30 тыс. часов,

Однако такие возможности и новое качество сервиса стали полностью доступны клиентам «Фотобанка» только после реализации проекта, о котором пойдет речь.

Так дальше жить нельзя

Технический директор компании «Теллур сетевые технологии» Дмитрий Лобанов
Технический директор компании «Теллур сетевые технологии» Дмитрий Лобанов: «Речь шла о проекте, аналога которому не было, большая часть задач была связана с НИОКР, с поиском решения»
«Мы знакомы с “Фотобанком” порядка пяти лет, и я помню, что раньше бизнес этой компании был связан с поисками нужного изображения по огромному каталогу слайдов, которые находились в хранилище, — рассказывает технический директор компании “Теллур сетевые технологии” Дмитрий Лобанов. — Существовал архивариус, который, просматривая эту кучу слайдов, пытался выбрать из них то, что, на его взгляд, необходимо клиенту».

Этот процесс мог длиться очень долго, причем конечный результат — выбор «верного» изображения — лежал исключительно на совести архивариуса. Затем слайд нужно было доставить с курьером заказчику. Но, как известно, «бумажные» СМИ приступают к поиску изображений в последний момент, когда подготовлен практически весь контент, и остается совсем немного времени до отправки макета в типографию. Конечно, случались накладки, когда изображение не успевало добраться до заказчика вовремя. Но даже когда этого не происходило, сама процедура получения изображений стоила «седых волос» — и персоналу изданий, и менеджерам «Фотобанка».

Понимание того, что «так дальше жить нельзя», и что построение бизнеса в цифровой форме имеет огромный смысл, пришло к заказчику давно, однако начать проект по полному переводу своего бизнеса в электронную форму «Фотобанк» решился не сразу. Проекту предшествовал долгий этап подготовительной работы.

Найти партнера

У «Теллура», интегратора, который занимается построением современных систем передачи информации, сетевой инфраструктуры, систем хранения и обработки данных, есть наработанный контакт с крупными вендорами. Компанией были реализованы проекты у таких заказчиков, как МВД РФ, Московское бюро Юнеско, «Центральный Телеграф», «ИнвестСберБанк» «КантриКом» и многие другие.

Заместитель  генерального директора «Фотобанка» Денис Петров
Заместитель генерального директора «Фотобанка» Денис Петров: «Система не просто помогает делать основной бизнес, она и есть наш основной бизнес».
С «Фотобанком» «Теллур» сотрудничает пять лет. За это время интегратор выполнил ряд поставок высокотехнологичного оборудования для «Фотобанка». И периодически ИТ-сотрудники «Фотобанка» с коллегами из «Теллура» прорабатывали варианты того, каким образом перестроить систему управления бизнесом, чтобы в разы возросла его эффективность. Поэтому, по словам партнеров, тендера, как такового, не было. «Если бы к решению задачи была подключена некая третья компания, ей бы еще долго пришлось объяснять нюансы технологии нашей работы, а „Теллур“ был в курсе наших потребностей», — считает г-н Петров. Да и сам «Фотобанк» примерно представлял, какое бизнес-решение ему необходимо. Квалифицированный ИТ-персонал компании заказчика смог и с технической точки зрения правильно сформулировать задачу для интегратора.

К основному этапу проекта в «Фотобанке» было решено приступить в конце прошлого года. Активная фаза проекта заняла три месяца. То, что предстояло сделать «Теллуру», отличалось от «обычного» проекта.

«Речь шла о решении, аналога которому не было, большая часть задач была связана с НИОКР, с поиском решения, — отмечает г-н Лобанов. — Мы не продаем коробок, мы создаем решения для сложных нестандартных задач, привлекая при этом инженеров, в том числе — и со стороны вендоров».

Похожие проекты у «Теллура» были, но там нужны были лишь фрагменты решения, востребованного «Фотобанком». «Мы делали узлы для компаний-операторов, узлы передачи данных телефонных и интернет-операторов, — рассказал г-н Лобанов. — Здесь же пришлось связать воедино имеющийся у нас опыт».

Проект был совместным: вся программная часть в течение двух лет разрабатывалась, а затем была реализована ИТ-отделом заказчика. Но, помимо построения нестандартного решения, систему нужно было достаточно тщательно протестировать.

Что хочет клиент…

Потребности клиента сводились к тому, чтобы, в первую очередь, классифицировать все имеющиеся изображения. Новостийная информация должна была быть структурирована по определенным рубрикам. Креативная информация являет собой некую коллекцию, где поиск нужного файла можно вести посредством ключевых слов, классифицируя файлы по неким группам. Помимо классификации, все файлы необходимо было интегрировать с программными продуктами.

Дополнительно требовалось на программном уровне реализовать возможность контроля использования заказчиком тех или иных изображений. «Клиент, к примеру, в течение двух лет использует предоставленное ему фото, — комментирует г-н Петров. — При этом параметры лицензирования можно задать различные: например, нет смысла выкупать все права на изображение, только для того, чтобы разместить его в буклете, можно лишь ограничить использование данного снимка в среде конкурентов (путем приобретения эксклюзивных прав в данной индустрии)». Поэтому, когда на это же изображение приходит запрос от другого клиента, то созданная система позволяет отследить, какие ограничения на этот файл уже существуют. Разумеется, получаемая информация должна быть полной, и, конечно же, масштабируемой — ведь бизнес растет. Помимо изначально больших запросов по поводу построения системы электронного бизнеса, нужно было создавать ее с расчетом на ежегодное двукратное увеличение количества файлов с изображениями.

Как создать цифровую витрину для налогового мониторинга
ИТ в госсекторе

Бренд — это не только имидж

Поэтому все реализуемые программные задачи должны были иметь устойчивую аппаратную основу. Понятно, что самое важное требование к технике используемой в проекте — это ее надежность. «Если делать бизнес целиком цифровым (а именно это и требовалось) — то любой выход оборудования из строя, любой простой может привести к остановке работы компании, — рассказывает г-н Лобанов. — А если, к примеру, система хранения данных, на которой хранится весь объем изображения, выйдет из строя, то вся информация, накопленная в течение нескольких лет, будет потеряна, и компания может вообще потерять бизнес».

Зная это, «Теллур» разрабатывал аппаратную платформу таким образом, чтобы выход одного узла из строя не приводил к остановке бизнеса в целом. Разумеется, создавать такие системы можно только с надежным и проверенным оборудованием. Поэтому в данном проекте в качестве вендоров «Теллура» в области сетевого оборудования выступала компания Cisco Systems, серверное оборудование и системы хранения данных представляла IBM, в решении также была использована система защита электропитания от APC, ряд оборудования других крупных вендоров. Были интегрированы система телефонной связи, система подключения к интернету, система резервирования и защиты от сбоев.

«Оборудование, честно скажу, подбирали долго, — рассказывает г-н Лобанов. — Конечно, техника ведущих вендоров стоит дороже, но ведь нельзя сравнивать продукты, исходя только из цены их приобретения: в стоимость включены такие позиции как сервисная поддержка, высокая надежность и защита инвестиций. Более того, мы строим взаимоотношения с вендорами и дистрибьюторами таким образом, что бы обеспечить скорейшее время восстановлениятехники, а также на время проведения ремонта вышедшего из строя оборудование предоставляем аналогичное.

Есть еще один момент, связанный с выбором вендоров, который позитивно отразился на результатах проекта. Специалисты «Теллура» создавая это решение, активно взаимодействовали с инженерами компаний производителей оборудования, защищали свой проект перед вендорами, а также использовали опыт этих компаний в реализации подобных проектов

«Сами с усами»

Помимо взаимодействия с вендором, немаловажное значение подрядчики придавали и подготовке персонала заказчика — и конечных пользователей создаваемой системы, и ИТ-персонала «Фотобанка».

«Разумеется, у нас работает горячая поддержка, и инженеры “Фотобанка” получают необходимые им консультации, однако мы подходили к проекту, не стремясь привязать клиента к нашим специалистам, — отмечает г-н Лобанов. — Если потребуется, по желанию заказчика поддержку проекта может взять на себя любая другая компания». Поэтому «Теллуру» было выгодно, чтобы персонал заказчика, обслуживающий систему, был квалифицированным. А сама создаваемая система строилась достаточно простой и легко масштабируемой, напоминающей конструктор.

Все решение было документировано и открыто для новых сотрудников ИТ-отдела заказчика (на тот случай, если эта структура будет расти или изменится ее кадровый состав). Оборудование, на основе которого выстроено решение, также не является уникальным, присутствует на рынке. «При необходимости вся документация проекта может быть передана другой компании, и та может вести его поддержку, — говорит г-н Лобанов. — Имея на руках документацию, всегда можно поменять команду и работать с нею, ведь изначально строить зависимый бизнес — это уже некий коммерческий риск».

«Фотобанк» с электронной начинкой

Сегодня, по истечении трех месяцев от начала реализации проекта, «Фотобанк» обладает электронной системой, объединяющей в себе CRM-функционал и собственную электронную систему бизнеса компании. «Система не просто помогает делать основной бизнес, она и есть наш основной бизнес, — уверен г-н Петров. — Да, наверное, это отчасти CRM, но узко заточенный под „наше“ направление». Этот бизнес включает в себя поставку исходных данных материалов, их хранение, учет, контроль продаж, системы хранения и передачи данных, систему доставки конечного изображения до заказчика, базу данных заказчиков, контроль прав на все изображения. «Это даже не система управления предприятием, — считает г-н Петров, — это само предприятие».

Приятно, что новое решение было позитивно воспринято сотрудниками компании: понятно было, что раз весь рынок переходит с аналоговых носителей (слайдов) на цифру, то вопрос целесообразности такого перехода уже не стоит — всем и так все ясно. Поэтому проблем с мотивацией персонала по поводу использования системы не было — все почувствовали, что работать стало легче, а задачи сотрудников — упростились. «В общем-то, система и была создана с учетом их пожеланий, а не так, как иногда бывает при автоматизации предприятий: мол, мы вам тут что-то внедрили, а вы как хотите, так и работайте», — говорит г-н Петров.

Сегодня все изображения находятся в цифровом виде. Интуитивно понятная система установлена на 96 портах, это означает, что 96 сотрудников «Фотобанка» могут быть ее активными пользователями. Однако в данном проекте было бы ошибкой привязывать количество пользователей к числу сотрудников компании, ведь система ориентирована на конечного потребителя конкретного продукта — клиента, которому ее появление существенно облегчило работу. После оцифровки изображений у клиента появилась возможность самостоятельного поиска необходимого визуального изображения без оглядки на сотрудников «Фотобанка». Один из самых важных результатов проекта: процесс получения исходного продукта и доставки его до клиента значительно сократился. Если раньше он занимал несколько дней, то теперь — несколько минут.

Оценивая критерии эффективности проекта: г-н Петров отмечает, что его можно считать успешным ввиду надежности предложенного решения, возможности его масштабирования, легкости использования, простоты интеграции с IT системами зарубежных коллег, увеличения скорости производственных процессов, и т.д.

Разумеется, добротный продукт стоит недешево: «С точки зрения программирования, сложно оценить, во что обошелся проект, — говорит он. — Однако только стоимость оборудования составила несколько сотен тысяч долларов». По его мнению, эти затраты уже сегодня окупаются: «Думаю, что окончательный срок окупаемости проекта составит от года до полутора лет».

По поводу перспектив распространения подобного решения г-н Лобанов высказывается очень осторожно: «Модель, которая нами была построена в „Фотобанке“ — это „работа ручной сборки“, узкоспециализированный проект. Поэтому, если потребуется что-либо подобное — то в каждом конкретном случае бизнес будет уникальным, а значит — столь же оригинальным будет и решение по его автоматизации».

Элеонора Ершова/CNews.ru

Короткая ссылка