Разделы

Интернет Наука Бизнес Техника Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Веб-сервисы

Поставлен рекорд по скорости внедрения Microsoft Axapta в рознице

Российские розничные сети, практически с самого начала формирования сегмента, делают ставку на информационные технологии, за счет которых стремятся повысить конкурентоспособность и упрочить свои позиции на рынке. Отечественные ритейлеры, оглядываясь на опыт западных коллег, достаточно быстро осознали, что внедрение современных решений позволяет существенно снизить издержки, улучшить маркетинговую политику и обслуживание клиентов. Долгое время главными требованиями к информационной системе были самые базовые - получение адекватных данных о работе компании, упорядочивание поставок и в целом повышение управляемости предприятия.

Российский рынок отраслевых решений для розничных сетей еще несколько лет назад с трудом можно было назвать насыщенным. С одной стороны здесь доминировали собственные разработки ИТ-отделов торговых предприятий, а с другой стороны — специализированные или адаптированные решения системных интеграторов. Внедрение западных систем долгое время считалась нецелесообразным, поскольку их стоимость существенно превышала финансовые возможности отечественных продавцов.

В 90-ые гг. системы, предлагаемые на рынке компаниями-разработчиками, мало чем отличались по своему функционалу от того, что создавали штатные программисты самих торговых компаний. При этом преимущество самостоятельного создания системы было очевидно: полученный продукт был полностью оптимизирован под специфику торговой организации, и обходился значительно дешевле. С 1999 г. на отечественном рынке активизируется рост торговых сетей, и соответственно, данный сегмент клиентской базы системных интеграторов расширяется.

По мере развития розничные сети приходят к констатации неутешительного факта: старые системы уже не справляется с обработкой нового, все увеличивающегося, объема данных. Необходимость перехода к более современным решениям заставляет внимательнее исследовать продукты, предлагаемые на рынке. Отвыкая экономить на автоматизации, отечественный ритейл изучает преимущества западных ERP-систем. Эксперты в этой связи отмечают, что внедрение решений класса ERP в первую очередь свидетельствует о переходе российской торговли на принципиально новый уровень, к западным стандартам ведения бизнеса.

Особой популярностью у наиболее динамично развивающихся отечественных сетей начинают пользоваться решения на базе Axapta. Инструментарий данной платформы, позволяющий модифицировать описываемую бизнес-логику и строить новые функции, привлекает предприятия самых разных отраслей. Система легко адаптируется к любым переменам — включая изменения конъюнктуры рынка, увеличение числа подразделений или направлений деятельности компании . Именно эти характеристики решения определили, в частности, выбор сети дискаунтеров ДИКСИ — одной из наиболее динамично развивающихся на российском торговом рынке. В Москву компания пришла в начале 1999 г., и только за 2001 г. увеличила здесь количество своих дискаунтеров с 12 до 28. В настоящий момент розничная сеть магазинов ДИКСИ Московского региона состоит из 45 магазинов, которые обслуживают более 100 тыс. покупателей в день.

По мере роста бизнеса собственно разработанная информационная система перестала справляться со своими задачами. Невозможность обработать весь объем информации могла негативно сказаться на эффективности управленческих процессов в целом. При этом растущая конкуренция на рынке дискаунтеров ставила перед менеджментом ДИКСИ задачи, требовавшие оперативного технологического решения: во-первых, потребность в достоверной информации о деятельности каждого магазина сети; во-вторых, необходимость в сжатые сроки принимать верные управленческие решения. В-третьих, предпринятая сетью региональная экспансия требовала эффективного управления удаленными объектами. Для начала предполагалось наличие централизованной системы. Комплексное решение, кроме того, должно было обеспечить консолидацию и обмен данными между территориально удаленными подразделениями, эффективную работу распределительного центра, планирование маршрутов доставки товаров и организацию централизованных закупок. Проведя необходимое исследование рынка, руководство ДИКСИ приняло решение о внедрении ERP-системы MBS-Axapta (версия 2.5), завершившегося в июле 2002 г.

На момент выбора функциональности Microsoft Axapta, речь шла об автоматизации 13 магазинов. По словам Томса Берзинь, генерального директора ЗАО «ДИСКОНТ центр», компания начала задумываться о том, что используемое тогда решение может в какой-то момент не справиться с растущим объемом данных: «Наша собственно разработанная система по функционалу не сильно отличалась от Microsoft Axapta. Вероятно, на тот момент это было одно из оптимальных российских решений, из которого мы взяли 70% функционала при последующем переходе на Microsoft Axapta. Однако мы все равно столкнулись со стандартной проблемой всех старых систем — т.е. неустойчивостью базы данных. В нашем случае она не могла хранить большой объем данные достаточно долго».

Сначала задача по «переавтоматизации» решалась при сотрудничестве с Кристалл-Сервис: в магазинах устанавливался АСУ Кристалл, в центральном офисе и на удаленном складе — Microsoft Axapta. Внедряемая система была преимущественно ориентирована на решение самых базовых задач управления: мониторинга финансовых и товарных потоков, принятия решений, обеспечения эффективной работы предприятия и контроля за бизнес-процессами. Управление из единого центра должно было обеспечивать единую финансовую, правовую, логистическую и маркетинговую поддержку сети. Чуть позже, по мере усложнения задач и продвижения в использовании системы, компания сменила партнера-интегратора.

Если затраты на создание первой системы автоматизации ДИКСИ, по оценке департамента консалтинга РБК, составили примерно в 150 тыс. долл., проект по внедрению Microsoft Axapta должен был превысить его в несколько раз. Однако отдача от решения, полностью интегрированного с торговым оборудованием (POS-терминалы, весы, сканеры штрих-кодов, принтеры этикеток и пр.), также оказалась существенна.

В частности, новая система позволила ежедневно формировать отчеты по реализации, оперативно консолидировать информацию, поступающую из всех магазинов, и синхронизировать все базы данных с системой центрального офиса. На основании этих данных стало возможным автоматически формировать заказ на закупку товара и максимально оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации. Кроме того, стала полностью контролируемой работа распределительного центра на всех этапах, включая прием, идентификацию и распределение грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и отправку заказов

Microsoft Axapta позволила перейти к использованию MS SQL Server, обладающему большой емкостью хранилища данных. В результате удалось значительно сократить ресурсы, затрачиваемые на техническую поддержку системы. Немаловажными в условиях обостряющейся конкуренции оказались и возможности системы по анализу и прогнозированию потребительских предпочтений, ценовой политики и взаимоотношений с поставщиками.

Тем не менее, внедренное решение не стало стопроцентной панацеей, и опыт эксплуатации Microsoft Axapta в сети ДИКСИ выявил некоторые проблемы. В частности, недостаточно высокой оказалась скорость обработки данных. Неудобные интерфейсы вызывали пользовательские ошибки. Стали очевидными ограничения по дальнейшему развитию решения. Как комментирует Томс Берзинь, «По результатам полугодовой работы после завершения проекта мы столкнулись с тем, что производительность системы не позволяет нам дальше развиваться. Вернее, требует дополнительных усилий, привлечения новых сотрудников, достаточно серьезного вовлечения дополнительного оборудования. На момент внедрения версии 2.5, было автоматизировано более 30 магазинов. Сеть же продолжала расширяться и, соответственно, постоянно менялись задачи. Установив версию 2.5, мы выяснили, что и как можно сделать. Затем мы смогли построить и реструктуризировать наш бизнес таким образом, чтобы он соответствовал как нашим представлениям, так и возможностям системы. Окончательной шлифовкой стал переход на 3.0. Одним из главных стимулов, побудивших нас к этому, было выявление трудностей со сбором статистики. Обработать увеличившийся объем данных в настройках старой версии мы уже не могли. А к моменту, когда обработка завершалась, это уже теряло смысл, поскольку анализировать что-то нужно утром, а не после обеда.»

Таким образом, в январе 2003 г. было принято решение о дальнейшем развитии информационной системы. Был выбран новый партнер-интегратор — Columbus IT Partner, немногим ранее успешно реализовавший аналогичный проект в «Перекрестке». Проведя необходимую аналитическую работу и сопоставив результаты с темпами роста бизнеса сети, эксперты предложили провести оптимизацию существующего решения. Проект должен был быть выполнен в крайне сжатые сроки, в том числе и в целях минимизации окупаемости инвестиционных затрат. В качестве инструментальной платформы было принято решение использовать систему Microsoft Axapta — версии 3.0.

Оптимальное решение разрабатывалось в сотрудничестве с менеджментом сети, на базе управленческих ноу-хау компании. В результате была существенно расширена функциональность системы. В первую очередь был переработан существовавший программный код, что позволило увеличить производительность основных операций. Например, время обработки отчетов о реализации магазинов за день сократилось в 15 раз. Произведенная переработка пользовательских интерфейсов позволила минимизировать ошибки и тем самым ускорить работу сети и повысить качество обслуживания клиентов. Проект завершился в рекордные сроки — всего за 5 месяцев, что для российского рынка оказалось случаем пока беспрецедентным.

Среди указываемых Томсом Берзинь преимуществ внедренного решения наиболее критичными стали повышение устойчивости и возможность обработки одной из самых масштабных на отечественном рынке ритейла базы данных. Кроме того, система теперь предполагает быструю перестройку и оперативное развертывание при достаточно низкой стоимости обслуживания и сопровождения. В частности, задействованные в ее поддержке специалисты на отечественном рынке труда «стоят» явно дешевле, чем эксперты, скажем, по SAP.

Руководство сети принимало активное участие в реализации проекта, и значение этого фактора для его успешного завершения не стоит недооценивать. Аналитики рынка неоднократно обращали внимание на то, что распространенной причиной провала проектов по внедрению ERP становилось не достаточно активное участие в этом процессе менеджмента компании. Стандартная ситуация, при которой «верхи» перекладывают задачу по осуществлению контроля на начальников ИТ-служб, чревата тем, что система в итоге не полностью адаптирована к специфике бизнеса в целом. В случае с ДИКСИ инициаторами проекта выступали не только айтишники, но и топ-менеджмент сети. Их тесное взаимодействие на всех стадиях реализации, безусловно, способствовало общей удовлетворенности результатами.

Особенности внедрения ERP-систем в российских условиях, задачи, которые планирует решить отечественная розничная сеть и основные проблемы, возникающие на пути автоматизации российского ритейла, комментирует CNews.ru Томс Берзинь, генеральный директор ЗАО «ДИСКОНТ центр».

Томс Берзинь
Томс Берзинь
CNews.ru: Чем было обусловлено ваше решение о переходе на версию Microsoft Axapta 3.0?

Томс Берзинь: Главным образом мы хотели перейти с базы данных SQL на Oracle. Это более мощная, фундаментальная платформа, задействующая меньшие ресурсы по поддержке. В частности, она требует меньшего человеческого участия, хотя надо оговориться, что в целом специалисты по Oracle стоят дороже. С точки зрения дополнительного функционала мы практически ничего не добавляли, просто оптимизировав то, что уже было сделано. Фактически мы сильно изменили программный код и запустили функциональность, которую раньше не могли себе позволить по техническим причинам.

Черные лебеди в ИБ: как поймать и к чему готовиться?
Защита данных

CNews.ru: Какие потребности вы планировали покрыть при внедрении системы?

Томс Берзинь: На сегодняшний день я пока не могу утверждать, что мы покрыли наши потребности на 100%. Вообще в рознице все зависит от постановки задачи, и от того, насколько заказчик понимает, что в конечном итоге хочет получить. Кроме того, успех проекта определяется тем, насколько отлажены бизнесы-процессы, и насколько адекватно видение способов их оптимизации. В итоге, если вы знаете, что хотите получить, приблизительно знаете, как это сделать, и при этом существуют устоявшиеся бизнес-процессы, то далее, правильно заложив эти параметры в систему, через некоторое время вы сможете покрывать все те потребности, которые уже существуют и будут появляться.

CNews.ru: Какой объем решений вы рассматривали перед тем, как выбрать Microsoft Axapta?

Томс Берзинь: Мы достаточно внимательно исследовали рынок отечественных и западных решений. Конечно, мы могли выбрать, например, SAP, хотя здесь мне не представляется возможным просчитать эффективность проекта. Сказать, когда вернутся деньги, вложенные в SAP, я не могу. Из всех западных систем мы выбрали Microsoft Axapta в силу вполне объективных причин. В первую очередь мы исходили из такого понятия, как срок жизни системы. Идеологию которой можно было бы перестроить в соответствии с изменениями каждого временного отрезка. Во-вторых, нам был нужен достаточно жесткий, оперативно настраиваемый продукт. В-третьих, мы безусловно учитывали стоимость внедрения. В случае с SAP она по меркам российского рынка просто космическая. Этот продукт нельзя рассматривать в контексте сетей из 13, 30 или 40 магазинов. Здесь заказчик должен быть с оборотом как минимум в 1 млрд. долл. А таких сетей на сегодняшний день в России нет, и появятся они где-нибудь через 2 года. По нашим расчетам, инвестиции в SAP обошлись бы нам порядка 2 млн. долл., и вернулись бы, наверное, через 5-6 лет. Однако вопрос, что с нами всеми будет через 5-6 лет? Реалии отечественного рынка диктуют свои условия — при существующем положении вещей правильнее было затратить меньшие деньги и получить эффект гораздо быстрее.

10 простых шагов: Как выйти на новые внешние рынки с помощью платформы «Мой экспорт»
Бизнес

CNews.ru: Считаете ли вы в принципе конкурентоспособными в этом сегменте российские решения?

Томс Берзинь: В той или иной степени все российские решения, ориентированные на ритейл, ущербны. Не пытаясь никого обидеть, должен сказать, что все отечественные продукты работают только до определенного предела. Это закономерно, поскольку все они выросли либо из бухгалтерских, либо из складских систем. Либо разрабатывались на базе систем «под» один магазин. А изначально заложенная логика при этом практически не менялась. Определенную нишу эти решения, разумеется, занимали и будут занимать. Вероятно, часть из них выродится — например, в систему отдельно взятого магазина, или систему управления кассовыми аппаратами, или внутримагазинный софт. В любом случае эти решения будут актуальны для мелких сетей, до 10 магазинов. Со временем, по мере консолидации рынка, их количество будет, скорее всего, сокращаться. Большая доля российских решений среднего класса, вероятнее всего, будет вытеснена именно Microsoft Axapta.

CNews.ru: С какого рода сложностями вам пришлось столкнуться в процессе внедрения проекта?

Томс Берзинь: Первая сложность, общая для всех заказчиков — это понять, что в принципе не бывает «красной кнопки», на которую нажмешь — и все заработает. Вторая сложность — это специфика бизнеса, под который подстраивается решение. К сожалению, отечественный рынок консультантов пока уступает в развитии западному, где в каждой софтверной компании есть отраслевые специалисты, которые могут предложить решение не только с точки зрения софта, но и с точки зрения бизнеса. В России сейчас среди разработчиков практически нет экспертов, специализирующихся на вертикальных решениях и понимающих бизнес изнутри.

Хотя здесь нам повезло с партнером. Columbus IT Partner, успешно завершив проект в «Перекрестке», уже имели представление о том, что нам нужно. Правда, теперь им пришлось столкнуться со значительно большими объемами информации, идущей через систему, и с более серьезными требованиями к функционалу. Процесс консультирования сначала был обоюдный — мы поясняли экспертам Columbus особенности розничного бизнеса, а они со своей стороны предлагали адекватные решения. Однако на завершающей стадии проекта приглашенные специалисты сравнялись по знаниям с нашими сотрудниками, и уже сами могли разрабатывать методы оптимизации.

Нужно отметить, что Columbus смог решить задачи, которые на тот момент не удавалось реализовать нашему предыдущему партнеру. Самой большой проблемой было синхронизовать все базы данных. И впервые за нашу историю их удалось «связать» так, чтобы «не разъезжалось». Мы боролись с этим с 1996 г., и до этого момента решения не было.

CNews.ru: Какова, по вашим прогнозам, должна была быть отдача от проекта?

Томс Берзинь: На мой взгляд, прогнозы — дело не благодарное. Лучше считать уже по факту или закладывать пессимистичные расчеты и радоваться удачному исходу. Если рассматривать нашу ситуацию, то мы и не рассчитывали получить огромную экономию от перехода с версии 2.5 на 3.0. Первый этап существенной экономии у нас пришелся на момент перехода от старой системы к Microsoft Axapta. Второй этап, по нашим ожиданиям, должен проявиться уже не в экстенсивной экономии, а в том, что программный продукт быстрее работает и покрывает большую потребность в функционале. В результате можно высвободить определенное количество людей. Дальше идет интенсивное развитие, с точки зрения оптимизации и ускорения работы самой системы.

По нашим пессимистичным прогнозам, проект должен окупиться где-то за три года. Здесь мы исходим из высоких показателей нашего роста — в среднем, сеть растет на 30-50% по количеству точек в год. Соответственно, если на каждом объекте удается сэкономить хотя бы по 1 человеку, то цифра при нынешнем состоянии рынка труда получается довольно внушительной. Таким образом, срок в три года мы установили за счет экстенсивной экономии. Сколько даст интенсивная, пока сложно сказать. Очевидно, что срок сократится — возможно, до 30%.

CNews.ru: Спасибо.

Мария Попова / CNews.ru