Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

B2B переходит на рельсы открытых стандартов

Прошедший 2003 г. стал годом, когда даже самые осторожные предприятия запустили пилотные проекты, использующие технологию web-сервисов основанных на открытых стандартах. Теперь они ориентируются на получение долговременных преимуществ.

Крах .com-иллюзий привел к тому, что компании стали выдвигать вполне обоснованные требования к долговечности своих инфраструктурных активов — основе для возврата инвестиций, снижения издержек и расширения спектра услуг. Большие надежды возлагаются на широкомасштабное внедрение web-сервисов1, основанных на признанных стандартах.

После внутреннего экспериментирования и опробования в отдельных B2B-процедурах web-сервисов основанных на открытых стандартах, компании стали переходить к их активному применению в повседневной ИТ-практике.

В качестве основных преимуществ открытых стандартов называют: рост ценности вложений в ИТ-системы, многократное использование ПО и переносимость данных. Так же существуют преимущества и при их разработке: независимость от конкретных поставщиков, доступ к сообществу разработчиков, объединение конечных пользователей и разработчиков ПО.

В 2003 г. компании стали достаточно широко использовать web-сервисы в своих ИТ-проектах. По мере их проникновения в бизнес-практику, многосторонность и преимущества этой технологии становятся для них всё более очевидными. К преимуществам сервис-ориентированной архитектуры (COA), основанной на этих стандартах, по мнению Пэтрика Гэннона (Patrick Gannon), президента международного консорциума OASIS, относится следующее:

  • сервисы повсеместно доступны и органично сочетаются с нашим образом мышления и подходом к работе
  • пользователи и информационные ресурсы взаимодействуют благодаря единому восприятию сервисов
  • технологии, подкрепленные открытыми взаимосогласованными стандартами, соответствуют общим системам взглядов, применимым в глобальном масштабе.

Веб-сервисы начинают действовать

Аналитики Gartner отмечают, что в 2003 г. ощутимо возросла заинтересованность предприятия к переходу на сервисно-ориентированные архитектуры, основанные на открытых web-стандартах. И теперь, как считают в упомянутой аналитической группе, «новичкам» необходимо учиться на примерах компаний, которые начали движение в этом направлении раньше, — это поможет им определить наилучшие методы для работы в ИТ-сфере и вдохновит на переход к приложениям на web-сервисной основе.

Некоторые изменения в этой сфере произошли и в нашей стране. Так в 2003 г., по приглашению компании UnitSpace Россию посетил Пэтрик Гэннон2, президент международного консорциума OASIS (Organization for the Advancement of Structured Information Standards), — одна из ключевых персон в разработке и принятии открытых стандартов в ИТ-области. Первый заместитель министра РФ по связи и информатизации Андрей Коротков (впоследствии ушедший из министерства в банковскую сферу) тогда отметил, что XML, как формат данных, подлежит использованию при создании среды электронного взаимодействия, в рамках ИТ-проектов органов государственной власти.

Технологии электронного бизнеса завоюют мир

Технологии электронного бизнеса завоюют мир

Относительное увеличение используемых технологий, 1990 г. принят за единицу.

Источник: OASIS, 2003 г.3

Однако некоторые фундаментальные вопросы относительно web-сервисов еще требуют своего решения. Необходимы систематизация web-сервисных взаимодействий на основе открытых стандартов и общие словарные наборы, а так же общие функции web-сервисов, для различных отраслей.

Концептуальная модель набора стандартов

Концептуальная модель набора стандартов

Источник: OASIS, 2003 г.3

Для того чтобы продемонстрировать всё увеличивающееся влияние открытых стандартов в ИТ-области, эксперты Gartner проанализировали опыт предприятий, которые за последний год выбрали для своих проектов web-сервисы. Для этого проекта было решено понимать под web-сервисами только проекты, использующие XML4 как формат данных, протоколы интернета как транспорт, а также любой из следующих стандартов web-сервисов:

  • упрощенный протокол доступа к объектам (Simple Object Access Protocol, SOAP)5
  • язык описания web-сервисов (Web Services Description Language, WSDL)6
  • универсальный метод описания, обнаружения и интеграции (Universal Description, Discovery and Integration, UDDI)7

Как показало исследование Gartner, большинство предприятий начали с SOAP, поскольку эта технология даёт самое ясное предложение о цене, предоставляя хорошую возможность взаимодействия форматов данных. В то же время, в большинстве случаев предприятия в начале не используют WSDL или UDDI, намереваясь сделать это со временем.

Уроки использования

Как отмечает Gartner, один из уроков, выученных предприятиями, относится к инициативе использования воображаемой или, как правило, экспериментальной технологии, — неудачи в этом случае обычное дело. Так, ряд компаний сообщили, что SOAP-интерфейсы обычно работают гораздо медленнее и менее эффективно, чем интеграционные соединители «точка-точка». Последние отражают ожидания аналитиков, и ясно сигнализируют командам разработки проектов. Другие компании успешно решили свои масштабные задачи, используя SOAP, но без доработок.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Эксперты отмечают, что любое предприятие, намеревающееся использовать web-сервисы в качестве фундамента проекта, — должно знать о потенциальных недостатках SOAP и действовать соответственно. Предлагаемые методы, к примеру, включают обработку связей данных SOAP. Также предприятия сообщали, что они внедряли web-сервисы в проектах с малым количеством разработчиков. И, хотя Gartner рекомендовал, чтобы число разработчиков в таких проектах не превышало восьми человек (кроме случаев, когда предприятие специализируется на web-сервисах или разработке соответствующих методологий управления) — большинство компаний продолжает использовать меньшее число разработчиков. По данным Gartner, типичные внутренние проектные команды приближаются к трем рабочим единицам; внутренняя разработка обычно ведётся таким образом, что нагрузка всей компании распространяется на команды похожего размера (например, двое внутренних и один сторонний разработчик). При этом требования безопасности учитываются, но не в должной степени (основываются на стандартных возможностях безопасности).

Web-сервисы за пределами компаний

В качестве примера использование web-сервисов здесь можно привести uBid, онлайновый аукцион, которому нужно предоставлять своим клиентам максимальную простоту, и успешно бороться в условиях жёсткой конкуренции со стороны лидера рынка — компании eBay.

Столкнувшись с потребностью привлечь коллекционеров к использованию более прямой системы размещения предметов и совместному использованию данных, — uBid обратилась к SOAP-интерфейсу, вместо разработки собственного. В результате, по сообщению uBid, — новые коллекционеры аукциона теперь могут подключиться к этому интерфейсу в течение очень короткого периода времени.

Eastman Chemical так же использует web-сервисы для улучшения возможностей сотрудничества со своей базой партнёров, а именно, — позволяя мини-приложениям, использующим SOAP, принимать участие в конфигурации продукта.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Между тем, предприятия консалтинга по прибыли используют SOAP для того, чтобы предоставить клиентам доступ к данным, хранящимся в их системе. Так, Google создал программный интерфейс приложения (API) SOAP для своего web-поиска, а также нескольких аналитических услуг, предоставляемых компанией, как часть её поискового механизма. Таким образом, Google позволил бесплатно использовать его продукты и тем самым произвёл мини-бум в создании приложений.

Другим хорошим примером служит Швейцарский Interbank, использующий web-сервисы для решения задач обработки и упрощения платежей.

Завершая перечисление примеров web-сервисов, использующихся за пределами компаний, следует отметить эти технологии там, где они играют ключевую роль в процессе реализации новой важной бизнес-модели. Здесь, в качестве примера, можно назвать i-Deal, технологическую компанию финансовых услуг. Она использует web-сервисы для того, чтобы предоставлять нейтральную платформу для соединения брокеров/дилеров в финансовой индустрии.

Внутреннее использование

Использование технологии web-сервисов внутри компаний также популярно, что подтверждает исследование Gartner. Было установлено, что такие проекты должны представлять собой введение в веб-услуги для большого количества предприятий. Так, в департаменте сельского хозяйства штата Колорадо, SOAP работает как страховка интеграции для проекта, в котором сегодня мало пользователей, но в будущем их количество может быстро возрасти. В Rotech Healthcare на ценных, но труднодоступных складах внедрена SOAP-сеть веб-услуг для улучшения проведения анализов.

В Gartner отмечают, что фундаментальная основа web-сервисов — в нейтральность стандартов. Это заставляет поставщиков выделять деньги на эксперименты немедленно, однако, компаниям, которые решают так же придется на это потратиться. Лишь немногие предприятия на этой стадии должны основываться на дорогостоящих стратегических исследованиях, намеченных на 2004 г. Однако, как полагают аналитики, те предприятия, чьи ИТ-коллективы намерены использовать новые здоровые модели программирования, должны были начать эксперимент с web-сервисами еще в 2003 г., с разработки пилотных проектов.

Сергей Шалманов / CNews.ru


  1. Web-сервис является приложением, идентифицируемым по URI, программные интерфейсы которого могут быть определены, описаны и обнаружены в виде XML-конструкций. Web-сервисы поддерживают прямое взаимодействие с другими программными агентами посредством XML-сообщений, передаваемым по Internet-протоколам. — Определение рабочей группы по архитектуре Webservices-консорциума W3C.
  2. Он выступил на конференции «Среда электронного взаимодействия и международные стандарты информационного обмена».
  3. Презентация из доклада Пэтрика Гэннона, представлена на конференции «Среда электронного взаимодействия и международные стандарты информационного обмена» (июль 2003 г., г. Москва)
  4. XML (расширяемый язык разметки) — основа для всех прочих стандартов Web services. Последние используют XML для обмена данными между приложениями, вне зависимости от их ОС, языка программирования, аппаратной платформы, устройства доступа, разработчика.
  5. SOAP (упрощенный протокол доступа к объектам) — это базовый протокол в мире Web services. Он позволяет передавать любую информацию по сетям в XML-форматированных документах, а именно: по любой сети (Web, LAN,…), посредством любого протокола (HTTP, FTP,…), через любые устройства (БЭВМ, ПК, мобильные,…). Преимущества SOAP в том, что он «прячет» технологии и детали реализации от обеих сторон.
  6. WSDL (язык описания web-сервисов) — основанный на XML стандарт W3C для описания того, как пользоваться web-сервисом: упрощает и ускоряет интеграцию, содержит все технические детали, необходимые для интеграции web-сервиса в приложение (формат сообщений, операции и т.п., не зависит от языка программирования, используется в современных инструментальных средствах, позиционируется как ключ для раскрепощения разработчика).
  7. UDDI (универсальный метод описания, обнаружения и интеграции) — особый web-сервис, который позволяет пользователям и приложениям находить необходимые им сервисы.
    UDDI — официальный стандарт OASIS; реестр web-сервисов.
    Реестр UDDI сам основан на открытых стандартах, таких как XML и SOAP.