Разделы

Бизнес Цифровизация

Налоговый мониторинг как проект сквозной автоматизации бизнеса: кейс компании «Восточная Техника»

С 1 января 2025 года компания «Восточная Техника» — поставщик специализированной техники и оборудования, официально перешла на режим налогового мониторинга, внедрив платформу ELMA365. О том, как этот шаг стал частью долгосрочной стратегии цифровизации компании, редакции CNews рассказали Кирилл Парубец, финансовый директор ООО «Восточная Техника», Ирина Гончарова — заместитель финансового директора и менеджер проекта, а также Антон Беренцев — директор ELMA365 Налоговый мониторинг.

Особый режим

Налоговый мониторинг охватывает все больше компаний в России — по состоянию на апрель 2025 года в мониторинге более 700 участников. Этот режим взаимодействия бизнеса с налоговыми органами позволяет существенно снизить затраты налогоплательщика на сопровождение налогового контроля со стороны ФНС благодаря автоматизации большого количества рутинных операций как на стороне налогового органа, так и налогоплательщика, а также особым режимом налогового контроля.

Налоговый мониторинг охватывает все больше компаний в России

Кирилл Парубец

финансовый директор компании «Восточная Техника»

При этом очень важно помнить, что режим налогового мониторинга это не совсем режим особого контроля налогового органа, а скорее наивысшая степень налогового комплаенса налогоплательщика со всеми вытекающими из этого преимуществами. Например, компания освобождается от обычных камеральных и выездных налоговых проверок, за некоторым исключением, а также сокращается срок проверки деятельности компании.

Кроме того, с определенного времени государство делает этот режим обязательным для ряда компаний: участников СЗПК и ТОР, компаний с государственным участием.

Вместе с этим налоговый мониторинг требует соответствия ряду требований как в части методологии, так и в части цифровой зрелости компании-участника. На текущий момент налоговый мониторинг требует наличия витрины данных и интеграции информационных систем налогоплательщика с АИС «Налог-3». Важно отметить, что часть сценариев взаимодействия с АИС «Налог-3» выполняется в автоматическом режиме. Это формирует дополнительные требования к информационным системам компании-участника. Требования к участникам налогового мониторинга эволюционировали вместе с проектом ФНС, и те участники, которые подключаются к мониторингу в 2025-2027 годах должны соответствовать максимальному количеству требований по сравнению с теми компаниями, которые входили в этот режим в 2021-2023 годах. Тем не менее в определенные сроки всем участникам мониторинга придется соответствовать актуальным требованиям ФНС.

Антон Беренцев

директор ELMA365 Налоговый мониторинг

Стоит отметить, что ФНС провела гигантскую предварительную работу по цифровизации будущего взаимодействия: стандартизировали все типы документов, запросов/ответов, сделали стандарты машиночитаемых доверенностей и так далее. Это просто огромные усилия и вложения государства в цифровизацию взаимодействия не только с ФНС, но и базис для цифрового взаимодействия между любыми участниками экономической деятельности в РФ. В свою очередь, это открывает огромные возможности уже на стороне бизнеса для автоматизации и роботизации этих процессов.

Кто-нибудь помнит сейчас такую профессию, как счетовод? 20-25 лет назад представителей этой профессии в некоторых уголках России можно было встретить живьем и даже застать на рабочем месте за исполнением служебных обязанностей. Сопоставимая по масштабу с переходом с гроссбуха на ЭВМ эволюция сейчас происходит в сфере документального взаимодействия между хозяйственными субъектами в России, а также их взаимодействии с государством.

Выбор пути

Первым и важнейшим требованием при выборе информационной системы для налогового мониторинга является соответствие требованиям законодательству — это обязательный критерий для систем этого класса.

По состоянию на момент выбора системы для налогового мониторинга у компании «Восточная Техника» уже были в эксплуатации следующие информационные системы: ERP на базе Axapta (DAX), система электронного документооборота DocsVision (без юридически значимого ЭДО и без электронного архива документов), и система взаимодействия с контрагентами по ЭДО — «Диадок».

Основное внимание при выборе системы для налогового мониторинга уделялось возможностям предлагаемых вендорами решений, потенциалу интеграции уже используемых систем, а также потенциалу для развертывания других решений на базе выбранной системы.

Важнейшим вопросом было — что входит в продукт сразу, в коробке, и не требует дополнительных интеграций и сопровождения. Отдельно ИТ-специалисты компании выделяли требования к возможностям low-code. Ни бизнес, ни государство не стоят на месте, а значит обязательно в будущем возникнет потребность вносить изменения в систему.

Таким образом, в рамках одного продукта компания хотела бы видеть все компоненты, которые потребуются в рамках налогового мониторинга, а также в последующих процессах автоматизации и цифровизации бизнес-процессов компании в самом большом масштабе:

  • Архив документов (первичные документы, контракты, внутренние документы компании, и другие), включая систему электронного одобрения документов;
  • Сквозную интеграцию с операторами юридически значимого документооборота с возможностью оставить режим одного окна для получения, подписания и отправки документов и свести прямой неограниченный доступ сотрудников к системам к минимуму;
  • Распознавание для документов, поступающих в бумаге, и предзаполнение (обогащение) карточки документа в системе;
  • Автоматизированная система внутреннего контроля для целей налогового мониторинга (с перспективой развернуть на той же базе систему риск-менеджмента компании);
  • Готовая витрина данных для налогового мониторинга;
  • Коробочная интеграция с АИС «Налог-3» с поддержкой изменений.

Ирина Гончарова

заместитель финансового директора компании «Восточная Техника»

При детальной проработке проекта и составлении технического задания выяснилось, что все требования одинаково важны и неразрывно связаны между собой. Ведь налоговый мониторинг требует высокого уровня цифровизации и автоматизации в компании. Иначе есть вероятность, что проект превратится в фактор дополнительных издержек и расходов, станет «обязательной» обузой.

Инспектор налогового органа при работе с витринами должен иметь возможность детализировать информацию до документа первичного учета через функционал дрилл-даун. А в рамках сценариев 4, 5, 7-10, 15 при работе с АИС «Налог-3» компания должна предоставлять документы в автоматическом режиме. Получается, компания обязательно должна иметь качественный финансовый архив, в который должны быть загружены документы первичного учета в максимально качественном виде.

Кирилл Парубец

финансовый директор ООО «Восточная Техника»

Перед компанией стоял вопрос: как это реализовать? Причем не только с технической точки зрения, но и с организационно-административной. Конечно, можно создать отдел документооборота, нанять туда людей-роботов, и сотрудники большую часть операций будут делать руками, включая приемку и получение документов от бизнеса, сканирование, загрузку в систему, обогащение карточек документов реквизитами, увязку с транзакциями в ERP. Но с самого начала, с момента, когда компания стала формировать будущее видение после внедрения проекта, было понятно, что такой подход тупиковый и только увеличит трудозатраты при неизменности прежних бизнес-процессов.

Решение, которое, казалось бы, находится на поверхности — нужна интеграция с операторами ЮЗЭДО, системой распознавания бумажных документов, с ERP, а также «максимально» цифровой путь документа от получения до подписания, отправки контрагенту и архивации уже готового пакета документов по транзакции. Такую систему можно использовать как базу, как фундамент, для разных задач и пользователей. При этом крайне желательно, чтобы витрина налогового мониторинга и модуль АИС «Налог-3» уже были заложены в решение вендора, чтобы облегчить интеграции, в том числе с ERP.

Но был ли такой продукт на рынке?

Ирина Гончарова

заместитель финансового директора компании «Восточная Техника»

Такие требования и подход к выбору платформы и поставщика дали бы компании существенно больше возможностей, чем только работа в режиме налогового мониторинга на базе отдельных решений, как, кстати, предлагали многие консультанты на основе своего опыта из 2021-2023 годов. Типичный совет консультантов, в том числе именитых, был «возьмите витрину от вендора А, архив от вендора Б, интеграцию с ERP закажите у компании С».

Кирилл Парубец

финансовый директор компании «Восточная Техника»

Наша компания работала на перспективу, выбирая свой путь и свое решение на базе единой платформы. Ведь если мы получаем интегрированную и настроенную для организации систему электронного документооборота, а также быстрый и надежный архив документов первичного учета, то почему бы в будущем не использовать ту же систему для разворачивания других решений — одобрения контрактов или платежей и других процессов в компании — от командировок до кадрового документооборота. Мы рассматривали проект перехода на налоговый мониторинг, в том числе, как повод шире посмотреть на автоматизацию процессов. От выбора решения, в том числе, зависело, как компания будет идти в цифровое будущее, не увеличивая непродуктивную административную нагрузку на бизнес.

Ни для кого не секрет, что кадровый голод в России будет ближайшие десятилетия постоянным, в том числе по демографическим причинам, что неизбежно влечет рост издержек бизнеса. В рамках этой парадигмы реализация в проекте сквозного автоматизированного (цифрового) процесса обработки документов — от поступления данных в систему, заполнения реквизитов, проверки и контроля, до подписания, отправки контрагенту, отражения в учете и архивации, отражения в декларации и доступе инспектора налогового органа на витрине — является серьезным заделом на будущее. Кроме того, совершенно очевидно, что это основное направление развития всей индустрии документооборота в России.

Внедрение отдельных цифровых инструментов и систем (решений под конкретные задачи) повышает эффективность на конкретном рабочем месте или участке, однако ручная обработка между системами, а также ручные действия (например, загрузка документа в систему, заполнение реквизитов, подписание документа, загрузка в систему ЮЗЭДО и отправка, сканирование, печать, пересылка по электронной почте и т. д.), либо постоянные затраты на поддержание взаимодействие систем не дает синергии и приводит к потерям ресурсов — труда, времени и денег.

Кирилл Парубец

финансовый директор компании «Восточная Техника»

Думая и планируя так, мы остановили свой выбор на решении на базе системы ELMA365.

Реализация и внедрение

Проект по внедрению решения длится уже больше года и подошел к своему завершению, вместе с последним этапом перед первой «боевой» публикацией данных на витрине налогового мониторинга. Компания успешно протестировала все сценарии взаимодействия с АИС «Налог-3» и подписала все протоколы тестирования с ГНИВЦ ФНС.

За это время произошли разные ситуации и изменения, включая обновление требований ФНС, изменение технических параметров интеграции с АИС Налог-3, доработки коробочного решения под требования заказчика и многое другое. Тем не менее, совместными усилиями компании и разработчиков ELMA365 решение доведено до максимального соответствия требованиям ФНС и техническому заданию компании. Были за это время и бессонные ночи, и работа по выходным, и отладка работы системы со специалистами ГНИВЦ ФНС как в формальном, так и неформальном режиме взаимодействия.

Ирина Гончарова

заместитель финансового директора компании «Восточная Техника»

Самым сложным в проекте оказалась не техническая реализация или сложности разработки, хотя и это тоже было. Самым трудным стало — культурная трансформация бизнеса и сотрудников вместе с внедрением решения и запуском в эксплуатацию. Здесь и компании, и сотрудникам еще предстоит подстроить внутренние процессы, максимально снизить количество лишних действий и завершить свой путь к осознанности и внутренней ответственности за взятую высокую планку. Сложности в реализации проекта добавило то, что «видимого» и публичного опыта разработки и внедрения таких сквозных решений на рынке с готовой и обкатанной практикой подстройки бизнес-процессов компании практически нет: есть лишь информация по отдельным решениям или шагам.

Проект — заканчивается. Налоговый мониторинг — начинается. Возможности платформы — безграничны

Компания отдавала себе отчет в том, что можно и нужно будет дальше развивать те ИТ- продукты, которые внедрены в рамках проекта по переходу на налоговый мониторинг. Компания старалась максимально сократить количество интеграций, которые реализовывались в проекте.

Фактически решение на базе платформы ELMA365 закрыло сразу все стоявшие перед компанией задачи, кроме тех, которые призвана решать ERP и российские операторы юридически значимого ЭДО.

Кроме этого, компания сделала акцент на выборе системы, основанной на low-code BPMS. Это позволяет создать внутренний центр компетенций и закрывать большую часть вопросов поддержки и доработки внутри компании. Компания без привлечения вендора может настраивать процессы, менять формы, создавать новые узлы автоматизации.

Вендор при этом несет ответственность за обновление всех компонентов системы по требованиям законодательства. Причем это касается не только витрин и интеграции с АИС «Налог-3», но и финансового архива, а также интеграций с операторами юридически значимого ЭДО. В общем, каждый делает свою работу.

Ирина Гончарова и Кирилл Парубец

заместитель финансового директора и финансовый директор компании «Восточная Техника»

Если спросить нас, какой совет мы бы дали тем, кто только планирует входить в режим налогового мониторинга, то ответ простой:

строить видение не на полгода или год, а на десятилетия, и не сужать поле зрения только и исключительно соответствием обязательным требованиям ФНС;
ожидать и требовать большего;
не ограничивать себя только рамками налогового мониторинга или отдельных процессов, а искать другие точки приложения в бизнес-процессах компании — к тем решениям, которые нужно выполнить «для государства».

Что называется — чем выше ставишь цель, тем больше получишь. Тем более, в данной области это тот самый удивительный случай, когда само государство помогает бизнесу, проделав огромную подготовительную работу за свой счет.

Подробнее о деталях проекта, ключевых изменениях в требованиях к ИТ-инфраструктуре и влиянии новых сценариев АИС «Налог-3» и на развитие электронного архива команда проекта рассказала на вебинаре «Кейс Восточной техники. Налоговый мониторинг как проект сквозной автоматизации бизнеса».

Рекламаerid:2W5zFGUq7exРекламодатель: ООО «ЭЛМА»ИНН/ОГРН: 1831197044/1191832028332Сайт: https://elma365.com/ru/