Налоговый мониторинг как проект сквозной автоматизации бизнеса: кейс компании «Восточная Техника»
С 1 января 2025 года компания «Восточная Техника» — поставщик специализированной техники и оборудования, официально перешла на режим налогового мониторинга, внедрив платформу ELMA365. О том, как этот шаг стал частью долгосрочной стратегии цифровизации компании, редакции CNews рассказали Кирилл Парубец, финансовый директор ООО «Восточная Техника», Ирина Гончарова — заместитель финансового директора и менеджер проекта, а также Антон Беренцев — директор ELMA365 Налоговый мониторинг.
Особый режим
Налоговый мониторинг охватывает все больше компаний в России — по состоянию на апрель 2025 года в мониторинге более 700 участников. Этот режим взаимодействия бизнеса с налоговыми органами позволяет существенно снизить затраты налогоплательщика на сопровождение налогового контроля со стороны ФНС благодаря автоматизации большого количества рутинных операций как на стороне налогового органа, так и налогоплательщика, а также особым режимом налогового контроля.
Кроме того, с определенного времени государство делает этот режим обязательным для ряда компаний: участников СЗПК и ТОР, компаний с государственным участием.
Вместе с этим налоговый мониторинг требует соответствия ряду требований как в части методологии, так и в части цифровой зрелости компании-участника. На текущий момент налоговый мониторинг требует наличия витрины данных и интеграции информационных систем налогоплательщика с АИС «Налог-3». Важно отметить, что часть сценариев взаимодействия с АИС «Налог-3» выполняется в автоматическом режиме. Это формирует дополнительные требования к информационным системам компании-участника. Требования к участникам налогового мониторинга эволюционировали вместе с проектом ФНС, и те участники, которые подключаются к мониторингу в 2025-2027 годах должны соответствовать максимальному количеству требований по сравнению с теми компаниями, которые входили в этот режим в 2021-2023 годах. Тем не менее в определенные сроки всем участникам мониторинга придется соответствовать актуальным требованиям ФНС.
Кто-нибудь помнит сейчас такую профессию, как счетовод? 20-25 лет назад представителей этой профессии в некоторых уголках России можно было встретить живьем и даже застать на рабочем месте за исполнением служебных обязанностей. Сопоставимая по масштабу с переходом с гроссбуха на ЭВМ эволюция сейчас происходит в сфере документального взаимодействия между хозяйственными субъектами в России, а также их взаимодействии с государством.
Выбор пути
Первым и важнейшим требованием при выборе информационной системы для налогового мониторинга является соответствие требованиям законодательству — это обязательный критерий для систем этого класса.
По состоянию на момент выбора системы для налогового мониторинга у компании «Восточная Техника» уже были в эксплуатации следующие информационные системы: ERP на базе Axapta (DAX), система электронного документооборота DocsVision (без юридически значимого ЭДО и без электронного архива документов), и система взаимодействия с контрагентами по ЭДО — «Диадок».
Основное внимание при выборе системы для налогового мониторинга уделялось возможностям предлагаемых вендорами решений, потенциалу интеграции уже используемых систем, а также потенциалу для развертывания других решений на базе выбранной системы.
Важнейшим вопросом было — что входит в продукт сразу, в коробке, и не требует дополнительных интеграций и сопровождения. Отдельно ИТ-специалисты компании выделяли требования к возможностям low-code. Ни бизнес, ни государство не стоят на месте, а значит обязательно в будущем возникнет потребность вносить изменения в систему.
Таким образом, в рамках одного продукта компания хотела бы видеть все компоненты, которые потребуются в рамках налогового мониторинга, а также в последующих процессах автоматизации и цифровизации бизнес-процессов компании в самом большом масштабе:
- Архив документов (первичные документы, контракты, внутренние документы компании, и другие), включая систему электронного одобрения документов;
- Сквозную интеграцию с операторами юридически значимого документооборота с возможностью оставить режим одного окна для получения, подписания и отправки документов и свести прямой неограниченный доступ сотрудников к системам к минимуму;
- Распознавание для документов, поступающих в бумаге, и предзаполнение (обогащение) карточки документа в системе;
- Автоматизированная система внутреннего контроля для целей налогового мониторинга (с перспективой развернуть на той же базе систему риск-менеджмента компании);
- Готовая витрина данных для налогового мониторинга;
- Коробочная интеграция с АИС «Налог-3» с поддержкой изменений.
Инспектор налогового органа при работе с витринами должен иметь возможность детализировать информацию до документа первичного учета через функционал дрилл-даун. А в рамках сценариев 4, 5, 7-10, 15 при работе с АИС «Налог-3» компания должна предоставлять документы в автоматическом режиме. Получается, компания обязательно должна иметь качественный финансовый архив, в который должны быть загружены документы первичного учета в максимально качественном виде.
Решение, которое, казалось бы, находится на поверхности — нужна интеграция с операторами ЮЗЭДО, системой распознавания бумажных документов, с ERP, а также «максимально» цифровой путь документа от получения до подписания, отправки контрагенту и архивации уже готового пакета документов по транзакции. Такую систему можно использовать как базу, как фундамент, для разных задач и пользователей. При этом крайне желательно, чтобы витрина налогового мониторинга и модуль АИС «Налог-3» уже были заложены в решение вендора, чтобы облегчить интеграции, в том числе с ERP.
Но был ли такой продукт на рынке?
Ни для кого не секрет, что кадровый голод в России будет ближайшие десятилетия постоянным, в том числе по демографическим причинам, что неизбежно влечет рост издержек бизнеса. В рамках этой парадигмы реализация в проекте сквозного автоматизированного (цифрового) процесса обработки документов — от поступления данных в систему, заполнения реквизитов, проверки и контроля, до подписания, отправки контрагенту, отражения в учете и архивации, отражения в декларации и доступе инспектора налогового органа на витрине — является серьезным заделом на будущее. Кроме того, совершенно очевидно, что это основное направление развития всей индустрии документооборота в России.
Внедрение отдельных цифровых инструментов и систем (решений под конкретные задачи) повышает эффективность на конкретном рабочем месте или участке, однако ручная обработка между системами, а также ручные действия (например, загрузка документа в систему, заполнение реквизитов, подписание документа, загрузка в систему ЮЗЭДО и отправка, сканирование, печать, пересылка по электронной почте и т. д.), либо постоянные затраты на поддержание взаимодействие систем не дает синергии и приводит к потерям ресурсов — труда, времени и денег.
Реализация и внедрение
Проект по внедрению решения длится уже больше года и подошел к своему завершению, вместе с последним этапом перед первой «боевой» публикацией данных на витрине налогового мониторинга. Компания успешно протестировала все сценарии взаимодействия с АИС «Налог-3» и подписала все протоколы тестирования с ГНИВЦ ФНС.
За это время произошли разные ситуации и изменения, включая обновление требований ФНС, изменение технических параметров интеграции с АИС Налог-3, доработки коробочного решения под требования заказчика и многое другое. Тем не менее, совместными усилиями компании и разработчиков ELMA365 решение доведено до максимального соответствия требованиям ФНС и техническому заданию компании. Были за это время и бессонные ночи, и работа по выходным, и отладка работы системы со специалистами ГНИВЦ ФНС как в формальном, так и неформальном режиме взаимодействия.
Проект — заканчивается. Налоговый мониторинг — начинается. Возможности платформы — безграничны
Компания отдавала себе отчет в том, что можно и нужно будет дальше развивать те ИТ- продукты, которые внедрены в рамках проекта по переходу на налоговый мониторинг. Компания старалась максимально сократить количество интеграций, которые реализовывались в проекте.
Вендор при этом несет ответственность за обновление всех компонентов системы по требованиям законодательства. Причем это касается не только витрин и интеграции с АИС «Налог-3», но и финансового архива, а также интеграций с операторами юридически значимого ЭДО. В общем, каждый делает свою работу.
Подробнее о деталях проекта, ключевых изменениях в требованиях к ИТ-инфраструктуре и влиянии новых сценариев АИС «Налог-3» и на развитие электронного архива команда проекта рассказала на вебинаре «Кейс Восточной техники. Налоговый мониторинг как проект сквозной автоматизации бизнеса».
■ Рекламаerid:2W5zFGUq7exРекламодатель: ООО «ЭЛМА»ИНН/ОГРН: 1831197044/1191832028332Сайт: https://elma365.com/ru/