oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2013

Сергей Кухарев

Сергей Кухарев:
В отечественном ритейле наступила эра «больших данных»

О том, как происходила автоматизации торговой сети и какие ИТ-решения необходимы для ее успешной работы, в интервью CNews рассказал Сергей Кухарев, директор департамента информационных технологий сети магазинов «Высшая лига».

CNews: Как последние изменения в российском законодательстве сказались на деятельности торговых сетей?



Сергей Кухарев:
Из тех изменений в законодательстве, которые уже сегодня влияют на структуру затрат на ИТ, отмечу повышение размера обязательных отчислений в ПФР для индивидуальных предпринимателей, что приводит к повышению стоимости их услуг. На текущий момент времени компания покупает услуги по аренде серверного оборудования и принтерной техники у индивидуальных предпринимателей.

В результате внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, позволяющих оформлять счета-фактуры в электронном виде, в ближайшее время компания планирует автоматизировать обмен этими документами с ключевыми контрагентами.

Потенциальное влияние на структуру затрат в ИТ может оказать и вступление РФ в ВТО, за которым следует обязательное снижение ввозных пошлин на некоторые виды компьютерного оборудования - МФУ, кассовые аппараты, терминалы для оплаты с кредитных карт и пр. По данным CNews, диапазон снижения пошлин составляет от 15% до 0% со сроком до 2015 г.



CNews: Как изменились затраты на ИТ в вашей торговой организации в 2012 г. по сравнению с 2011 г.? Каков ИТ-бюджет на 2013 г.? Каков, на ваш взгляд, оптимальный размер инвестиций в ИТ в нынешних условиях?



Сергей Кухарев:
Затраты на ИТ в 2012 г. снизились на 5% по сравнению с 2011 г. Снижение фактических затрат в ИТ обусловлено снижением затрат на обслуживание инфраструктуры и каналов связи на 18% за счёт внутренней оптимизации: тарифов на связь, нормативов на комплекты запасных частей (ЗИП) и др.; ростом на 20% фонда оплаты труда сотрудников ИТ-департамента.

Компанией планируется рост затрат на ИТ на 19% в 2013г. по сравнению с 2012 г. Рост обусловлен планами компании по экстенсивному росту, проектами по модернизации ИТ-инфраструктуры, инновационными проектами по автоматизации бизнес-процессов.



CNews: Как именно нужно инвестировать в ИТ, чтобы обрести конкурентные преимущества?



Сергей Кухарев:
Инвестиции в ИТ, на мой взгляд, напрямую зависят от бизнес-стратегии розничной сети. Так, если стратегия компании предполагает экстенсивный рост, то основными направлениями инвестиций в ИТ будут проекты по развитию инфраструктуры.

Если текущая бизнес-стратегия компании предполагает интенсивный рост, то основные инвестиции в ИТ должны быть направлены на снижение транзакционных издержек - снижение стоимости отдельных, циклических, операций.

При этом, как и в первом, так и во втором случае, общей задачей для ИТ является обеспечение надёжности, приемлемой скорости обработки данных и извлечения из них информации, необходимой для принятия решений.



CNews: Какие наиболее горячие проблемы волнуют ритейлеров сейчас? Как все это может отразиться на требованиях к ИТ, специализированной инженерно-технической инфраструктуре, необходимой для ритейлеров?



Сергей Кухарев:
Для нашей компании новым направлением в 2012 г. стала интеграция системы лояльности с другими розничными сетями.

Также в 2012 г. мы столкнулись с проблемой хранения и аналитической обработки тех данных, которые были накоплены компанией с 2006 г. Как следствие, перед ИТ-службой была поставлена задача по увеличению скорости получения данных из точек розничных продаж с 12-24 часов до 1-2 часов.

Уверен, что схожие задачи решают и другие игроки рынка.



CNews: Расскажите об основных этапах автоматизации вашей торговой сети. Какие основные ИТ-средства использовались?



Сергей Кухарев:
На данный момент ключевым элементом нашей корпоративной информационной системы является ERP-решение Microsoft Business Solutions-Navision, внедрённое компанией IBS в 2006 г.

В рамках ERP были автоматизированы блоки товародвижения, финансового учёта, кассовый модуль. Бухгалтерский и налоговый учёт был автоматизирован на платформе 1С.

Уже самостоятельно, на платформе Navision, мы автоматизировали систему лояльности покупателей, модуль расчёта заработной платы, подсистему оборота подарочных сертификатов в розничной сети и множество других бизнес-процессов.

В настоящее время ведём проект по автоматизации подготовки финансовой отчётности по МСФО на платформе 1С.



CNews: Какими средствами автоматизирована ваша работа с контрагентами?



Сергей Кухарев:
В настоящий момент наибольших успехов в электронном взаимодействии мы достигли с Nike– получаем в электронном виде информацию о планируемых партиях поставки товара, отправляем в автоматическом режиме данные о реализации товара Nike, посещаемости магазинов и прочую статистику.

К сожалению, не все крупные поставщики заинтересованы в развитии сотрудничества по направлению электронного документооборота. При этом мы постоянно ищем точки соприкосновения с поставщиками.



CNews: Какие основные показатели вы определяете, регулярно измеряете с помощью BI или других ИТ-средств, что это дает?



Сергей Кухарев:
Наша BI-система, построенная на платформе Microsoft, используется бизнес-подразделениями для план-факторного анализа ряда финансовых показателей. Среди них реализация в розничных ценах и себестоимости; доход; наценка; оборачиваемость товарных остатков.

Кроме того, мы отслеживаем эффект от проводимых маркетинговых акций, проводим анализ их успехов и неудач.



CNews: Какие аутсосинговые услуги вы заказываете?



Сергей Кухарев:
Мы арендуем серверные мощности, в том числе и виртуальные, активно используем аутсорсинг печати в центральном офисе и в магазинах компании.

В ближайшем будущем планируем использовать аутсорсинг печати во всех наших магазинах, а также использовать облачный хостинг как альтернативу собственным вычислительным мощностям при возникновении аварийных ситуаций.



CNews: Наступила ли в отечественном ритейле эра “больших данных”?



Сергей Кухарев:
С моей точки зрения, такая эра наступила - ритейлеры накопили гигантские объёмы структурированных и неструктурированных данных и, безусловно, нуждаются в подходах и инструментарии извлечения из этих данных информации, необходимой в конкурентной борьбе.



CNews: Можете ли вы ориентировочно оценить долю “самописного” и “коробочного” ПО в вашей ТС (включая доработку ИС силами штатных сотрудников)? Почему вы его используете?



Сергей Кухарев:
С моей точки зрения доля "самописного" ПО в нашей компании составляет 20-25%. Это те инструменты, которые мы либо не нашли на рынке для решения прикладных задач либо совокупная стоимость владения которых превышают наши текущие финансовые возможности.

При этом мы придерживаемся политики максимального использования типового функционала приобретённого ПО для автоматизации бизнес-процессов компании.



CNews: Какую роль играет веб-сайт в вашем торговом бизнесе?



Сергей Кухарев:
На данный момент времени веб-сайт представляет собой каталог товара, по которому потенциальный покупатель может ознакомиться с дизайном, ценой и местом, где этот товар может быть приобретён.

Некоторое время мы использовали аутсорсинг интернет-магазина у одного из ведущих операторов на рынке, фактически предоставляя свой товар на реализацию, но низкая доля маржи и ценовая конкуренция привела нас к задаче по созданию собственного интернет-магазина и логистики товаров до двери покупателя.

Уже в этом году планируем повторно запустить в работу уже собственный интернет-магазин и довести процент реализации через этот канал до 5-7%.



Вернуться на главную страницу обзора