В России свернуты обе «национальные программные платформы»

Бизнес ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Денис Воейков
Оба амбициозных проекта, запущенных в 2010 г. в поддержку российской разработки ПО, и получивших одинаковое название — национальная программная платформа, прекратили свое существование. Проект по линии Минэкономразвития заморожен, проект под эгидой Минкомсвязи также фактически закрыт.

Обе НПП приказали долго жить

Как стало известно CNews, проект так называемой технологической платформы «Национальная программная платформа» (ТП «НПП»), курируемый Минэкономразвития, официально можно считать замороженным. Запись о начале ликвидации юрлица координатора проекта — АНО «НПП» — появилась в ЕГРЮЛ еще 2 октября 2015 г.

При этом по данным CNews, проект с идентичным названием — Национальная программная платформа, входящий в госпрограмму Минкомсвязи «Информационное общество (в 2011—2020 гг.)», — сейчас также существует лишь на бумаге. Деньги на него продолжают выделяться, но с 2012 г. все они в конце отчетных периодов возвращаются обратно в бюджет.

Таким образом, оба проекта, запущенных для содействия индустрии российского программного обеспечения, по факту оказались неэффективными.

Как не запутаться в двух НПП

Отправной точкой существования двух одноименных проектов можно считать 2010 г. Именно тогда, 3 августа на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был утвержден порядок формирования технологических платформ в различных отраслях (медицине, энергетике, транспорте и пр.).

Под платформой подразумевался «коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов и услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки государства, гражданского общества)…».

Сам перечень этих платформ (порядка трех десятков) комиссия утвердила в апреле 2011. В сфере ИКТ он включил Национальную суперкомпьютерную технологическую платформу и НПП. Направлениями последней были заявлены базовое системное ПО (ОС, СУБД и пр.), программная и системная инженерия, распределенные и высокопроизводительные вычисления, интеллектуальные поисковые системы, телекоммуникации, навигация, мультимедиа и мобильные системы, технологии построения электронных государственных решений (в т. ч . электронное правительство) и пр.

Оба проекта по созданию в России «национальной программной платформы» фактически прекратили существование

Организационное оформление ТП «НПП» было завершено в декабре 2011 г. созданием автономной некоммерческой организации АНО «НПП», объединившей десятки компаний-разработчиков, институтов и ассоциаций. Учредителями АНО выступили РАН, госкорпорация «Ростех», Российский союз ректоров, а также ассоциации «Руссофт» и «Отечественный софт».

Координатором работы АНО стал входящий в «Ростех» концерн «Сириус». В беседе с CNews его тогдашний руководитель Леонид Ухлинов заверил, что именно эта организация в соавторстве с компанией «Альт Линукс» разрабатывала формулировки, описывающие направления деятельности ТП «НПП».

Что касается Национальной программной платформы Минкомсвязи, то по факту она оказалась юридически оформлена несколько раньше проекта под эгидой Минэка. Экс-замминистра Минкомсвязи, курировавший при Игоре Щеголеве программу «Информационное общество», Илья Массух подтвердил CNews, что эта НПП была включена в госпрограмму с самого начала ее утверждения — в конце 2010 г.

По уверению Ухлинова, это направление в «Информационном обществе» появилось с подачи «Сириуса», и соответственно концепцию проекта в Минкомсвязи можно считать сходной с НПП Минэка.

Сейчас в Минкомсвязи в разговоре с CNews отмечают, что официальной миссией НПП из «Информационного общества» являлось создание набора базовых программных продуктов для обеспечения технологической независимости государства от западных поставщиков проприетарного ПО и создание условий для обеспечения информационной безопасности критически важных систем.

Что случилось с НПП Минэка

По словам источника CNews, знакомого с хронологией событий, решение о закрытии АНО «НПП» было принято на собрании учредителей организации в конце лета 2015 г.

В Минэке, отвечая на вопрос о причинах ликвидации АНО, сообщили CNews, что в 2015 г. ведомство совместно с фондом «Центр стратегических разработок» и Институтом мировой экономики и информатизации провели оценку результативности деятельности технологических платформ. «Одним из критериев оценки является наличие и проработанность стратегической программы исследований, плана деятельности технологической платформы и других документов, — отмечают в Минэке. — В связи с непредставлением ТП “НПП” указанных документов, эта платформа попала в список отстающих».

Однако в министерстве подчеркивают, что ликвидация АНО была осуществлена не по инициативе и без согласования с Минэком, хотя вопрос дальнейшей судьбы платформы в ведомстве рассматривался.

«При этом ликвидировалась организация — координатор технологической платформы, а не технологическая платформа как таковая, — заявляют в министерстве. — Минэкономразвития считает направление, которое охватывала АНО “НПП”, стратегически важным и приоритетным. В этой связи на одном из ближайших заседаний Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета по модернизации и инновационному развитию будет рассмотрен вопрос о развитии указанного направления и, возможно, о выборе новой организации-координатора».

Что стало с НПП Минкомсвязи

Комментируя CNews положение дел в проекте НПП из «Информационного общества», в Минкомсвязи ограничились заверением в том, что идея создания НПП в части образования единого хранилища программ для ЭВМ и обеспечения использования указанных программ заинтересованными органами госвласти была воплощена в созданном национальном фонде алгоритмов и программ для электронных машин. «Приказом Минкомсвязи от 17 февраля 2014 г. № 22 Фонд введен в эксплуатацию. В настоящее время госорганами ведется его наполнение, — говорят в ведомстве.

В то же время, при изучении бюджета программы «Информационное общество» (в частности на 2016 г.) можно заметить, что «создание НПП» и «создание фонда алгоритмов и программ» — это разные позиции в финансовых документах.

По данным источника CNews, знакомого со спецификой распределения средств в госпрограмме, объем ее финансирования детализируется только до уровня основных мероприятий, в рамках которых уже представлены конкретные проекты.

В данном случае речь идет о мероприятии «Предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России», внутри которого прописаны и НПП, и фонд, и еще несколько проектов. Бюрократическая система устроена так, что в бюджете нельзя избавиться только от одного проекта, не затронув остальные по тому же направлению. И даже нельзя отдельно отказаться от его финансирования, пусть никаких работ в его рамках реально и не предвидится. Можно только получить деньги, а потом вернуть их в бюджет.

Именно это и происходит по линии НПП. В 2012 г. на нее было выделено, а затем возвращено 115 млн, в 2013 г. — 7 млн, в 2014 г. — 70,4 млн, в 2015 г. — 53,26 млн, а в 2016 г. запланировано аналогично распорядиться 50,46 млн.

Что успели сделать по двум НПП

На данный момент можно констатировать, что по линии НПП Минэка фактически не было осуществлено ни одного проекта. В «Ростехе» заверили CNews, что все членские взносы участников (30 тыс. руб. в год) были израсходованы на хозяйственные нужды — аренду помещений для собраний, еду и пр. Государственных же денег проект не получал.

Что касается второй НПП, то в сентябре 2011 г. Минкомсвязи успело провести скандальный конкурс на создание прототипов базовых компонент НПП. Бюджет, выделенный на эти работы в рамках «Информационного общества» составлял 27 млн руб. На них претендовали «Альт Линукс», ВНИИНС, «РБК–софт», «Союзинформ», а также «Пингвин софтвер». Фактически они были приняты заказчиком лишь в конце декабря 2011 г.

Дальнейшее развитие проекта закончилось на том, что соответствующий контракт на 2012 г. не был заключен в установленный срок — до 1 февраля 2012 г.

О причинах неудач

С точки зрения гендиректора «Альт Линукса» Алексея Смирнова, отсутствие результатов по линии Минэка во многом обусловлено трансформациями в «Ростехе», в ходе которых в начале 2013 г. концерн «Сириус» был передан под управление холдинга «Росэлектроника», и ТП «НПП» осталась без формально назначенного координатора.

Данное обстоятельство усугублялось тем, что у рядовых членов АНО «НПП» отсутствовали какие-либо реальные полномочия по управлению деятельностью общества, что заметно гасило инициативу и заставляло многих вовсе отказаться от членства в организации.