Разделы

Наука

«Космодромная гонка» нарастает

На бразильском космодроме Алкантара 23 августа во время предстартовой проверки взорвалась ракета с двумя спутниками, многие специалисты погибли или получили ранения. Но руководство страны не намерено сбавлять темп в «космодромной гонке». Правительство Бразилии заявило о продолжении запусков, крупный контракт на проведение которых недавно достался России. На салоне МАКС-2003 объявлено о подписании нового соглашения на запуск иностранных спутников военного назначения с отечественного космодрома «Плесецк». В этих условиях другие страны все активнее включаются в космодромный бизнес - запуски спутников перестают быть эксклюзивной услугой «специального назначения», а конкуренция между предоставителями космодромных услуг усиливается.

Трагедия в Бразилии

В Бразилии на космодроме Алкантара (2 град. 17 минут ю.ш., 44 град. 23 минуты з.д.) в пригороде Сан-Луиса (2350 км к северу от Сан-Паулу) во время последней предстартовой проверки взорвалась одна из ракет. Это произошло в ночь с пятницы на субботу по московскому времени, 23 августа. В результате катастрофы 21 человек погиб и 20 получили ранения. Противоречивые сведения о раненых и погибших, первоначально называвшиеся со ссылкой на бразильские СМИ, представитель бразильских ВВС майор Густаво Крюгера объяснил неразберихой, возникшей сразу после трагедии. Причем пострадали преимущественно гражданские специалисты космодрома.

По предварительным данным, причиной трагедии стали неполадки в системе зажигания одного из четырех главных двигателей ракеты. Запуск ракеты VLS-3 стоимостью $2,2 млн. был намечен на следующую неделю (25-30 августа). Последние предстартовые проверки планировалось осуществить до начала этого времени, то есть до 24 августа.

После взрыва на космодроме Алкантара  
После взрыва на космодроме Алкантара
Взорвавшаяся ракета VLS-3 стоимостью $2,2 млн. должна была вывести на космическую орбиту два исследовательских спутника, которые в результате трагедии оказались полностью уничтоженными, как и стартовое оборудование, и весь технический персонал, находившийся вблизи ракеты. Начиная с 1997г., то есть за последние 6 лет, это уже третья неудача при запуске ракет с исследовательскими спутниками на борту с бразильского космодрома. Как предполагают национальные эксперты, взрыв ракеты затормозит развитие космической программы страны, хотя бы в силу дополнительных исследовательских работ, вызванных последним инцидентом.

Руководство страны уже заявило, что Бразилия не намерена отказываться от планов освоения космического пространства и продолжения запусков ракет с космодрома Алкантара, несмотря на произошедшую трагедию. Об этом, в частности, сообщил представитель президента Бразилии Андре Сингер. По его словам реализация национальной космической программы будет продолжена. Это же подтвердил министр обороны страны Хосе Вьегас на пресс-конференции в г. Сан-Луис. Министр обороны подчеркнул, что работа в рамках космической программы будет продолжена, чтобы «их жизни были отданы не зря». Он также сообщил, что в ближайшее время будет начато расследование причин трагедии. Напомним, что международный коммерческий космодром Алкантара создан по аналогии с австралийским космодромом относительно недавно, в конце второй половины прошлого десятилетия.

Конкуренты в «космодромной гонке» и удешевление услуг

Трагедия в Бразилии и непреклонное желание руководства этой страны развивать космодромный бизнес еще раз напомнили об усиливающейся международной конкуренции в космодромной сфере. В течение предыдущего десятилетия космодромные услуги (подготовка и запуск космических аппаратов) стали одним из видов международного бизнеса с быстро растущей конкуренцией.

Помимо ведущих космических держав, собственные космодромы уже построили и продолжают развивать Япония, Италия, Индия, Китай, Израиль, Норвегия, ЮАР, Бразилия. Европейские страны, в том числе Великобритания, так же работают в рамках общеевропейской космической программы (членами Европейского космического агентства являются 15 стран). Конечно, надежные и предназначенные для запуска ракет разных весовых категорий космодромы пока есть лишь у немногих из этих стран. Но одна из основных целей, которую преследуют страны-собственники новых космодромов – участие в коммерческих запусках.

Цены и надежность космодрома во многом определяют доходы от этого сравнительно молодого вида бизнеса. Так, по-видимому, главной причиной так называемого моратория компании Boeing по проекту Sea Launch стали очень высокие расходы на обслуживание морской платформы.

Сегодня можно ожидать усиления конкуренции на космодромном рынке, что обусловлено относительно медленным ростом потребностей в запусках новых спутников. С одной стороны приборы стали несравнимо легче, чем 5-7 лет назад и спутники стали многофункциональными. С другой стороны, число надежных космодромов за последние 10-15 лет значительно увеличилось, что привело к удешевлению самих запусков. Созданы ракеты-носители для выведения сверхтяжелых спутников, при расширении линейки легких ракет. Кроме того, продвигаются работы по созданию эффективных средств IRDT (Inflatable Reentry Descent Technology), что в перспективе позволит отказаться от запуска тяжелых и дорогих космических аппаратов имеющих своей целью спуск с орбиты на Землю грузов и экипажей орбитальных станций. Так же можно ожидать дальнейшего снижения стоимости запусков за счет более широкого испольвозования вращаемых ступеней в «тяжелых» ракетах.

В долгосрочной перспективе есть серьезные основания надеяться на увеличение ресурса функционирования самой техники и появление космических минитанкеров-заправщиков, способных доставлять новое горючее для двигателей работоспособных спутников. Они смогут продолжить корректировку своих орбит, что продлит срок активной эксплуатации. Так, например, Европейское космическое агентство (ЕКА) ведет работы в этом направлении. Отвечая на вопрос CNews о направлении этих работ, глава постоянного представительства ЕКА в России Ален Фурнье-Сикр, на салоне МАКС-2003, сообщил, что ЕКА подходит к испытаниям оптического устройства, предназначенного для распознавания соответствующих узлов космических аппаратов (один космический аппарат распознает необходимый узел другого и получает возможность для автоматического «визуального контроля» сближения).

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

Однако новые потребности говорят в пользу роста числа аппаратов, предназначенных к запуску в среднесрочной перспективе. Гражданским компаниям и военным необходимо расширение телекоммуникационных возможностей и емкости каналов, повышение качества дистанционного зондирования Земли и возможностей спутниковой навигации. Поэтому, несмотря на ужесточении космодромной конкуренции, у России пока имеются серьезные преимущества в этой сфере. Отечественные космодромы обслуживают военные, что обеспечивает исполнительность при относительно низкой стоимости работ, и техника пуска здесь достаточно хорошо отработана. Сохранению благоприятного космического имиджа страны так же способствует увеличение как собственных, так и совместных международных работ по созданию новых приборов, устройств и аппаратов.

Наши военные запустят «их» военные спутники

21 августа, во время работы салона МАКС-2003, объявлено о подписании контракта на запуск иностранных спутников военного назначения силами Космических войск России. ФГУП «Рособоронэкспорт» и германское предприятие «ОХБ-Систем» подписали на упомянутом авиасалоне крупный контракт на запуск с отечественного космодрома «Плесецк» иностранных космических аппаратов военного назначения. Старты ракет-носителей с этими спутниками будут производиться в течение трех лет, с 2005-2007 гг. Представитель Космических войск России, заявил, что услуг по запуску этих аппаратов будут оказаны силами и средствами Космических войск, а так же другими предприятиями отечественной промышленности.

Одновременно с этим продолжатся запуски отечественных спутников. Глава «Росавиакосмоса» Юрий Коптев 21 августа сообщил, что в 2004-2005 гг. Россия запустит шесть новых спутников связи для пополнения орбитальной группировки. Ожидается, что до конца 2003 г. будут запущены три новых спутника система ГЛОНАСС. По словам Юрия Коптева, из 11 спутников, которые на сегодня входят в отечественную орбитальную группировку спутников связи, шесть эксплуатируются уже по 9-10 лет и «в любой момент могут выйти из строя».

Зачем бизнесу оптимизаторы и какой лучше
Бизнес

При этом у России пока имеется значительный «резерв» - еще во времена СССР за страной зарезервировало 83 орбитальные позиции, но сегодня используются лишь около 30% из них, то есть на них реально работают спутники. Для пополнения спутниковой группировки из федерального бюджета Минсвязи на запуски планируется выделить около $400 млн., так же намечено привлечь внебюджетные средства на сумму $770 млн. Напомним, что недавно на уровне правительства России принята программа по возрождению и развитию отечественной системы ГЛОНАСС.

По материалам РБК и собственной информации CNews

Сергей Шалманов / CNews.ru