Спецпроекты

На страницу обзора
Дмитрий Исаев, Softline: Мы видим превосходные перспективы развития облачного бизнеса в России

Антироссийские санкции вызвали ажиотаж на рынке облаков, привели к росту цен и запустили процесс миграции отечественных компаний из западных сервисов. Руководитель управления облачных решений Softline Дмитрий Исаев рассказал CNews, что, несмотря на случаи полной блокировки доступа с потерей данных, отечественный бизнес не готов сразу отказаться от сервисов западных облачных провайдеров, и объяснил, как Softline планирует строить облака на российских решениях, включая собственные разработки. 

Дмитрий ИсаевSoftline

МИГРАЦИЯ ИЗ ЗАПАДНЫХ ОБЛАКОВ

CNews: Какую динамику спроса на облачные сервисы вы наблюдали после 24 февраля? Насколько динамика разошлась с ожиданиями в начале года? Чем был обусловлен рост спроса и на какие именно услуги ?

Дмитрий Исаев: Мы зафиксировали резкий рост спроса на облачные услуги. Это было обусловлено двумя причинами. Во-первых, клиенты не могли разместить заказы на физические сервера, поэтому стали чаще обращаться к облачным ресурсам. Во-вторых, предприятия, у которых инфраструктура была развернута в иностранных облаках, стали изучать возможность переезда в Россию. Но следует понимать, что с точки зрения конъюнктуры ничего не изменилось, а скачок интереса к облакам на рынке объясняется пока ажиотажным спросом.

Мы получаем огромное количество запросов на тему переезда в российские облака

CNews: Есть ли среди ваших заказчиков цифровые беженцы из иностранных облаков?

Дмитрий Исаев: В целом, бизнес только планирует полностью выводить сервисы из облаков западных провайдеров, пока назад в РФ переезжают в основном бэкапы. Мы получаем огромное количество запросов на тему переезда в российские облака, их количество по сравнению с прошлым годом выросло в несколько раз. Заказчики активно изучают эту возможность, но «живых» миграций на данный момент не так много, как запросов. Я полагаю, что в течение лета 2022 г. количество таких проектов по миграции вырастет. Дело в том, что клиенты enterprise очень взвешенно подходят к выбору провайдера и не ставят перед собой цель переехать в кратчайшие сроки.

CNews: Каким образом Softline готовится к исходу из иностранных в российские облака?

Дмитрий Исаев: Конечно, мы готовимся к переходу российского бизнеса из иностранных облаков, в этой связи работа ведется по трем направлениям. Во-первых, мы планируем расширить свои мощности за счет приобретения в собственность дата-центра на 40 стоек. Во-вторых, мы изучаем возможности использования отечественного оборудования. С декабря 2021 г. мы тестируем серверы собственной разработки Softline Computers и оборудование отечественных вендоров СХД. На базе этих тестов мы сформируем список решений, сертифицированных для эксплуатации в Softline Cloud, которые бы отвечали необходимым требованиям по надежности, безопасности и производительности. В-третьих, у нас есть услуги проектной и технической поддержки. В целом, это направление развивалось в рамках миграции с onprem в облако, но данные компетенции также будут востребованы при исходе из западных провайдеров.

Дмитрий Исаев, Softline: Мы зафиксировали резкий рост спроса на облачные услуги

CNews: Есть ли среди ваших клиентов прецеденты, когда западные провайдеры блокируют доступ к облачным сервисам, из-за чего заказчики теряют доступ к данным?

Дмитрий Исаев: Нам известно, как минимум о двух подобных кейсах, когда данные были заблокированы. Одна крупная американская компания прислала пользователям уведомление об отключении, причем само отключение произошло одновременно с получением сообщения. Клиенты сразу же бросились копировать свои данные, но доступа уже не было. Таким образом, в случае, по крайней мере, с одним западным провайдером облаков такие инциденты действительно происходили.

CNews: Есть ли в такой ситуации возможность каким-то образом восстановить данные?

Дмитрий Исаев: В данном случае информация теряется безвозвратно. Если рассматривать два кейса, которые случились с нашими клиентами, то им пришлось восстанавливать данные из тестовой среды.

Мы стараемся включать затраты на миграцию в себестоимость наших услуг

CNews: Почему, несмотря на такие истории, российские заказчики не спешат уходить из западных сервисов?

Дмитрий Исаев: Для этого есть веские причины. Перенос большой инфраструктуры для заказчика очень болезненный процесс, так как разные платформы виртуализации построены по разным принципам, и прямое конвертирование виртуальных машин из одной среды в другую либо невозможно, либо сильно затруднено. Следовательно, каждый подобный переезд, это полноценный проект, который нужно детально прорабатывать с анализом данных заказчика и составлением технического задания, чтобы прописать, каким образом сервисы будут функционировать в новой среде виртуализации.

Во-вторых, многие клиенты западных гиперскейлеров помимо IaaS также потребляют более сложные сервисы PaaS и SaaS, которые перенести «один в один» иногда просто невозможно. В данном случае в рамках проекта миграции необходимо проанализировать, какой функционал потребляет заказчик, и как сходные сервисы могут быть реализованы на базе российского облачного провайдера.

CNews: Каковы финансовые и временные затраты на реализацию таких проектов миграции?

Дмитрий Исаев: Мы стараемся включать затраты на миграцию в себестоимость наших услуг, то есть дополнительную плату за технические работы, связанные с переносом инфраструктуры в наше облако, мы не взимаем. Нашей целью является долгосрочное партнерство с заказчиком (от 10 лет и более), поэтому в этом вопросе мы готовы идти на встречу клиентам. Если заказчику требуется стандартная миграция, то Softline постарается сделать так, чтобы она была бесплатной.

С точки зрения сроков, самый быстрый проект в моей практике занял неделю, чему способствовало большое желание со стороны заказчика. Но в общем случае на это уходит полтора-два месяца, включая подготовку плана миграции и ее непосредственное техническое осуществление. Многое зависит от сложности согласования проекта внутри заказчика. Если речь идет о крупной компании с большим количеством центров принятия решений (например, подключение отдела ИБ, чтобы проконтролировать процесс копирования данных), то на согласование уходит достаточно большой объем времени.

С технической точки зрения больше всего времени занимает копирование данных, на это уходит до двух недель. Кроме того, необходимо организовать скоростный канал связи до западного провайдера с одной стороны, и до одного из наших ЦОД-ов, с другой стороны. У нас есть соответствующие договоренности с крупнейшими игроками рынка, и мы готовы предоставить такую услугу.

CNews: Приводит ли миграция к приостановке бизнес-процессов заказчика?

Дмитрий Исаев: В большинстве случае это получается сделать бесшовно. Пока мы производим копирование данных, разворачиваем машины и настраиваем синхронизацию, системы заказчика продолжают работать в иностранном облаке. Далее включаются балансировщики нагрузки, которые начинают балансировать трафик между двумя площадками, которые работают параллельно. После того, как мы проводим проверку и убеждаемся, что российское облако работает корректно, происходит выключение зарубежной площадки. Конечно, бывают исключения, но в целом мы понимаем, насколько для заказчика может быть критично поддержание непрерывности бизнес-процессов.

CNews: Как рост интереса к облакам отразился на ценах на такие услуги? Некоторые провайдеры весной 2022 г. подняли свои расценки на 30-60%, а какова была ценовая политика Softline?

Дмитрий Исаев: Я думаю, ценовой скачок был связан с ростом цен на оборудование, стоимость которого в марте 2022 г. выросла в 3-5 раз в долларах и в 10 раз в рублях. В это время курс доллара взлетел на 70-80%, и большинство дистрибуторов принимали оплату исходя из курса ЦБ РФ на день покупки плюс 25%. Выставлять цены на облака в такой же пропорции было бы безумием. Мы приняли решение не поднимать цены на конкретные услуги, но повысить внутреннюю себестоимость наших сервисов на 40%, при этом изменение итоговой цены обсуждается с каждым клиентом индивидуально. Таким образом, мы постарались найти компромисс между справедливой ценой и сохранением клиентской базы.

Сейчас ситуация меняется, курс доллара снизился (исходя из стоимости оборудования на данный момент реальный курс составляет около 80 рублей за доллар), однако спекулятивный спрос на железо сохраняется. Если ситуация с курсом и поставками стабилизируется, то начиная с июля мы можем начать пересматривать нашу себестоимость , исходя из наших прогнозов развития ситуации и интересов клиентов.

Любопытно, что развитие облачного рынка повторяет траекторию курса доллара

CNews: Каков ваш прогноз по развитию российского облачного рынка до конца года?

Дмитрий Исаев: Любопытно, что развитие облачного рынка повторяет траекторию курса доллара. Был всплеск спроса весной, сейчас ситуация стабилизируется. Как я уже сказал, заказчики не спешат бежать из западных облаков, конечно, если не случится какой-то новый триггер, который приведет к новому всплеску. Если же до конца года сохранится плавная динамика, то общий рост рынка по итогам 2022 г. составит около 40%. При этом общую статистику будут определять два разнонаправленных тренда: с одной стороны, в Россию из западных облаков будут возвращаться отечественные компании, с другой стороны, будет сокращаться потребление со стороны иностранного бизнеса, который сворачивает или сокращает операции в РФ.

CNews: Возможности роста рынка ограничены не только спросом, но и наличием ресурсов под облака. Сейчас наблюдается дефицит свободных площадей ЦОД, каким образом вы планируете решать эту проблемы?

Дмитрий Исаев: Как я уже говорил, мы планируем приобрести ЦОД на 40 стоек. Изначально планов искать площадку для покупки в собственность у нас не было, но получив соответствующее предложение, мы решили им воспользоваться, и сейчас прорабатываются условия договора. Дата-центр представляет собой решение под ключ, то есть это готовое здание с инженерными системами и установленным ИТ-оборудованием. Очевидно, что в ближайшие месяцы заказчики будут в большом количестве прибывать в Россию из зарубежных облаков, и Softline должен иметь ресурсы, чтобы поддержать таких клиентов. В июле мы планируем развернуть в новом ЦОД-е наше облако, и уже в августе начнем предоставлять свои сервисы на базе этой площадки.

ДЕФИЦИТ ЖЕЛЕЗА

CNews: Каким образом облачные сервисы Softline сейчас реализованы с технической стороны – в каких ЦОД-ах развернуто ваше оборудование, на сколько стоек эти инсталляции, на базе какого железа и системного ПО?

Дмитрий Исаев: На территории России мы используем шесть дата-центров, общая емкость составляет несколько десятков стойко-мест, с точки зрения оборудования у нас установлены сервера Dell и Cisco, системы хранения данных NetApp и Infinidat. При этом я бы хотел отметить, что с начала 2022 г. мы начали сотрудничество с собственным производителем железа Softline Computers. Были протестированы 12 серверов, которые очень хорошо себя зарекомендовали, поэтому было принято решение осуществлять дальнейшее развитие на основе этих машин. Данные решения соответствуют нашим требованиям и обладают высокой конкурентоспособностью с точки зрения соотношения цены и производительности. Помимо этого, мы также изучаем рынок российских СХД и тестируем оборудование нескольких разработчиков, чтобы выбрать лучшее оборудование, которое бы соответствовало нашим требованиям.

CNews: Западные вендоры объявили об уходе с российского рынка. Как вы решаете проблемы поддержки инфраструктуры, построенной на решениях Dell, Cisco и VMware?

Дмитрий Исаев: Мы должны соблюдать российское законодательство, согласно которому, например, VMware на территории РФ является владельцем своих исключительных прав, которые охраняются местным законодательством. Если VMware объявляет лицензии на свои продукты недействительными, нам приходится следовать этому. В связи с этим в июле мы планируем запустить собственное решение серверной виртуализации, которое будет содержать в себе операционную систему и платформу виртуализации, построенную на решениях OpenStack.

Что касается железа, у нас есть склад с большим запасом комплектующих, которые закроют наши запросы по запчастям на ближайшую перспективу. А в дальнейшем мы планируем полностью перейти на собственную серверную платформу Softline Computers.

CNews: Как линейка Sofline Computers дорабатывалась под облачные нужды?

Дмитрий Исаев: Данные продукты появились в прошлом году, изначально их разрабатывали исходя из требований Минпромторга, чтобы попасть в реестр. После тестирования облачной командой мы попросили коллег внести ряд доработок с точки зрения производительности, отказоустойчивости и размещения, в частности, были определенные требования к типам процессоров и памяти, используемых в серверах. Изначально решения ориентировались на корпоративный сегмент, но так как в облаках нагрузка выше, серверную платформу пришлось доработать, в частности, заменить процессоры на более быстрые.

CNews: Есть ли планы по реализации серверов на базе отечественных процессоров «Эльбрус» или Baikal?

Дмитрий Исаев: Такие варианты рассматриваются, однако на данным момент, насколько мне известно, существует нехватка данных чипов. При этом мы, как облачное подразделение, ставим задачи только по техническим характеристикам производительности без уточнения глубины локализации.

CNews: Какие российские СХД вы сейчас тестируете и насколько эти решения способны заместить продукцию иностранных вендоров?

Дмитрий Исаев: Сейчас мы изучаем около семи решений, в активной стадии тестирования находятся платформы компаний Yadro, «Арго» и «Тринити», и другие решения, доступные российским организациям . Кроме того, прорабатывается возможность выпуска систем хранения на базе Softline Computers.

В целом по рынку мы видим, что для отечественных СХД очень сложно обеспечить облачную производительность. Те характеристики, к которым мы привыкли в иностранном железе, либо не обеспечиваются, либо доступны на оборудовании с очень большими сроками поставок от 16 недель и более, что для облачного бизнеса является неприемлемым. Однако российские вендоры открыты к диалогу и готовы дорабатывать свои решения, поэтому я думаю, что примерно через полгода мы увидим гораздо более высокий уровень зрелости российских разработчиков СХД, и отечественные платформы хранения можно будет использовать в облачных инфраструктурах без особых проблем.

CNews: Производители российских СХД и серверных систем критически зависят от иностранных комплектующих, особенно в части процессоров и дисков хранения. В этой связи, насколько оправдана ставка на отечественное железо? Ведь если сами вендоры не могут обеспечить себя комплектующими, это будет вести к росту цен и удлинению сроков поставок.

Дмитрий Исаев: На данный момент российские вендоры имеют достаточный запас комплектующих, более узким местом является наличие сборочных мощностей, чтобы удовлетворить растущий спрос на отечественное ИТ-оборудование. Если мы столкнемся с проблемами в поставках, то будем рассматривать продукцию альтернативных вендоров, находящихся за рубежом.

CNews: Может ли параллельный импорт стать такой альтернативой? И насколько активно вендоры борются с такими каналами поставок?

Дмитрий Исаев: Я скептически отношусь к схеме параллельного импорта в области ИТ-железа. Сейчас в качестве перевалочной базы для таких поставок выступает в основном Казахстан. И мне известно, что ряд западных вендоров ввели строгие ограничения по росту годовых закупок дистрибуторами в этой стране. В случае превышения планки вендоры будут проводить детальные проверки, чтобы убедиться, что оборудование было закуплено под проекты именно в Казахстане. Я полагаю, что такие же ограничения будут действовать и в других странах, поэтому параллельный импорт будет малоэффективен в плане обеспечения российского рынка необходимым количеством серверов и СХД, особенно высокопроизводительных, под облачные решения.

Тем не менее, мы видим превосходные перспективы развития облачного бизнеса в России. Для Softline Cloud направления развития четко сформированы: мы активно вкладываемся в собственные разработки, следуем за потребностями клиентов и трендами рынка. Мы уверены, что это позволит нам остаться одним из лидеров облачного сегмента.

CNews: Спасибо.