Спецпроекты

oбзор

Обзор: Мобильность в бизнесе 2018

Рост потребления 4G ведет к буму мобильной разработки
Источник фото ru.depositphotos.com

Рост потребления 4G ведет к буму мобильной разработки

Трафик через мобильный ШПД растет, и вслед за пользователями в сотовые сети уходит бизнес, который переходит от стратегии mobile first к принципу mobile only. Рынок мобильной разработки растет высокими темпами, а потенциал дальнейшего развития сохраняется не только внутри страны, но и за рубежом. Сдерживающим фактором остается нехватка квалифицированных специалистов.

Россияне стали скачивать в два раза больше данных

Мобильный ШПД вошел в повседневную жизнь россиян – все больше граждан выходят в сеть через смартфон, кроме того, растет размер потребляемого трафика в расчете на пользователя. По данным Минкомсвязи, за первые девять месяцев 2017 г., количество абонентов мобильного доступа в Интернет выросло до 123 млн, примерно на 7% по сравнению с 2016 г. При этом размер потребляемого трафика увеличился до 4480 петабайт данных, на 90% по сравнению с январем-сентябрем 2016 г.

Одновременно ставят новые рекорды продажи устройств. По данным МТС, в 2017 г. в России было реализовано 28,4 млн смартфонов, что на 6% больше, чем годом ранее. Наибольшим спросом пользуются устройства с поддержкой сетей сотовой связи четвертого поколения. Согласно статистике IDC, в первом квартале 2016 г. менее 50% смартфонов, проданных в РФ, поддерживали стандарт LTE, в то время как в четвертом квартале 2017 г. их доля превысила 80%. Следует отметить, что на начало 2018 г. сети LTE были развернуты в подавляющем большинстве российских регионов, при этом в крупных городах и областных центрах, как правило, в наличии имеются сети от 3–4 различных операторов связи.

Развертывание новых сетей, рост проникновения устройств с поддержкой передовых стандартов и увеличения трафика с мобильных устройств неизбежно ведет к росту спроса на мобильную разработку. Согласно данным AppAnnie, в 2017 г. было опубликовано около 50 тыс. новых приложений в iOSAppStore, а в GooglePlay добавилось свыше 150 тыс. «Сегодня мобильные приложения играют важную роль практически во всех отраслях: отрасли медиа и индустрии развлечений, розничной торговле, банковской сфере, путешествиях, товарах широкого потребления, ресторанах быстрого обслуживания», – комментирует генеральный директор InfoShell Дмитрий Котенко.

Мир уверенно движется от парадигмы «mobile first» к парадигме «mobile only», полагает Вячеслав Алексеев, директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab: «Это означает, что набор сервисов и услуг, предлагаемых через мобильный канал, неуклонно и экспоненциально растет. Мобильные приложения превращаются из простых витрин в полнофункциональные решения».

Большие компании хотят делать продукт у «лучших»

Пока рынок находится на начальной стадии развития: спрос значительно превышает предложение, разработчики представлены большим количеством игроков, а цена предложений существенно варьируется. «На последующих этапах количество игроков снизится, стоимость входа на рынок заметно подорожает из-за усложнения проектов и применяемых технологий», – предсказывает генеральный директор компании «Бакка» Иван Семчук.

Российский рынок во многом интереснее и бодрее в плане развития по сравнению с европейскими рынками, при этом потенциал отечественного рынка полностью не раскрыт, утверждает генеральный директор компании Trinity Digital Михаил Вайсман: «В России начала появляться продуктовая экспертиза, которой так не хватало, поэтому такая сильная черта российских разработчиков как качество кода, обогащенная умением делать крутой продукт, может дать взрывной эффект в плане роста рынка мобильной разработки».

По мнению генерального директора Touch Instinct Дмитрия Костина, соотношение предложение-спрос варьируется в зависимости от качества разработки: «Спрос превышает предложение для крупных заказчиков и проверенных исполнителей, большие компании хотят делать продукт у лучших. На низкобюджетных проектах ситуация обратная — предложение в разы превышает спрос».

Совершенно иное положение дел складывается в сегменте СМБ, где адекватное предложение фактически еще отсутствует. «Для среднего и малого бизнеса стоимость разработки приложения топовыми студиями слишком высока. Спрос при этом огромный, и очевидно, что как раз разработка решений для этого сегмента будет одним из драйверов роста рынка», – уверен генеральный директор Redmadrobot Алексей Макин. Чтобы создать привлекательные для малого и среднего бизнеса продукты, на рынке должны сформироваться крупные игроки, которые смогли бы снизить цену за счет экономии на масштабе. «Мы видим, что происходит все большая консолидация рынка. Большие игроки, такие как Redmadrobot скупают небольшие студии, и, как итог, лидирующие компании все больше укрупняются», – комментирует Дмитрий Котенко.

Все ведущие специалисты уже разобраны

В ближайшие годы темпы развития рынка сохранятся. «Мы однозначно увидим дальнейший рост рынка мобильной разработки, – полагает Вячеслав Алексеев. – Я не ожидаю значительной смены приоритетов со стороны заказчиков, текущие направления «мобилизации» еще далеко не исчерпаны».

При этом заказчики научатся лучше понимать и формулировать, что именно они хотят получить от разработчика. «Все меньше мы видим продуктов, в явном виде идеализирующих стратегию mobile first, сейчас крупный бизнес смотрит на мобильные приложения, как на способ реализации своих идей и производственных планов. В первую очередь их создают для того, чтобы удовлетворить потребности клиента: записаться на прием к врачу, продлить ОСАГО, зафиксировать семейный бюджет и т.д.», – комментирует руководитель мобильной разработки Agima Дмитрий Шашлов.

Приоритет будет на выстраивание более грамотного подхода к мобильности, через формирование концепций и подходов компаний к мобильным технологиям, полагает Иван Семчук: «Это должно привести к существенному росту применения MADP платформ и стандартизации подходов к разработке. Ну и как следствие переводу или переработке текущих приложений под эти стандарты».

Существенной проблемой для развития отрасли является наличие квалифицированных кадров. Российская система образование готовит хороших технических специалистов общего профиля, однако учиться навыкам разработки под определенную платформу приходится в «полевых» условиях, в результате действительно опытных разработчиков не так много. Нехватку кадров испытывают все участники рынка, уверен Дмитрий Шашлов: «Несмотря на то, что мобильных приложений на рынке довольно много, специалистов до сих пор не хватает. Именно поэтому на рынке чувствуется большой дефицит ресурсов – всех бойцов первого эшелона себе разобрали компании «киты», а ряды новобранцев под нужды задач бизнеса еще не пополнились».

Найти общий язык с иностранным заказчиком

Помимо внутреннего рынка, у отечественных разработчиков сохраняются перспективы развития бизнеса и за границей, включая дальнее зарубежье. Некоторые компании уже успешно развивают бизнес за пределами России. Согласно рейтингу, составленному компанией Clutch, среди 30 ведущих глобальных разработчиков мобильных приложений имеется две российские компании – Magora Systems (14 место) и Touch Instinct (23 место). Преимуществом отечественным компания является высокая квалификация сотрудников при относительно низкой стоимости.

«В России большое количество высококвалифицированных команд и индивидуальных разработчиков мобильных приложений», – объясняет Вячеслав Алексеев. С учетом специфики дистрибуции мобильных приложений и общей глобализации экономики выход на международные рынки не представляет технических сложностей, полагает собеседник CNews: «Главное – создать конкурентоспособный продукт».

Потенциально выход на рынке США и Европы более выгоден, так как уровень цен в западных странах выше, что позволяет заработать большие деньги на аналогичных проектах. Однако сложности могут возникнуть в связи с языковым барьером и особенностями менталитета в плане ведения бизнеса. «Ограничением является язык и несколько другие культурные принципы ведения проектной деятельности, конкурентным преимуществом же как и ранее выступает цена. Разработчики на российском рынке пока еще существенно дешевле своих европейских и американских коллег», – констатирует Иван Семчук.

Кроме того, существуют опасения вследствие геополитической неопределенности. «Крупные иностранные компании начинают опасаться вторичных санкций и очень осторожно рассматривают перспективу работы напрямую с российскими компаниями», – отмечает Алексей Макин. Вследствие этого, на данный момент российская мобильная разработка, в первую очередь, сфокусирована на внутреннем рынке.

Павел Лебедев

Вернуться на главную страницу обзора