Спецпроекты

На страницу обзора
Регионы не торопятся подключаться к СМЭВ

Развитие межведомственного электронного документооборота тормозится на региональном уровне. Среди причин этого– по-прежнему сохраняющееся цифровое неравенство, недостаточное финансирование региональной информатизации.

СМЭВ нужна для оказания госуслуг. Чтобы электронными услугами можно было пользоваться, нужны каналы связи. На устранение цифрового неравенства нужны средства. Весной этого года Минкомсвязи планировало пустить на эти цели около 30 млрд руб. Стоит задача обеспечить интернетом к 2018 г. подавляющее большинство граждан. К этому сроку 80% жителей страны должны иметь возможность подключиться к кабелю на скорости 100 Мбит/сек.

Перед системой МФЦ также поставлена похожая задача - развиться до такой степени, чтобы электронные услуги в данном формате были доступны для 90% граждан. Не все хотят избежать личного общения по поводу госуслуг - как у нас, так и за рубежом.Цифровое неравенство предстоит устранить еще и на уровне компьютерной грамотности населения и уверенности в надежности такого способа общения.

Ростелеком всей России

Этим летом, после некоторых колебаний, Минкомсвязи продлило до конца текущего года соответствующий контракт с Ростелекомом (РТК), который сегодня, по факту, выступает в качестве первого кандидата для решения телекоммуникационных задач регионов в социальной сфере. Хотя в самом министерстве, похоже, так не считают. “Мы никогда не рассматривали и не рассматриваем "Ростелеком" как организацию , которая должна решать социальные задачи, не заботясь о своей прибыли и операционной эффективности,” - сообщил замминистра связи Денис Свердлов в интервью Ъ, перед тем как добровольно покинул свой пост и перешел на другую должность. В этом плане Минкомсвязи в его текущем составе, пожалуй, значительно отличается от “старой” команды, собранной когда-то бывшим министром г-ном Щеголевым. Условия, в которых работает РТК сегодня, трудно назвать “тепличными”, а госзаказ для него - гарантированным.

Как бы там ни было, решения РТК пользуются сегодня в регионах заслуженной популярностью, а большинство опрошенных в ходе подготовки обзора интеграторов понимают важность участия РТК, подводящей некий общий технологический знаменатель под масштабные проекты.

Единство СМЭВ на региональном и федеральном уровне обеспечивается, в частности посредством ЕСИА, которая сегодня также стала неким стандартом и для множества других госпроектов в сфере информатизации. Некоторые трудности, связанные с осуществимостью передачи ЕСИА, типа сложностей запуска данной системы на другом “железе”, не принадлежащем РТК, стали причиной для очередной проверки МВД. У госкоропорации сегодня появилось множество стимулов для обеспечения интероперабельности и дальнейшего динамичного развития. Причем – самых разноплановых.

“Ростелеком, безусловно, будет оставаться одним из игроков на госрынке, но на нем же будут действовать и другие операторы связи, которые активно сейчас создают свои сервисы. Главное, чтобы платформа обмена данных была открытая, чтобы исключить наличие у единого оператора конкурентного преимущества, так как это сильно снижает эффективность инвестиций и в целом деградирующе действует на рынок,” - полагает Александр Семенов, гендиректор ГК «КОРУС Консалтинг».

Ту же мысль развил гендиректор компании «Онланта» Сергей Таран : “Представьте, что вы разобрали швейцарские часы до шестеренок, а затем каждую из них заказали разным производителям. А потом - попытались собрать в единый механизм так, чтобы он работал, скажем, как часы «Ролекс». На мой взгляд - не заработает. Заказы на системы такого класса должны размещаться у одного исполнителя, который несет полную ответственностью за итоговый результат. К работе могут привлекаться и субподрядчики, но исполнитель должен самостоятельно выполнять хотя бы 50% объемов работ”.

Планы приватизации РТК отложены как минимум на следующий год (где в проектах бюджета поступлений от приватизации для этой компании отводилось почетное место), а передача инфраструктуры СМЭВ и обслуживания конечных госзаказчиков другим крупным подрядчикам вновь находится в процессе рассмотрения. По всем этим поводам и конкретным срокам, как обычно, можно смело добавить - окончательное решение еще не принято.

“«Ростелеком» принимает участие в открытых конкурсах на общих основаниях, акции «Ростелеком» котируются на бирже. Государство не единственный владелец этих акций. Но поскольку доля государства в нем довольно высока, оно имеет право поручить «Ростелекому» особо важные государственные задания. В случае приватизации этой структуры, такой возможности у государства больше не будет,” - напоминает Сергей Таран.

Кто несет затраты в регионах?

«У нас годами, по крайней мере с середины прошлого десятилетия, деньги по той же самой программе "Электронная Россия" просто не расходовались. Поэтому я принял решение лично возглавить правительственную комиссию по использованию информационных технологий в различных областях нашей жизни», - так объяснил свое решение Дмитрий Медведев.

Затраты регионов на СМЭВ частично покрываются за счет контракта Минкомсвязи с РТК и федеральных субсидий, в рамках программы «Информационное общество». Уже в сентябре, как ожидали многие, выяснилось, что средства на эту госпрограмму за 2013 г. израсходованы на 1,1%. Как реализуется на практике построение регионального сегмента СМЭВ остается лишь догадываться, поскольку денег, выделяемых на информатизацию самими регионами, никогда не бывает вполне достаточно. В частности: “В 2012 г. на информатизацию региона было направлено 380 тыc. руб. В 2013 г. - чуть более 400 тыс. руб.” - рассказал министр правительственных информационных коммуникаций Пермского края Евгений Балуев.

Судя по плану деятельности Минкомсвязи до 2018 г., данная проблема в общем виде начнет решаться не раньше чем в 2015 г., когда предстоит создать механизм координации расходов на региональную информатизацию. Проводить регулярный мониторинг эффективности данных расходов планируется, начиная с 2016 г.

Накопление опыта для эффективных госпроектов

В связи с вышеизложенным, вопрос об эффективности СМЭВ лучше всего, пока, задавать на федеральном уровне ведомств-передовиков госинформатизации, успевших накопить наибольший опыт. Например, благодаря Росреестру и данным из его ИС, налоговикам удалось в прошлом году перевыполнить план по сбору соответствующих налогов на 1,6 трлн. руб.

Можно сказать больше: на таком фоне, более чем разумной инвестицией государственных средств выглядит выделение около 60 млрд. на федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 гг.)», в рамках которой около 45 млрд. планируется выделить на информатизацию.

Выступая на весенней тематической конференции CNews, зам. руководителя Росреестра Сергей Сапельников сообщил об ощутимом сокращении штата своих чиновников в связи с успешной информатизации, а также упомянул о том, что аналогичные процессы идут сегодня и в других ведомствах.

В то же время понятно, что выводы несколько преждевременно обобщать на регионы, где масштаб от экономии от ИТ меньше, а местные руководители часто выжидают до последнего и держатся за свой штат, за неимением лучшего варианта в виде возможности распоряжаться бюджетными средствами федерального масштаба.

“Есть чисто технические сложности, когда нет развитой ИТ-инфраструктуры, нормальных каналов связи и т.д. Но намного большую проблему представляют организационные сложности. До сих пор реализация проектов зависит от позиции власти на местах. Если глава региона или глава органа власти заинтересованы в ИТ, и считают информатизацию своей личной миссией, то проект будет пользоваться достаточной поддержкой, и гарантия успеха будет чрезвычайно высока. Но дела обстоят намного хуже, если такой заинтересованности нет. Меры высшей федеральной власти, направленные на мотивацию к использованию ИТ, могут исправить положение,” - подчеркивает Тимур Ахмеров, генеральный директор компании «БАРС Груп».

Тем не менее, по некой аналогии, уже можно предположить, что полезный эффект от СМЭВ в регионах будет. Но не сразу. Для начала нужно, чтобы она там полноценно заработала. В то же время, вернувшись в начало статьи - к вопросу об информатизации в общем и целом - можно констатировать, что успехи по части эффективности налицо, оперативное предоставление информации по защищенному каналу связи себя окупит. Такие выводы и предположения по поводу столь масштабного госпроекта типа СМЭВ можно сделать чуть ли не впервые.

Экономическая логика государства в решении вопросов инфраструктуры стала более понятной. Настойчивость, благодаря которой развивались проекты типа ОГИЦ и МЭДО постепенно начала приносить плоды в виде продолжающегося процесса накопления позитивного опыта. “Создание СМЭВ – первый проект в России такого масштаба как по фунционалу, так и по принципу межведомственной работы в одной информационной среде и требующий столь колоссальных ресурсов. И его уроки имеют большую цену. Можно надеяться, что все сложности, которые возникли на пути появления СМЭВ, будут, в частности, учтены в процессе реализации ЕГИСЗ,” - предполагает Сергей Мартынов, директор по развитию бизнеса с госсектором «Техносерв Консалтинг».

Руководитель проекта, подобного СМЭВ, сталкивается не только с экономическими, но и с политическими рисками. То, что за него, - в том числе и прежде всего, - отвечает сегодня председатель Правительства РФДмитрий Медведев косвенно свидетельствует и о том, что ситуация по части построения в России информационного общества, стала более понятной и предсказуемой. Как в целом, так и в деталях, таких как РСМЭВ.

Антон Степанов

Подписаться на новости

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2013
Место в 2012 г. Место в 2011 г. Название организации
1 5 Энвижн Груп
2 6 ITG (INLINE Technologies Group)
3 3 Техносерв
Подробнее

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2012 г.
Заказчик Сфера информатизации
1 Минкомсвязи РФ Услуги связи
2 ФМС России Поставка оборудования
3 МВД России (Главный центр обеспечения ресурсами) Поставка оборудования
Подробнее