Спецпроекты

На страницу обзора
Спрос на облачные решения Orange в первом полугодии вырос на 70%
Коммерческий директор Orange Business Services в России и СНГ Оливье Кессон объяснил CNews, что такое облако, и рассказал, как компания планирует увеличить выручку на российском рынке облачных сервисов (в первом полугодии 2015 года доход вырос на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года).

Оливье Кессон

CNews: Есть множество определений облака. Например, американский регулятор NIST опубликовал собственную дефиницию этого термина, которая достаточно широко используется, но сложна для понимания. Как бы вы простыми словами объяснили, что такое облако?

Оливье Кессон: Облако можно рассматривать в рамках концепции «платформа как сервис», «инфраструктура как сервис» или «программное обеспечение как сервис», и в каждом случае это будут разные определения. В самом обобщенном виде можно сказать, что облако – это ресурс с безопасной средой, который мы предоставляем клиентам для того, чтобы они получали из него необходимые услуги. В конечном виде это могут быть самые различные сервисы: простой хостинг данных, обработка данных или процессинг, услуги голосовой связи, контакт-центр, телефония, унифицированные коммуникации, видеоконференции и так далее.

CNews: Какое место облака занимают в бизнесе вашей компании?

Оливье Кессон: Облачные решения представляют ядро нашей бизнес-стратегии. В планах группы Orange выйти на выручку от облачных услуг в 500 млн евро к 2020 году. Мы должны иметь в виду, что все аспекты ИТ будут постепенно мигрировать в облако. Происходит цифровая трансформация предприятий, которая вызвана рядом факторов, включая необходимость анализировать растущие массивы информации, повышение мобильности сотрудников, необходимость обеспечения гибкости бизнеса в условиях растущей конкуренции. Быстро адаптироваться к новым реалиям можно только при использовании облачных технологий, именно поэтому облака для нас – одно из ключевых направлений развития бизнеса.

CNews: Какие облачные продукты вы предлагаете своим клиентам?

Оливье Кессон: В нашем сервисном портфеле есть линейка продуктов Flexible Computing. В настоящее время клиентам доступны решения Flexible Сomputing Private (FCP) и Flexible Сomputing Advanced (FCA). FCP представляет собой полный цикл разворачивания частного облака для клиента. В рамках этой услуги Orange проектирует будущее решение, закупает необходимое оборудование, производит установку и настройку физической платформы в дата-центре клиента или Orange и передает решение клиенту в пользования, а за собой оставляет техническую поддержку. Таким образом, FCP – это физическая инфраструктура как услуга (IaaS).

FCA в отличие от FCP является собственным облаком Orange, развернутым в дата-центре категории Tier III. На базе этой платформы Orange предлагает клиентам возможность быстро и без дополнительных затрат на оборудование создать выделенная виртуальный дата-центр.

Помимо этих сервисов мы предлагаем заказчикам много других решений, основанных на облачных технологиях. Могу привести в пример услугу видео как сервис, когда мы осуществляем хостинг видеосистемы, а заказчик платит только за потребленный объем контента. Также клиенты могут воспользоваться предложением «контакт-центр в облаке», в составе которого мы осуществляем хостинг необходимой инфраструктуры на базе своих ресурсов. Наконец, у нас есть еще целый ряд решений, относящихся к категории унифицированных коммуникаций, которые предполагают различные каналы взаимодействия через голос, видео, электронную почту или мгновенные сообщения. Все перечисленные системы расположены в облаке, что избавляет клиента от необходимости закупать, устанавливать, настраивать и поддерживать сложное оборудование. При этом заказчик платит только за реально потребляемые ресурсы .

CNews: Как Вы оцениваете динамику российского рынка облачных технологий?

Оливье Кессон: Мы ориентируемся на цифры, опубликованные компанией iKS-Consulting, согласно которым выручка от облаков в России в 2014 г. выросла на 35% по сравнению с предыдущим годом. Львиная доля этого «пирога» пришлась на SaaS – 89%, в то время как как доля IaaS составила 9%, а PaaS – 2%. Следует отметить, что мы в основном ориентируемся на сегменты IaaS и PaaS, и видим здесь большой потенциал роста в связи с тем, что компаниям в текущей экономической ситуации необходима максимальная гибкость.

CNews: Больше всего выручки на рынке облаков приходится на SaaS, тем не менее это не основной для вас сегмент. Почему?

Оливье Кессон: Мы ориентируемся на работу с крупными транснациональными компаниями, у которых более востребованы облачные сервисы, предоставляемые по модели IaaS и PaaS. Хотя здесь, возможно, есть определенная терминологическая путаница. Например, решение Orange для контакт-центров-центрам может быть классифицировано как SaaS, хотя мы его так не позиционируем.

CNews: Спрос на облака растет, несмотря на негативные явления в экономике. Почему кризис в России не приводит к снижению темпов роста облачного рынка?

Оливье Кессон: Во времена, характеризующиеся неопределенностью, бизнесу необходима максимальная эластичность. Эту гибкость компаниям может дать использование облачной инфраструктуры.

CNews: Помимо кризиса, какую еще специфику и тренды на российском рынке вы можете выделить с точки зрения облаков?

Оливье Кессон: Во-первых, следует отметить законодательные требования к хранению персональных данных, которые стимулируют развитие локального облачного рынка. Во-вторых, местная специфика заключается в огромных возможностях роста, так как для большинства заказчиков облака еще не являются очевидным решением. Если сравнивать с Западной Европой, то уровень проникновения управляемых услуг или аутсорсинга в России заметно отстает. Мы видим, что ситуация меняется, и растет количество компаний, которые проявляют интерес к переносу ресурсов в облако и переходу на аутсорсинговую модель. Но пока мы вынуждены принимать во внимание слабое распространение такого подхода при планировании своей стратегии на рынке, и в этом для нас заключается главная особенность работы в России.

CNews: Расскажите подробнее, как работает облачное подразделение Orange в России. Сколько человек занимается обслуживанием проектов российских клиентов?

Оливье Кессон: Orange – международный сервис-провайдер с серьезной экспертизой, знаниями и навыками в сфере облачных технологий. Наш опыт предоставления услуг аутсорсинга насчитывает более 20 лет, и облака это следующий шаг развития этого направления. У Orange глобально более 1 200 экспертов в облачных технологиях, включая инженеров, менеджеров по развитию бизнеса, проджект-менеджеров, которые обслуживают более 300 транснациональных корпораций. Реализуя проекты для российских заказчиков, мы привлекаем как локальных экспертов , так и зарубежные команды. Конкретный состав исполнителей определяется под конкретный проект, чтобы предоставить заказчику максимально высокий уровень качества обслуживания. Если соответствующего эксперта нет в России, то подключается специалист, который базируется в Европе или в Азии.

CNews: На базе каких дата-центров вы оказываете услуги российским клиентам?

Оливье Кессон: На территории России у нас более 30 ЦОД в различных регионах. Это специально оборудованные технологические площадки, где помимо сервисов клиентов мы размещаем технологическое оборудование для поддержания сети. Нашу новую облачную платформу Flexible Computing Advanced мы решили разместить на площадях партнерского дата-центра IXCellerate, который предоставляет нам «контейнер» –здание со средствами физической безопасности, подведенными коммуникациями и системами охлаждения. Далее на этой площадке мы монтируем собственное коммуникационное вычислительное оборудование. Следует отметить, что российские дата-центры полностью интегрированы с нашей глобальной сетью ЦОД.

CNews: Получается, что российский заказчик, обращаясь к вам, часть услуги получает из локального ЦОДа, а часть – из заграничного?

Оливье Кессон: Как это будет происходить, зависит от требований заказчика. Если речь идет о транснациональной компании с присутствием во многих странах мира, то по желанию клиента мы можем хранить данные локально в каждой стране, где работает компания. С другой стороны, если заказчик хочет или обязан по нормативным требованиям централизованно хранить все данные в России и получать услуги на базе российской инфраструктуры, мы можем предоставить такую возможность.

CNews: Не могли бы вы рассказать об одном-двух проектах, с вашей точки зрения, наиболее интересных и значимых?

Оливье Кессон: В качестве примера можно назвать проект развертывания частного облака для сети медицинских лабораторий KDL. На протяжении многих лет KDL развивала собственный центр обработки данных. Несколько лет назад в компании была запущена инвестиционная программа, открылось несколько новых лабораторий, и в результате возросла нагрузка на ЦОД. Объем хранимых данных вышел за пределы одного терабайта, и возникла необходимость принимать решение относительно места их хранения и обработки. Они обратились к нам и обрисовали свои идеи относительно того, как можно было бы построить такое решение, и мы совместно реализовали проект.Развернутое специалистами Orange для KDL решение полностью удовлетворяло требованиям клиента.

Еще один пример – проект с нашим клиентом, компанией, работающей в сегменте предметов роскоши. Заказчику необходимо было перенести платформу электронной торговли в Россию в соответствии с требованиями законодательства о хранении ПД. Мы развернули для клиента частное облако в нашем дата-центре, реализовав проект полностью в соответствии с глобальными требованиями компании. Что интересно – управление решением осуществляется удаленно из Франции через VPN канал.

Специфика российских правил по хранению персональных данных также приводит к нам и международные ритейловые организациями, которые также ведут бизнес в области электронной торговли. Элегантность решений для этих клиентов заключается в том, что из платформы, которая расположена за рубежом, нужно извлечь ту часть информации, которая касается российских клиентов, без ущерба для качества сервиса с точки зрения покупателей.

Из иностранных заказчиков я бы хотел отметить Европейское космическое агентство. В рамках данного проекта мы обеспечили возможность подключать облачные вычислительные ресурсы для выполнения сложных, вычислительно емких задач в области моделирования. В результате, вычисления, на которые ранее уходил месяц, теперь реально выполнить за один день. По словам ИТ-директора Европейского космического агентства, благодаря участию Orange Business Services и реализованному решению ученые смогут сконцентрироваться на научной деятельности, а не на ИТ-технологиях, что позволит их бизнесу сделает значительный прорыв, более чем на 5 лет вперед. Для нас это значимая оценка, так как она отражает суть нашего бизнеса: мы предоставляем заказчикам возможность сосредоточиться на собственном бизнесе, полагаясь на нас в вопросах, связанных с ИТ.

CNews: Каков ваш прогноз динамики развития облачных технологий в России в среднесрочной перспективе?

Оливье Кессон: У нас большие планы по развитию облачного бизнеса в России, это одно из приоритетных направлений. Мы ставим задачу увеличить выручку от этого направления на 40% в следующем году. Перспективы для этого неплохие: в первой половине 2015 г. количество запросов к нам на облачные услуги выросло на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эта цифра включает как новых, так и существующих клиентов. Мы живем в постоянно меняющемся мире: экономический рост сменяется кризисом, вводятся новые правила на хранение данных, растет мобильность сотрудников. Именно облачные решения позволяют компаниям быстро адаптироваться к новым условиям.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие ЦОДы Москвы 2015
#2015 Владелец Количество стойко-мест, запущенных в эксплуатацию
1 DataPro 3 000
2 ММТС-9 1 449
3 Ай-Теко 1 200
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2015 - м
№ 2014 Название компании Выручка от оказания услуг SaaS в 2014 г., iтыс.
1 СКБ Контур (1) 5 500 000
2 Манго Телеком 1 350 000
3 B2B-Center (2) 1 155 842
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики SaaS в России 2015
№2014 Название компании Выручка от оказания услуг SaaS в 2014 г., iтыс.
1 СКБ Контур (1) 5 500 000
2 Манго Телеком 1 350 000
3 B2B-Center (2) 1 155 842
Подробнее

Рейтинги

Дата-центры, введенные в эксплуатацию в 2014–2015 гг. и планирующиеся к запуску в 2016–2017 гг.
Количество стойко-мест, запущенных в эксплуатацию Загрузка, %
1 3 000 28%
2 2 200 0%
3 1 512 0%
Подробнее