Разделы

Телеком Бизнес

Россия к информационному обществу пока не готова

По мнению экспертов, информационные ресурсы нашей страны находятся в зачаточном состоянии.
На днях сотрудники Института развития информационного общества (ИРИО) представили разработанную методологию мониторинга развития информационного общества. В ходе подготовки докладов о готовности России к информационному обществу в 2002-2004 гг. были проведены социологические исследования (опросы) в России (2500 чел. по квотной выборке) и Москве (1950 чел.), преподавателей и руководителей школ и вузов России и Москвы, а также московских учреждений культуры и образования по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий. Финансирование работ осуществлялось Всемирным банком (грант по программе infoDev), Минэкономразвития России (в рамках ФЦП «Электронная Россия») и Управлением информатизации города Москвы (в рамках программы «Электронная Москва»). Таким образом, впервые в нашей стране была сделана попытка реализовать полноформатную систему мониторинга движения к информационному обществу, которая строится на сочетании государственной и ведомственной статистики с представительными опросами населения, выполняемыми профессиональными социологическими организациями, а также с экспертными опросами и специальными исследованиями.

В представленных докладах опубликованы результаты проведенных исследований и межстрановых сопоставлений, проанализированы проблемы электронного развития России в целом, а также Москвы и отдельных регионов. Эти данные помогут скорректировать «повестку дня» масштабных программ информатизации – «Электронной России» и «Электронной Москвы».

Выводы, прозвучавшие на круглом столе «Оценка готовности России к информационному обществу», организаторами которого были Департамент стратегии построения информационного общества Министерства информационных технологий и связи РФ, Институт развития информационного общества и (ИРИО) Центр развития информационного общества, были не утешительны. Самую ясную оценку состояния дел в этой сфере дал директор института проблем либерального развития Юрий Нисневич. По его мнению, Россия к информационному обществу еще не готова, и ее информационные ресурсы находятся в зачаточном состоянии.

Действительно, участники круглого стола пришли к выводу, что объективная картина происходящего, которую позволил увидеть мониторинг, выявила ряд серьезных проблем. Например, уровень информационной грамотности москвичей, не говоря уж о россиянах в целом, оказался значительно ниже, чем населения Европейского Союза и тем более США.

Индекс информационной грамотности взрослого населения в целом и молодежи до 25 лет в г. Москве, странах ЕС и США

Источники: ИРИО-РОМИР, опрос населения, 2004 г.; Benchmarking Education in the Information Society in Europe and the US, 2003.

При этом отставание закладывается уже на уровне системы образования, которая не дает необходимой подготовки для жизни и работы в информационном обществе, хотя традиционно мы продолжаем ее считать одной из лучших в мире. Россия уже начинает терять накопленные в предыдущие периоды истории преимущества в системе образования, и если эту тенденцию не преломить, то страна за ближайшие десять лет рискует потерять их полностью.

По-прежнему требуют внимания все те же старые проблемы, которые так и не удалось решить за последние годы, несмотря на различные федеральные и региональные программы. Среди них — низкий уровень информатизации музеев, библиотек, поликлиник и других государственных учреждений; отсутствие всеобщего доступа населения к ИКТ-услугам и социально значимой информации, и так далее.

«Росатом» разработал ПО для создания «цифровых двойников» территорий
ИТ в госсекторе

Данные мониторинга продемонстрировали намечающийся дисбаланс между уровнем развития ИКТ-инфраструктуры и степенью интеграции информационных технологий в основные деловые процессы. Прежде всего, это относится к бюджетной сфере и касается двух аспектов использования ИКТ:

  1. интеграции информационных технологий в профессиональную деятельность;
  2. предоставления и использования услуг на основе ИКТ для граждан и организаций.

В качестве примера приведем результаты, полученные в Москве, ИКТ-инфраструктура которой по праву считается лучшей в стране и приближается по отдельным показателям к среднеевропейскому уровню, в сравнении со странами ЕС:

  • при относительно неплохой вооруженности школ компьютерами и телекоммуникациями менее 12% учителей-предметников используют в преподавании компьютерные технологии и менее 5% учителей используют интернет на занятиях со своими учениками (в ЕС — 68% и 53%, соответственно);
  • наблюдением пациентов с использованием интернета (включая переписку по электронной почте) занимается незначительный процент врачей муниципальных учреждений (около 6%), в то время как в среднем по ЕС этот показатель составляет 26,5%, а для Дании — 75,8%;
  • реально использует различные формы взаимодействия с органами власти на основе сетевых технологий менее 5% населения столицы, при этом дальше информирования об услуге и предложения для скачивания образцов форм реализация услуг электронного правительства для жителей в Москве практически не продвинулась;
  • библиотеки столицы (заметим, весьма неплохо по данным опроса оснащенные компьютерным оборудованием) обеспечили оцифровку для электронных каталогов менее 10% фондов (в большинстве стран ЕС этот показатель варьируется от 70% до 100%), а в доступе для читателей через интернет — 4,5%;
  • лишь 3,7% от общего фонда музейных предметов Москвы имеют свое цифровое представление.

К указанным проблемам примыкает и во многом с ними связана проблема достаточно низкой мотивации населения к использованию ИКТ. Как показывают результаты опроса, население Москвы заметно более консервативно и намного реже предпочитает использовать ИКТ для осуществления взаимодействия с органами власти и совершения покупок, чем население ЕС, больше ориентируясь на традиционные каналы.

Аналогичную картину можно наблюдать не только в Москве, но и в целом по России. Хотя и есть некоторые территории, которые, по словам председателя комитета по информационным ресурсам администрации губернатора Ханты-Мансийского АО Натальи Масловой, накопили определенный опыт по созданию информационного общества. В качестве примера она привела Ханты-Мансийский АО, который, по ее мнению, может выступать опорной зоной информационного общества, и на которой можно отрабатывать типовые решения по созданию информационного общества и тиражировать их в другие регионы.

Цифровая трансформация вносит большой вклад в эффективность бизнеса, но не терпит спешки
ИТ в банках

«О готовности России в целом к вступлению в информационное общество говорить не приходится, — комментирует ситуацию Сергей Шалманов, эксперт CNews Analytics. — Пока этот вопрос целесообразно обсуждать с позиций готовности к информационному обществу экономически активного населения, относимого к среднему классу, и отдельных регионов в целом, где сосредоточен наибольший интеллектуальный и образовательный потенциал, в первую очередь — это Москва и Санкт-Перербург. Но в условиях усиления вертикали власти, все большее значение начинает приобретать политическая воля лидера. Можно констатировать, что такой воли и такой заинтересованности не проявлено. При этом с одной стороны, уровень образования в целом снижается и каких-либо улучшений ждать не приходится, и, с другой стороны, администрации основных регионов-доноров изначально отказались проводить реинжиниринг своих функций на основе ИКТ».

Пока же Россия занимает только 63 место (из 102 стран) в рейтинге готовности к «электронному развитию», подготовленном для Всемирного экономического форума, отставая от большинства государств Европы и многих стран Азии, Латинской Америки и Африки. Впрочем, объективность этого рейтинга также под большим вопросом, и его методика вызвала немало критики участников круглого стола.

Подписаться на новости Короткая ссылка