Разделы

Бизнес Финансовые результаты

«Билайн» заработал на падении рубля

Девальвация курса рубля привела к росту доходов «Вымпелкома» от услуг фиксированной связи: это связано с наличием долларовых контрактов с некоторыми крупными клиентами. В целом выручка «Вымпелкома» за IV квартал 2014 г. впервые выросла с конца 2013 г.

Группа Vimpelcom и входящий в нее российский оператор «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») опубликовали финансовые итоги работы за IV квартал 2014 г. и за весь прошлый год в целом. По итогам последних трех месяцев 2014 г. «Вымпелком» впервые за пять последних кварталов продемонстрировал рост выручки: по сравнению с аналогичным показателем позапрошлого года выручка увеличились на 5% до i73,95 млрд.

При этом если рассматривать только сервисную выручку (доход от оказания услуг связи без учета продаж оборудования), то в мобильном сегменте она осталась без изменений: i56,3 млрд. А вот в фиксированном сегменте она выросла на 15% и достигла i14,2 млрд.

Основная причина такого роста — девальвация рубля. Как пояснил CNews вице-президент «Вымпелкома» по корпоративному бизнесу Александр Красовский, у «Вымпелкома» есть ряд контрактов на обслуживание российских представительств крупных международных компаний: исторически они пользовались услугами оператора Godlen Telecom, который был поглощен «Вымпелкомом» в 2008 г.

Такой категории клиентов удобнее бюджетировать свои бизнес-процессы в долларах, в связи с чем и сами контракты заключены в долларовых ценах (оплата происходит в рублях по текущему курсу). Впрочем, перейти на расчеты в российской валюте таким клиентам ничто не мешает.

В то же время в целом по «Вымпелкому» показатель EBITDA (прибыль до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам) за IV квартал прошлого года снизился на 5% до i27 млрд. Рентабельность по показателю EBITDA упала на 3,7 процентных пункта до 36,6%. Здесь девальвация рубля сыграла как раз отрицательную роль: она отразилась на расходах на роуминг и интерконнект с иностранными операторами.

В целом за 2014 г. выручка «Вымпелкома» снизилась на 3% до i281,9 млрд, в том числе сервисная выручка в сегменте мобильной связи упала на те же 3% до i221,5 млрд, в фиксированном сегменте данный показатель вырос на 5% до i52,06 млрд. Показатель EBITDA снизился на 8% до i111,9 млрд, рентабельность по данному показателю упала на 2,2 процентных пункта до 39,7%.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Число сотовых абонентов незначительно увеличилось и составило 57,2 млн, число абонентов широкополосного доступа в интернет осталось на прежнем уровне — 2,3 млн. Показатель средней ежемесячной выручки с одного мобильного абонента (ARPU) практически не изменился и составил i325, средний голосовой трафик на одного абонента (MOU) вырос на 8% до 316 мин.

В целом гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин доволен итогами работы компании. Доходы от мобильного интернета за год выросли на 20% до i38,06 млрд, а благодаря ряду проведенных мероприятий по снижению «нечестных» доходов от услуг сторонних контент-провайдеров, повысился уровень удовлетворенности клиентов. Если в 2013 г. показатель NPS (описывает уровень желания абонентов рекомендовать оператора своим знакомым) был настолько низким, что его было «стыдно показывать», то теперь по данному параметру «Вымпелком» приближается к МТС и «Мегафону».

У всей группы Vimpelcom выручка за IV квартал 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. снизилась без учета курсовых разницы (органическое снижение) на 3% до $4,39 млрд, показатель EBITDA — упал на 8% до $1,6 млрд. Органическое снижение выручки за весь 2014 г. составило 4% — до $19,63 млрд, органическое снижение показателя EBITDA — 6% до $7,97 млрд. Vimpelcom связывает снижение с макроэкономическими проблемами на Украине и в Пакистане, расходами на строительство 3G-сетей в Алжире, Пакистане и Бангладеш, а также значительными инвестициями в сетевое строительство в России.

Снижение финансовых показателей было отмечено в Италии, Пакистане, Алжире, Лаосе, Армении, Таджикистане и на Украине. В том числе на Украине выручка «Киевстара» («дочка» Vimpelcom) упала на 5% до 12,23 млрд гривен ($775 млн по среднему курсу за прошлый год), показатель EBITDA — на 11% до 5,23 млрд гривен ($330 млн). Рост доходов у Vimpelcom наблюдается в Бангладеш, Узбекистане, Казахстане, Киргизии и Грузии. Общее число сотовых абонентов операторов из группы Vimpelcom выросло на 2% до 221,6 млн.

Игорь Королев