Разделы

Бизнес Финансовые результаты Инвестиции и M&A Телеком Мобильная связь

«Билайн» запутался в глобальных проблемах

Vimpelcom покинул две африканские страны, продав соответствующих операторов по минимальной стоимости. Одновременно нестабильная ситуация в Пакистане и борьба с IP-телефонией в Бангладеш осложнили позиции Vimpelcom и в этих странах.

Оператор Vimpelcom (в России работает под торговой маркой «Билайн») сообщил о продаже контролируемым им холдингом Orascom Telecom (OTH) двух активов в странах Черной Африки. Сделка была осуществлена путем продажи компании Telecel Globe, владеющих по 100% акций в сотовых операторах Telecel Centrafrique из Центрально-Африканской республики (ЦАР) и U-Com Burundi из Бурунди.

Покупателем выступила зарегистрированная в Люксембурге компания Niel Telecom, которая планирует заниматься телекоммуникационными проектами в развивающихся странах. Сумма сделки не является существенной и по этой причине не раскрывается, сообщил CNews представитель Vimpelcom Бобби Лич (Bobby Leach).

За 2012 г. оба проданных актива продемонстрировали выручку в размере $92 млн и показатель EBITDA в размере $33 млн. Общее число сотовых абонентов составляло 1,88 млн, из них 1,4 млн приходилось на Бурунди и 440 тыс. на ЦАР. Ситуация в ЦАР осложняется начавшейся недавно гражданской войной, в связи с которой за I квартал 2013 г. выручка Telecel Centrafrique снизилась на 30%.

В 2011 г. сразу после получения Vimpelcom контроля над OTH компания уже продала один актив в Черной Африке - PowerCom Cell One из Намибии. В этом регионе у OTH остается только 60% акций в компании Telecel Zimbabwe из Зимбабве. Но и его продажа должна стать вопросом времени: иностранцам в этой стране запрещено контролировать телекоммуникационных операторов и OTH не консолидирует показатели зимбабвийского оператора.

За последний год Vimpelcom также продал принадлежавших ему операторов из Камбоджи и Вьетнама. В Юго-Восточной Азии у Vimpelcom остается сотовый оператор в Лаосе. Логично ожидать, что и он будет продан. Обсуждается также продажа и канадского Globalive Wireless, который занимает слабую позицию на своем рынке.


Центральную Африку «Билайн» покинул, продав активы по мнимальной стоимости

Таким образом, Vimpelcom завершит избавление от второстепенных активов, и сконцентрируется на основных рынках присутствия: Россия, страны СНГ, Италия, Алжир, Бангладеш и Пакистан. Правда, и в ряде этих стран компания также сталкивается с различными проблемами.

Так, в Пакистане из-за угрозы терактов власти периодически требуют от всех сотовых операторов отключать свои сети в крупных городах. Это негативно сказывается на выручке, подчеркивают в Vimpelcom. Впрочем, за I квартал 2013 г. выручка пакистанской «дочки» Vimpelcom – Mobilink – все равно выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $275 млн.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

В Бангладеш другая проблема: власти объявили «войну» нелегальной IP-телефонии, когда пользователи звонят за рубеж в обход официальных международных каналов и не платят соответствующий налог ($0,03 в минуту). Из совершаемых каждый день 70 млн международных звонков порядка 30 млн проходят в обход официальных каналов.

Для незаконных звонков по IP-телефонии, как правило, используются SIM-карты сотовых операторов. Причем в 41% - это SIM-карты Banglalink, «дочки» Vimpelcom. В прошлом году регулятор стал штрафовать сотовых операторов в размере $50 за каждую SIM-карту, используемых в таких нелегальных схемах. Из-за этого в I квартале 2013 г. Banglalink вынужден был отключить из-за подозрений в пользовании нелегальной IP-телефонией 527 тыс. пользователей, а в IV квартале прошлого года - еще 536 тыс.

В итоге за I квартал выручка Banglalink упала на 13% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) до $120 млн. В Vimpelcom предупреждает, что негативная тенденция, вызванная борьбой с незаконной IP-телефонией, продолжится и далее.

Наконец, в Алжире проблемы у Vimpelcom продолжаются уже несколько лет. Местные власти хотят национализировать принадлежащего Vimpelcom сотового оператора Orascom Telecom Algerie (торговая марка Djezzy), а также запретили компании переводить деньги за рубеж и ограничили ее маркетинговую активность. В результате в I квартале 2013 г. выручка оператора снизилась на 1% до $430 млн.

Игорь Королев