Разделы

Телеком Мобильная связь Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Тысячи салонов «Билайна» внедряют «1С»

«Билайн» внедряет в своих салонах мобильный клиент платформы «1С:Предприятие». С его помощью розничная сеть увеличивает количество рабочих мест и становится более независимой от внешних провайдеров. За работу с планшета сотрудникам полагается вознаграждение.

Внедрение мобильного клиента в салонах «Билайна»

Сеть салонов сотовой связи «Билайн» запустила проект по внедрению мобильного клиента платформы «1С:Предприятие». Как стало известно CNews, на сегодняшний день к работе в мобильном клиенте подключено 2200 магазинов сети.

«Мобильный клиент» — аналог тонкого клиента для мобильных устройств, который позволяет на смартфоне или планшете работать почти с полной функциональностью программы на платформе «1С:Предприятие», установленной на компьютере. Другими словами, решение дает возможность подключить планшет к центральному серверу и выполнять на нем все те же операции, что и на стационарном компьютере офиса, — продавать, подбирать акции, комплектовать сим-карты, регистрировать контракты и прочее.

Как говорит руководитель департамента развития систем дистрибуции ПАО «Вымпелком» Олег Репников, решение «Мобильный клиент » было выбрано компанией «Вымпелком» (бренд «Билайн») потому, что ранее автоматизация сети салонов «Билайн» была выполнена на платформе «1С:Предприятие».

До сих пор аналогичного решения в «Билайне» именно на мобильных устройствах ранее не было, сообщили CNews представители компании «1С-Рарус», проводившей внедрение.

В ответ на вопрос CNews, сколько копий мобильного клиента было внедрено в «Билайне», представители компании «1С-Рарус» ответили, что возможность работать в мобильном клиенте предоставлена всем салонам, таким образом, любой сотрудник розничной сети «Билайн» может, находясь на рабочем месте, использовать мобильный клиент. Сейчас в сутки выполняется около 4-5 тысяч операций с 400 различных устройств.

Для мобильного обслуживания клиентов консультант использует планшет с приложением и терминал для оплаты покупки. При оформлении договора об оказании услуг связи на экран планшета выводится QR-код, покупатель считывает его с помощью смартфона и подписывает электронный договор на экране электронного устройства. Кроме того, у клиентов есть доступ к документам в приложении «Мой Билайн». Договор также может быть распечатан в офисе обслуживания оператора.

bee600.jpg
«Билайн» внедряет в своих салонах мобильный клиент платформы «1С:Предприятие»

Основное преимущество для сети сотового оператора — увеличение скорости обслуживания. Продавец консультант может обслуживать клиента в любой точке торгового зала, ему не нужно все время стоять у стационарного рабочего места. Причем информация, введенная пользователем на мобильном устройстве, автоматически без дополнительной синхронизации сохраняется в общей информационной базе.

Репников пояснил, что проект внедрения мобильного клиента в сети «Билайн» имеет две основные идеи. Во-первых, обеспечить дополнительные рабочие места, так как в некоторых офисах продаж невозможно установить по 2–3 стационарных компьютера, а клиентов много, и создаются очередь. Возможность работать с планшета позволяет увеличить количество рабочих мест и существенно повысить скорость обслуживания.

Во-вторых, обеспечить постоянный сервис, независимый от работы внешних провайдеров. В этом случае «Мобильный клиент» выступает как резервное решение. Сеть «Билайн» сейчас объединяет 2500 собственных магазинов, все линейные сотрудники подключаются к серверам, установленным в ЦОДе, и работают в онлайне. Нередко возникают проблемы с провайдерами, из-за чего часть точек иногда находится без связи и не может осуществлять основные функции по обслуживанию клиента.

Как проходила адаптация решения

Адаптацией решения под требования сети «Билайн» занималась компания «1С-Рарус», с которой компания «Вымпелком» сотрудничает около пяти лет. В команду проекта вошли специалисты обеих сторон. Как пояснил Репников, на рынке не существует готовых решений, полностью подходящих под требования сети «Билайн». Необходимо было не только обеспечить возможность оформления покупки, но и учесть сложную акционную механику, осуществить интеграцию с другими системами.

При доработке потребовалось создать интерфейс, максимально понятный линейному персоналу. Руководитель проектов «1C-Рарус» Артем Матвеев говорит, что интерфейс мобильного клиента отличается от интерфейса стационарных рабочих мест, так как построен на других принципах. «Там другие зоны активности и внимания, поэтому механически переложить стационарный интерфейс на мобильное устройство можно, но работать на этом будет неудобно. Одной из наших задач было организовать интерфейс так, чтобы предоставить максимальную функциональность и при этом сделать его понятным и удобным. Если экран будет похож на пульт космического корабля, персонал может в нем запутаться», — пояснил он.

Игорь Вороной, «Финтех-маркет»: Автоматизация кредитных заявок сокращает время одобрения с 10 минут до 15 секунд
ИТ в банках

Вторая специфика связана с требованиями безопасности сети. Основная база данных не должна быть доступна в интернете.

Репников также рассказал, что при реализации проекта «1С-Рарус» столкнулась с рядом вопросов, например, таких как доменная авторизация и замена домена с помощью AD FS (Active Directory Federation Services), специального компонента Windows Server, обеспечивающего функционал провайдера аутентификации для веб-приложений.

Этапы реализации

Проект начался в январе 2020 г. К марту на мобильной платформе были реализованы основные товарные операции. В апреле был запущен пилот в десяти торговых точках, при этом команда продолжала активно дорабатывать систему, в июне запущен крупный пилот на 500 точек в Москве и 50 — в Санкт-Петербурге. Осенью 2020 г. началось внедрение по всей сети во всех регионах РФ. Быстрому внедрению способствовала готовая кодовая база.

За три месяца в мобильном клиенте были реализованы ключевые функции: оплата наличными и картой, продажа sim-карт, пополнение баланса, применение акций, кредитование, регистрация контрактов, управление сервисными услугами. Выполнена интеграция с внутренними и внешними системами: CRM (Customer Relationship Management, система управления взаимоотношениями с клиентами) и биллинг.

Пока сотрудники салонов «Билайн» выполняют с помощью мобильной платформы примерно 10% операций. Компания ввела новую систему мотивации, в которой за обслуживание клиента с планшета предусмотрено материальное поощрение. Ожидается, что после введения финансовой мотивации количество мобильных операций существенно вырастет.

Как сообщили CNews в пресс-службе «1С-Рарус», в настоящее время продолжается развитие мобильного приложения 1С для «Билайн». Также идет проводится дальнейшая интеграция с партнерами — «Альфа-банком», Почтой России и другими. Будут добавляться такие функции, как инвентаризация товара, биометрический учет. В ближайшие месяцы планируется запустить биометрическую идентификацию сотрудника.

Ирина Пешкова