Спецпроекты

Россия упала на 13 мест в рейтинге развития цифрового общества

Бизнес Интернет ИТ в госсекторе

Россия переместилась с 10 на 23 место в рейтинге стран по развитию цифрового общества. Падение вызвано расширением списка исследуемых стран с 10 до 24. Уровень доступа населения к цифровым технологиям в России довольно высок, но пользователи не доверяют бизнесу и государству в вопросе безопасности персональных данных.

Цифровое общество в России

Россия заняла 23 место в рейтинге стран по развитию цифрового общества Digital Society Index 2019. В прошлогодней редакции рейтинга она находилась на десятой строчке. Падение России на 13 позиций составители списка объясняют тем, что в 2019 г. количество стран, в которых проводилось исследование, выросло с 10 до 24.

Исследователи отмечают, что уровень доступа населения к цифровым технологиям и сервисам в России относительно высок, однако население мало доверяет бизнесу и государству в вопросе использования персональных данных граждан.

Цифровые потребности

Оценивая удовлетворенность цифровых потребностей населения, исследователи пришли к выводу, что базовые цифровые потребности в России удовлетворены на 37%. Под базовыми потребностями понимается доступ к интернету и мобильной связи, а также доверие к использованию персональных данных. Для сравнения, в Китае этот показатель достигает 69%, а в Индии — 67%, это самые высокие значения в списке. В среднем по миру он составляет 49%.

При этом об удовлетворенности психологических потребностей в России заявили 58% респондентов. Здесь речь идет о влиянии цифровых технологий на здоровье и личное благополучие. Среднемировое значение показателя равняется 38%, у России самый высокий показатель среди исследуемых стран.

index600.jpg
Россия заняла 23 место по уровню развития цифрового общества

Об удовлетворенности цифровых потребностей в саморазвитии в России сообщили 48% участников опроса. Потребность в саморазвитии — это наличие навыков, образования и возможностей для поиска работы. В среднем по миру этот показатель равняется 45%, в Индии он достигает 69%, а в Мексике — 66%.

Что касается специальных потребностей, то уровень их удовлетворенности в России составляет также 48%. Под специальными потребностями понимается оптимизм респондентов в вопросе влияния технологий на общество и решения с их помощью мировых проблем. Среднее значение показателя в мире достигает 49%. В Китае он равен 76%, а в Индии — 74%.

Лидеры рейтинга

Лидером рейтинга стал Сингапур, также в первую тройку вошли США и Китай. На четвертом месте находится Дания, пятерку лидеров замыкает Великобритания, лидер прошлогодней редакции рейтинга. Далее идут Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Эстония и Германия. Вторую десятку составляют Франция, Канада, Ирландия, Австралия, Индия, Испания, Польша, Мексика, Венгрия и Италия.

В ходе исследования Digital Society Index 2019 специалисты опросили более 43 тыс. человек. При расчете общего индекса учитывались такие критерии как динамичность, то есть насколько сильно цифровая экономика влияет на рост, а также уровень доступа к цифровым технологиям, то есть масштаб развития, и доверие — как рынки укрепляют доверие к цифровой экономике. Как и в 2018 г., исследование проводилось коммуникационным холдингом Dentsu Aegis Network Russia совместно с консалтинговым агентством Oxford Economics.

Глобальные тренды

В мире наблюдается кризис доверия к цифровой экономике, связанный с тем, что цифровые сервисы не всегда способны удовлетворить потребности людей. Недоверие со стороны пользователей к новым технологиям растет, в связи с чем они начинают самостоятельно контролировать свои действия в цифровом пространстве, и это влияет на бизнес.

Степень удовлетворенности цифровых потребностей населения в разных странах

Менее половины респондентов сообщили об удовлетворенности своих цифровых потребностей. Всего треть опрошенных считают, что цифровые технологии способствуют созданию рабочих мест.

Возможна ли настоящая персонализация общения на рынке B2B?
Бизнес

Около 58% участников опроса уверены, что в настоящий момент преимущества цифровизации доступны не всем. Примерно 33% респондентов выражают беспокойство по поводу отрицательного влияния цифровых технологий на здоровье и качество жизни, особенно среди молодежи. Еще 57% переживают из-за того, что перемены происходят слишком стремительно, причем в Бразилии, Китае и Индии этот показатель достигает 80%.

Безопасность данных

Всего 45% респондентов полагают, что бизнес действительно защищает их персональные данные. Около 80% пользователей не будут работать с организацией, которая нарушает правила работы с данными. В настоящий момент это является основным фактором недоверия к компаниям.

Около 44% участников опроса принимают какие-либо меры для сокращения объема данных, которые они передают через интернет. У 27% на устройствах работает ПО для блокировки рекламы. Примерно 21% пользователей активно работает над тем, чтобы ограничить время использование интернета или смартфона. Около 14% респондентов ушли из какой-либо соцсети. Такое поведение части населения создает проблемы бизнесу, хотя по-прежнему хватает пользователей, которые активно используют интернет для совершения покупок, прослушивания музыки, заказа такси и т. д.