Разделы

Авто

Русский мега-проект "ЭРА-ГЛОНАСС" почти завершен. Что дальше?

Инфраструктура государственной системы реагирования на аварии «ЭРА-ГЛОНАСС» будет развернута и введена в эксплуатацию во всех регионах России в конце 2013 – начале 2014 гг. Вопрос, что делать с этой инфраструктурой дальше – ограничиться предоставлением базового сервиса связи с экстренными службами или развивать дополнительные услуги, – вызывает серьезные дебаты участников рынка.

Сервисное будущее

Общий объем расходов на создание «ЭРА-ГЛОНАСС» составит за 2010–2013 гг. около 3,9 млрд руб. Но на этом финансирование системы не закончится. С 2014 г. ее нужно будет эксплуатировать и, соответственно, расходовать на это средства. По словам Александра Гурко, в правительстве обсуждается модель снижения нагрузки на бюджет, например за счет использования возможностей созданной инфраструктуры для оказания дополнительных сервисов, в том числе на коммерческой основе.

«Один из вариантов предусматривает привлечение партнера или партнеров, которые возьмут на себя некоторые или все эксплуатационные затраты в обмен на возможность использования созданной государством инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» для предоставления собственных услуг», – говорит Александр Гурко.

Дополнительные сервисы на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» могут оказываться в интересах разных категорий потребителей, рассказывает Гурко: «Например, государство может использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС» для обеспечения работы создаваемой сейчас системы возмещения ущерба от большегрузных автомобилей. Именно они наносят максимальный ущерб дорогам, и работа системы призвана создать справедливую основу для расчета величины конкретной компенсации этого ущерба – собранные средства поступят в дорожные фонды».

«Это новый большой российский проект, который сейчас только начинается, – добавляет президент НП «ГЛОНАСС». – Сроки сжатые – начало функционирования на всех федеральных трассах уже в 2015 г. Учитывая это, с целью экономии средств на инвестиции, эксплуатацию и бортовое оборудование для приема и передачи информации о движении большегрузов, целесообразно использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС». Это система уже фактически создана и действует на всех дорогах страны. Кроме того, использование схемы MVNO обеспечивает максимальное покрытие, т.е. повышается надежность передачи данных».

Сегодня, по словам Гурко, все аналогичные системы в мире строятся с использованием спутниковой навигации. Причем системы, которые сейчас внедрены и внедряются в Евросоюзе, согласно рекомендациям, могут быть распространены и на все платные трассы, и на все автомобили. Таким образом, создаются технологические возможности взимания транспортного налога по справедливому принципу – «плати в зависимости от того, где, сколько и когда ты ездишь».

Готовая инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС», как считает Гурко, может использоваться регионами и муниципалитетами в режиме 365/24 для контроля выполнения лицензионных соглашений пассажирскими перевозчиками, работы регионального и муниципального транспорта, транспорта ЖКХ, а также повышения эффективности работы машин скорой помощи, обеспечения безопасности работы школьных автобусов, решения других транспортных задач.

Вторая и самая массовая аудитория пользователей дополнительных сервисов – это автовладельцы. Например, желающие воспользоваться услугами страховой телематики по принципу «плати как ездишь». «Если человек использует автомобиль только по выходным, то справедливый страховой тариф по ОСАГО для него должен быть ниже, – рассуждает президент НП «ГЛОНАСС». – Наша система может собирать и удостоверять эту информацию для страховой компании. Или в случае согласия собственника автомобиля система может отслеживать и передавать в страховую компанию информацию о стиле вождения, времени и месте поездок. В обмен на это собственник автомобиля может рассчитывать на индивидуальный страховой тариф КАСКО – по мировой статистике, скидка может достигать 40–50%».

«Мы исходим из того, что автопроизводители не будут устанавливать на автомобиле несколько связных модемов и несколько навигационных приемников: для экстренных вызовов, для страховой телематики, для платных дорог, для транспортного налога. Это дорого, повышает стоимость автомобиля, а на рынке жесткая конкуренция», – говорит Гурко.

Проще и дешевле использовать универсальное оборудование с поддержкой тех функций, которые необходимы данному транспортному средству по техническим регламентам (eCall, «ЭРА-ГЛОНАСС»), плюс тех, что выбраны собственником (страхование, охранно-поисковые и информационные сервисы). Т.е. в оборудовании должен быть обязательный набор требований, связанный с «ЭРА-ГЛОНАСС», и должен быть набор опций, который сам автопроизводитель или покупатель может выбрать.

«Формируется новый рынок – информационных услуг, связанных с эксплуатацией автомобиля. Каждый автомобиль становится connected: поддерживает выход в интернет, управление голосом, – рассуждает Гурко. – В основе каждого такого устройства лежит в том числе блок, который обязан быть на борту с точки зрения технического регулирования в каждой стране. В случае России это блок «ЭРА-ГЛОНАСС».

Таким образом, государственная политика по созданию подобных крупных систем безопасности и стимулированию роста вокруг них экосистемы востребованных потребителями услуг позволяет ускорить и развитие технологий автомобильной телематики в целом, считают в НП «ГЛОНАСС».

«Это новый рынок и для сотовых операторов, – добавляет Гурко. – Ведь, по сути, каждый автомобиль становится абонентом. Это новый рынок для сервис-провайдеров – можно оказывать дополнительные сервисы помощи на дорогах, охранно-поисковые услуги. У контент-провайдеров появляется возможность размещать рекламу исходя из положения автомобиля – «за поворотом магазин, на следующем перекрестке ресторан» и т.д. Меняется облик автомобиля, а вместе с ним и облик сервисов на основе авто. Для развития этих сервисов в России мы считаем правильным использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС».

Спорный вопрос

Желание НП «ГЛОНАСС» использовать систему реагирования для оказания дополнительных услуг вызывает беспокойство среди участников рынка. «Мы считаем, что инфраструктура проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» должна использоваться исключительно в интересах оказания базовой бесплатной для населения услуги – передачи и первичной обработки экстренного сигнала при аварии в службы экстренного реагирования. Именно на эти цели в настоящее время государство выделяет денежные средства», – заявил CNews Александр Куканов, директор по работе с госсектором и стратегическим проектам «ВымпелКома» (бренд «Билайн»).

Развивать дополнительные коммерческие услуги, по его мнению, должны коммерческие организации – телематические сервис-провайдеры и операторы связи. «Вся необходимая для оказания таких услуг инфраструктура (сетевая и програмно-аппаратная) имеется в распоряжении тандема, состоящего из оператора связи и телематического сервис-провайдера. И тандемы эти формируются сегодня в условиях свободной конкуренции, – говорит Куканов. – Операторы борются между собой за сотрудничество с сервис-провайдерами, сервис-провайдеры между собой за конечных клиентов, изобретаются и внедряются новые технические решения и бизнес-модели, направленные на удешевление сервиса для конечного потребителя и повышение проникновения данных услуг в базу потенциальных пользователей. Рынок растет и довольно динамично развивается самостоятельно».

Важно, чтобы инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» не превратилась в своего рода аналог «РЖД», когда эксплуатировать железную дорогу может либо одна, либо несколько аффилированных компаний, вторит Игорь Хереш, директор по развитию ГК «Цезарь Сателлит».

По мнению представителя МТС Дмитрия Солодовникова, принять решение об использовании системы «ЭРА-ГЛОНАСС» для создания на ее базе дополнительных сервисов можно будет только после ее запуска и с учетом позиций всех членов НП ГЛОНАСС».

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

По словам Владимира Крючкова из «ИТС-Россия», технические требования к оборудованию «ЭРА-ГЛОНАСС» включают в себя возможность достраивать к базовому блоку дополнительные модули, «как в конструкторе LEGO». «Таких сервисов в различной конфигурации насчитывается более 20. А с учетом гармонизации стандартов eCall и «ЭРА-ГЛОНАСС» дополнительные услуги на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» можно предлагать и пользователям из Европы. Кроме того, автопроизводители, которые будут оснащать новые автомобили терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС», могут продавать их не только на российском рынке, но и на других рынках сбыта, ведь зона покрытия ГЛОНАСС сегодня позволяет мониторить автомобили в любой точке мира, – рассуждает он. – Так что российская программа «ЭРА-ГЛОНАСС» и дополнительные сервисы на ее основе могут продвигаться на мировом рынке, создавая добавленные ценности для потребителей разных стран».

Но модель создания супер-монополиста за счет средств из федерального бюджета и денег граждан, оплачивающих дополнительные услуги в один карман и не имеющих другой альтернативы, сама по себе нежизнеспособна, добавляет Крючков. По его мнению, «нужна добросовестная конкуренция, прозрачная среда для ведения бизнеса, которая позволит пользователю выбирать наиболее профессиональных операторов, предоставляющих качественные и оптимальные по стоимости дополнительной услуги с учетом своих самых разных потребностей».

«Масштабы российского рынка навигационных и мониторинговых услуг таковы, что ни одна компания не в состоянии проглотить этот объем в одиночку», – замечает директор «ИТС-Россия».

Впрочем, Александр Гурко уверяет, что также не заинтересован в монополизации этого рынка, и в планах НП «ГЛОНАСС» создание «супер-монополиста» не значится.

Сим-карта на двоих

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Один из главных технических вопросов, который предстоит решить участникам нового рынка, заключается в том, чья сим-карта должна стоять на борту автомобиля и сколько в ней будет профилей – либо только «ЭРА-ГЛОНАСС», либо еще и профиль сотового оператора (возможно, нескольких операторов).

Многопрофильное решение разрабатывается, например, в «М2М Альянсе» (объединяет ряд операторов, в том числе и «Вымпел-Ком»). Такая сим-карта при попадании в зону действия сети другого оператора должна распознавать новую сеть и автоматически менять профиль на профиль «домашнего» оператора. При этом у абонента появляется возможность устанавливать собственные правила, при которых будет происходить автоматическое обновление профиля. Например, можно установить продолжительность времени нахождения в гостевой сети не более 42 часов, по истечению которого автоматически будет «залит» профиль местного оператора и т.д.

При использовании многопрофильных сим-карт в автомобильном терминале с поддержкой системы реагирования профиль виртуального оператора «ЭРА-ГЛОНАСС» должен активироваться в случае ДТП. В штатном же режиме работы для получения сервисов должен использоваться профиль коммерческого оператора связи, предоставляющего, например, услугу доступа в интернет или совместно с сервис-провайдером дополнительные услуги.

Пока такие решения на рынке отсутствуют, хотя и активно обсуждаются. «МТС выступила инициатором создания многопрофильных сим-карт для навигационных систем, – говорит Дмитрий Солодовников. – На наш взгляд, на первом этапе с запуском системы «ЭРА-ГЛОНАСС» на сим-картах операторов необходимо задействовать несколько профилей. Первый – предустановленный профиль для оказания основной услуги экстренного реагирования, остальные – перезаписываемые профили для оказания дополнительных коммерческих услуг по согласованной со всеми сторонами бизнес-модели».

В «ВымпелКоме» согласны с этой моделью. «При таком варианте реализации коммерческий рынок добавленных услуг, который начал формироваться относительно недавно, продолжит свое эволюционное развитие в условиях конкурентной борьбы, сохранив возможность выхода на него всем желающим, в том числе и очень небольшим компаниям, которые появились в нашей стране в довольно большом количестве», – говорит Александр Куканов.

Поддерживают многопрофильность и сервис-провайдеры, говорит Игорь Хереш из ГК «Цезарь Сателлит»: «чем больше профилей на сим-карте, тем большее покрытие наших услуг мы сможем предложить клиентам».

«Ни один оператор не обеспечивает 100%-ное покрытие, – объясняет он. – Условно говоря, если машина с сим-картой «МегаФона», подключенная к сервису «Цезарь Сателлит», приедет в город, где у «МегаФона» плохо работает сеть, то мы не сможем гарантировать владельцу машины ее защиту. Но если сим-карта в машине многопрофильная, то сигнал будет передаваться по той сети, сигнал которой сильнее».

Но если в качестве транспортной среды для дополнительных услуг использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС» (а точнее, MVNO-оператора, которым сейчас выступает НП «ГЛОНАСС»), то придется также использовать и его програмно-аппаратные платформы. Это, как считает Куканов, несет «угрозы монополизации данного рынка, а также повлечет за собой дополнительные издержки для сервис-провайдеров и операторов связи, что явно приведет к удорожанию услуг для конечного потребителя».

Все эти вопросы обсуждаются в рамках партнерства, говорит Александр Гурко. По итогам обсуждения он обещает подготовить меморандум, который подпишут все участники НП «ГЛОНАСС»: «Это будет свод базовых правил игры, на основе которого будет формироваться нормативная база».

Полную версию статьи читайте в свежем номере журнала CNews

Александр Левашов