Разделы

Интернет Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Веб-сервисы

ПО: к войне 6 поколения готовы только США

Информационную безопасность сегодня можно рассматривать как одну из наиболее важных составляющих национальной безопасности любой страны. Вот почему ведущие мировые державы стараются развивать собственную электронику и ПО. Но полностью готовый комплекс для развертывания войны 6 поколения есть только у США.

Американским законодательством жестко ограничено применение технических и программных средств зарубежного производства в интересах обеспечения национальной безопасности. В целом политика США в области технологии программирования является широкомасштабной стратегией противостояния в информационной сфере. Стратегия, в частности, предполагает создание одного из видов «несмертельного оружия» - специальных средств воздействия на программное обеспечение противника и средств защиты от аналогичного воздействия с его стороны.

Тренинг по теме "Конкурентная разведка.Новые методы и приемы." С 22 по 23 августа .Летом : 50 % от стоимости !

Деятельность американской администрации в области защиты критической инфраструктуры берет свое начало с формирования специальной президентской комиссии в 1996 году. Сегодня в США проблемой информационных войн заняты более 50 организаций, на которые возложены задачи защиты информационных систем, реагирования на компьютерные инциденты, ведения ИВ, расследования компьютерных преступлений, проведения операций в компьютерных сетях, разведки. Однако созданная национальная система информационной безопасности пока еще слишком тяжеловесна и неповоротлива. Бюрократические проволочки процесса доведения информации, затягивание поиска противоядия против новых компьютерных вирусов, нехватка квалифицированного персонала - все это, а также события 11 сентября, привели к тому, что администрация США приступила к пересмотру основных подходов к обеспечению безопасности национальной информационной инфраструктуры.

Руководство НАТО объявило о вложении сотен миллионов евро в реализацию проекта модернизации ИТ-инфраструктуры, предусматривающего замену базовых вычислительных средств во всех офисах организации, что в свою очередь приведет к необходимости полной переработки нескольких сотен прикладных задач. В процессе переоборудования используются модели, построенные на языке определений IDEF (Integrated Definition language). IDEF принят в США в качестве федерального стандарта обработки информации и поддержан национальным институтом стандартов и технологий NIST и институтом инженеров по электротехнике и электронике IEEE. Язык определений используется в НАТО как стандарт моделирования процессов и передачи данных в 16 государствах – членах блока.

Китайские исследователи также пытаются обеспечить информационную безопасность своих ИС. Например, они занимаются доскональным изучением исходного кода операционной системы Microsoft на предмет ее безопасности. Лаборатория Source Code Browsing Lab вошла в состав существующей государственной организации «Китайский центр тестирования и сертификации продуктов защиты информации».

А что в России?

Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная президентом в 2000 году, до сих пор не работает, поскольку не приобрела характера обязательного документа для всех ветвей власти. Началом борьбы с засильем иностранного ПО можно считать 16 февраля 2006 года, когда на заседании президиума Государственного совета президент поручил правительству в срок до 1 августа этого года разработать комплекс мер по развитию и использованию в России информационных и коммуникационных технологий, в том числе по развитию отечественного производства в сфере ИТ.

Ряд российских министерств и ведомств, в частности, МЧС и Мининформсвязи, перешли на отечественное программное обеспечение, но некоторые, например «Роскосмос», до сих пор стопроцентно обслуживаются импортным оборудованием и ПО.

Законодательная инициатива депутатов по отказу от использования ПО западных производителей в ряде отраслей, критических для национальной безопасности страны, породила немало споров. Директор института системного проектирования РАН Виктор Иванников полагает, что законодатели с трудом представляют себе масштаб задач, который они предлагают решить отечественной информационной отрасли. По его словам, «программы, которые разрабатываются исключительно в интересах военного ведомства, обречены. Программные системы, которые они создают, ориентированы на многолетнее применение, но все устаревает. Только при широком использовании программного продукта возможна его профессиональная критика и улучшение. Чем шире используется продукт, тем выше становится его качество по надежности, по функциональности, потому что обеспечивается эффективная обратная связь. Создать новую технологию изолированно нельзя. Кроме того, на создание системы, аналогичной Windows, уйдет 5 тыс. человеко-лет. Есть ли у нас соответствующие столь масштабным задачам коллективы?»

Тренинг по теме "Конкурентная разведка.Новые методы и приемы." С 22 по 23 августа .Летом : 50 % от стоимости !

Специалисты считают, что браться за национальные проекты необходимо, но стоит ли отказываться от имеющихся наработок? Кто учил новейшую историю, должен знать, каким боком вышли шапкозакидательские лозунги типа "пятилетку в 4 года", "догоним и перегоним" и т.п. Эта работа лет на 10. В состоянии ли государство оплатить такие разработки? Кроме того, хотя в России и хватает толковых программистов, большие коммерческие проекты можно пересчитать по пальцам. Основой большого проекта является менеджмент. А менеджеров с опытом работы в подобной сфере крайне мало. Кроме того, существуют подозрения, что деньги, выделенные государством на разработчиков ПО, дойдут до последних в очень урезанном варианте. Тем не менее, некоторые полагают, что если разумные ограничения для иностранного ПО станут реальностью, то у российских программистов и разработчиков ПО с открытым кодом появятся новые возможности и новые заказчики.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Обособиться невозможно?

Оказывается, создание полностью обособленной инфраструктуры по производству электронной продукции в странах НАТО - пока невыполнимая задача. В Европе крупные заводы по изготовлению микросхем есть в Германии (AMD), Франции и Ирландии (Intel). В основном они принадлежат иностранным (по отношению к стране-хозяину) компаниям (родные только Siemens и Nokia). Это примерно 20% рынка микроэлектроники (зачастую специального, а не общего назначения). Остальная микроэлектроника производится на Тайване, в Китае, Сингапуре и Малайзии сторонними компаниями (вроде TI, SiLabs, Winbond, VIA и т.п.). Как в таких условиях добиться полной информационной безопасности?

Елена Турдакина / CNews