Разделы

Бизнес ПО Цифровизация Свободное ПО

ИТ-гигантам не обойтись без Open Source

До недавнего времени продукты Open Source играли роль раздражающего фактора для софтверных гигантов. Однако сегодня специалисты говорят о смене стратегии: решения с открытым кодом все активнее применяются в бизнесе и приносят ощутимый доход.

Открытое ПО появилось как ответ коммерческим программам, которыми владеют софтверные корпорации. Оно стало некой попыткой если и не разрушить монополию, то предложить свободно распространяемую альтернативу. И, казалось бы, корпорации, производящие собственные коммерческие программные продукты, отнюдь не должны быть заинтересованы в развитии и процветании проекта подобного рода, проекта, который главным образом держится на усилиях энтузиастов, а не людей бизнеса.

Не только убытки

Темпы и само направление развития Open Source часто вызывают вполне закономерную критику. На данный момент существует всего 139,834 проектов Open Source, представленных на SourceForge (крупнейшем хостинге для разработчиков открытого программного обеспечения.) И этот список растет с каждым днем. Но сколько из них по-настоящему жизнеспособны? Было бы очень большим преувеличением считать, что все они имеют будущее. Впрочем, у каждой медали есть две стороны, и на это можно посмотреть и совсем под другим углом зрения. Происходящее в своем роде имитирует процесс естественного отбора в природе — "тупиковые ветви" просто отмирают. На каждый Apache, Linux или MySQL приходится немало других проектов, чьи усилия в итоге так ни к чему и не приводят. Ведь множество, казалось бы, перспективных когда-то разработок часто остаются в итоге незамеченными и невостребованными. Или, как это иногда происходит, так и не реализуют запланированной на этапе проектирования функциональности.

В частности, это одна из тех причин, по которой Open Source — отнюдь не та идея, которая заинтересует абсолютно любого потенциального инвестора. Ведь в первую очередь перед компанией, решившей внедрять открытое ПО, встает закономерная дилемма выбора. Корпоративным разработчикам и ИТ-специалистам в буквальном смысле приходится "отделять зерна от плевел". Неверный выбор легко может привести компанию к серьезным проблемам с технической поддержкой и с устаревшим программным обеспечением. Приходится учитывать и временной фактор, а подчас и финансовый риск. Как правило, проприетарный продукт, не сумевший охватить достаточной доли рынка в кратчайшие сроки после своего внедрения в силу разных причин, обычно принято считать несостоятельным. А успешные проекты в среде Open Source, наоборот, характеризуются довольно длительными инкубационными периодами и, следовательно, поздней отдачей. Как заметил Брайан Белендорф (Brian Behlendorf), основатель и президент Apache Software Foundation — "Четыре года потребовалось Apache, a Subversion — пять лет рутинной работы. Не было ясно с начала, что Apache или Subversion окупятся. Сохранить рабочую команду на протяжении долгого периода — это работа благожелательного диктатора, который должен поддерживать дисциплину, назначать работу, хвалить и залечивать раны от неудач".

Более того, стоит заметить, что в противовес бытующему мифу сама открытость этого ПО совсем не всегда служит определяющим аргументом в его пользу при построении бизнес-модели. Ведь доступность исходного кода еще совсем не означает возможность легко и просто модифицировать его под свои нужды. В первую очередь необходима уверенность, что подобная модификация и последующая интеграция — экономически целесообразны и в итоге не будут превышать стоимости перехода на коммерческие аналоги. В случае, если стоимость внедрения модифицированных приложений перекрывает стоимость готового решения, проект просто становится нерентабельным. Кроме того, приходится учитывать и "человеческий фактор". Например, в Novell, дистрибьюторе Linux, активно продвигающей эту ОС среди своих сотрудников, из 5 тысяч человек персонала лишь 2 тысячи полностью перешли на открытый код, остальные же пользуются двумя системами: Linux и Windows. Не исключено, кстати сказать, что именно этот факт отчасти сыграл роль в том, что в ноябре прошлого года Novell и Microsoft объявили о начале сотрудничества. Они будут работать именно для людей, пользующихся двумя операционными системами.

Договор не остался голословным: Microsoft перевела на счета Novell 240 млн долларов в качестве платы за лицензии на SLES (SUSE Linux Enterprise Server). Еще 60 млн выделено на маркетинг сценариев виртуализации Linux и Windows. Кроме того, Microsoft обязалась не заключать соглашений с другими дистрибьюторами Linux в течение ближайших трех лет. Но самое интересное, что почти сразу же после заключения договора руководство софтверного гиганта высказало пожелание заключить подобные соглашения и с другими дистрибьюторами Linux.

Таким образом, Novell в будущем сможет обойти основные подводные камни при использовании открытого ПО в бизнесе, а именно отсутствие гарантий и фактор непредсказуемости вложений. По последнему пункту свободное ПО пока что сильно отстает от коммерческого. Доработка по требованию — конечно, чрезвычайно удобная вещь, но иногда устранение одной единственной ошибки в системных библиотеках может оказаться экономически невыгодно.

Дмитрий Исаев, Softline: Мы видим превосходные перспективы развития облачного бизнеса в России
Импортозамещение

Многие не воспринимают проекты Open Source как нечто новое, аргументируя это тем, что большая их часть обычно лишь стремится воспроизвести и повторить черты уже существующего программного обеспечения, или в лучшем случае усовершенствует уже существующие коммерческие аналоги. Лучшие проекты Open Source, однако, вносят новизну — иногда на первый взгляд незначительную, но всегда актуальную и своевременную.

Не только убытки

Мартин Майкос: MySQL - самая быстро растущая СУБД на планете

И, как показывает практика, хорошее, добротно написанное свободное ПО в итоге неизбежно становится лидером в своем сегменте. Достаточно вспомнить историю MySQL, первая публично доступная версия которой появилась в 1996 году, когда штат компании еще не дотягивал до 20 человек. А на сегодняшней день MySQL имеет сотрудников в 19 странах мира и ее продукты используют такие компании, как Lufthansa, Cisco , Google и Yahoo. В этом году MySQL исполняется 12 лет, и, несмотря на то, что общее количество пользователей ее СУБД уже превысило 10 млн, количество клиентов, пожелавших оформить коммерческие подписки на Enterprise-продукты, составляет всего около 10 тыс пользователей. Но, как ни странно, это отнюдь не сказывается на прибылях компании в худшую сторону. MySQL распространяет свои продукты сразу под двумя лицензиям — Open Source (GNU GPL с июня 2000 г) и коммерческой лицензией, извлекая доход также из поддержки, обучения и сертификации специалистов. В 2003 году MySQL заработала 12 млн долларов, в прошлом 2006-ом MySQL смогла получить 18,5 млн долларов чистой прибыли, а в текущем году ожидается прибыль уже в размере 39 млн долларов. MySQL продолжает вполне успешно конкурировать с Oracle, IBM и Microsoft за счет простоты внедрения, масштабируемости и низких совокупных затрат. Как сказал директор MySQL Мартин Майкос (Marten Mickos), "Мы — самая быстро растущая компания базы данных на планете".

Импортозамещение, Азия или «серый» импорт: где брать серверное оборудование
Импортозамещение

Другой яркий пример успешных проектов в сфере открытого ПО — браузер Firefox. Начиная с ноября 2004 года, когда состоялся релиз Firefox, количество его закачек уже превысило 300 млн. "Начиная с этого лета, мы фиксируем от 200 тыс до 300 тыс загрузок в день", — говорит технический директор Mozilla Foundation, Крис Хофманн (Chris Hofmann). И, согласно данным от компании Net Applications, только за прошедший год количество пользователей браузера Firefox увеличилось почти в полтора раза, а доля Internet Explorer, несмотря на выход обновленной версии и широкую распространенность операционной системы Windows, упала с 85,1 до 79,6%. А в конце прошлого года Qualcomm, занимающаяся разработкой коммерческого почтового клиента Eudora, совместно с Mozilla Foundation объявили о том, что отныне Eudora будет базироваться на открытом коде, используемом в почтовом клиенте от Mozilla — Thunderbird.