Разделы

Цифровизация Инфраструктура

ИТ в медицине: первый шаг сделан. Что дальше?

В 2012 году завершился первый этап внедрения Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Проект молодой, окончательные оценки давать еще рано, но на основе первых результатов уже можно делать предварительные выводы. На конференции "ИКТ в здравоохранении: новые задачи", которую провели CNews Analitics и CNews Conferences, представители регионов рассказали о своем опыте работы в этой сфере, а вендоры предложили обратить внимание на передовые решения в области медицины.

Опыт регионов подтверждает эту мысль. Александр Сенин, заместитель губернатора Ярославской области, рассказал о том, как в данном регионе был реализован проект по созданию электронной истории болезни. Разработки велись не как дань моде на ИТ и не в попытке угнаться за Западом. "Мы хотели получить возможность диагностировать рак на самых ранних стадиях. Ранний рак — это образование от 1 до 5 мм, и были нужны очень качественные диагностические изображения, чтобы его обнаружить. Мы стали искать средства, с помощью которых могли бы работать с подобными документами. К системе передачи изображения, также как и к системе их сжатия, у нас были определенные требования. Мы даже разработали собственный "кодак", чтобы упростить и удешевить архивирование больших объемов данных". Спикер из той же Ярославской области — Эдуард Лысенко, директор департамента информатизации и связи Ярославской области, добавляет: "Наш регион — обычный, с таким же обычным, не заоблачным бюджетом и типичными проблемами с телекоммуникациями. При этом у нас сложилась уникальная ситуация. И представители сферы ИТ, и специалисты конкретной медицинской отрасли объединились и выработали единое мнение как на уровне бизнес-задачи, так и на уровне подхода к архитектуре. Насколько я могу судить, опираясь на опыт коллег и доклады на конференциях, это редкость. В результате в этом году у нас был разработан законченный контур для онкологии".

Внедрение ЕГИСЗ: пока не все так гладко

Некорректная работа ПО, низкое качество данных, недостаточная функциональность решений, низкая производительность, сложность работы с информацией, высокие затраты на поддержку — такие ИТ-проблемы в сфере медицины выделил Дмитрий Этин, ведущий консультант направления "Здравоохранение", EMC Russia & CIS. По его словам, сейчас регионы находятся на распутье и только начинают работу в области модернизации здравоохранения: "Государство предложило нам потратить 2012 год на выбор какой-либо региональной стратегии. Нам дали возможность, взяв государственные деньги, решить, каким образом будет развиваться каждый отдельный регион: возьмет ли он некую прикладную систему и попытается сделать ее центральной? Или купит какую-то платформу? Или подключится к сервисам? Мы должны были сделать этот выбор, но фактически государство требовало только одного: внедрить электронную регистратуру. Это была наша обязанность. Произошел разрыв между стратегией, которую от нас требовали, и реальной реализации того единственного сервиса, который многие из нас уже видели".

Даже в таких далеко не бедных и развитых регионах, как Москва, нужно принимать решения, связанные не только с ИТ-проектами. "Наша задача — убрать очереди и сбалансировать нагрузку на медицинские учреждения, — говорит Владимир Макаров, заместитель руководителя Департамента информационных технологий г. Москвы. — Помимо слаботочных систем мы были вынуждены построить во всех поликлиниках энергетические сети. Банально, но это нужно было сделать. Как бы ни хотелось Министерству здравоохранения с утра проснуться и очутиться в электронном мире, этого не будет. В отрасли, где еще полтора года назад на одну поликлинику приходилось всего 4 компьютера, ничего не случится по щелчку пальцев. Внедрение ИТ в здравоохранении — процесс последовательный и небыстрый, требующий в том числе адаптации медицинского персонала".

Павел Захаров, менеджер по продажам ИТ-решений компании "Агфа", поделился своим видением российских проблем. В своем докладе он пояснил, с чем приходится сталкиваться, скажем, при проведении конкурса на создание ЦАМИ. На примере одного из регионов мы видим, что администрация при подготовке ТЗ пытается реализовать программу МЗ-2020, следовать рекомендациям, желает привлечь решения нескольких ведущих производителей. Далее изучаются предложения и примеры зарубежных тендеров. В рамках самого конкурса вендоры предлагают полноценные решения даже ниже себестоимости. А после старта тендера вдруг появляется никому не известный участник, решение которого отвечает всем требованиям ТЗ — и он выигрывает, предложив лучшую цену (N 94-ФЗ). При этом такая темная лошадка во время приема работ не несет никаких рисков. Что в результате? Ряд клинических приложений реализуется на автономных станциях стороннего производителя вместо облачного сервиса. PACS/RIS в ЦОД не отличается от локального. Нет интеграции RIS-PACS на АРМ диагностов и нет гарантии получения всех релевантных исторических исследований. Отсутствует локализация PID, нормализация данных, синхронизация изменений с локальным PACS. Готовности к интеграции с ЕГИСЗ тоже нет, а многие данные вообще недоступны с портала ЭМК.

ИТ-кадры для промышленности будут готовить в специальном образовательном центре
Поддержка ИТ-отрасли

Александр Шепилов, ответственный секретарь Комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, полагает, что, несмотря на "юность" проекта модернизации здравоохранения, его вполне можно критиковать, тем более если вспомнить, что на внедрение ЕГИСЗ уже были потрачены почти все выделенные бюджетные 29,4 млрд руб. "Недавно мы были на одном ИТ-форуме в Нижнем Новгороде, и там нам рассказали очень интересную историю. Оказывается, между лечебными учреждениями идет соревнование: кто больще пациентов запишет на прием через электронную форму — это же важный показатель эффективности работы ИТ-систем в ЛПУ! И вот сотрудницам регистратуры приплачивают, чтобы они со своего домашнего компьютера записывали как можно больше пациентов. Хотят ли эти пациенты прийти на прием, пришли ли в конечном итоге — непонятно. Когда Министерство здравоохранения говорит о том, что 4 млн человек уже воспользовалось этим сервисом, любопытно узнать, сколько из этих миллионов реально пришло в поликлинику. Это даже не критика с моей стороны, просто хочется понимать процесс. Аналогичная ситуация уже была со СМЭВ. Например, в Еврейской автономной области за 2 месяца количество заявок на госуслуги в 4 раза превысило численность населения этого региона".

ИТ-тренды и медицина: что на первом месте?

Илья Суханов, представитель по работе с сегментом "Здравоохранение" в ПФО "Майкрософт Рус", предложил развивать ИТ в медицине, согласуясь с крупнейшими мировыми трендами, среди которых в последнее время принято называть мобильность, социальные сети, "облака" и Big Data. Что касается последнего веяния — Больших Данных, то в докладах сообщалось: объем хранимой медицинской информации может увеличиваться быстрыми темпами — до 75 % в год, при этом большинство МИС возможностей хранения таких объемов данных и корректной работы с ними не имеет.