Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИКТ в госсекторе 2014

Государство продолжает «оцифровку» госуслуг

Государство продолжает «оцифровку» госуслуг

Переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде является одним из важнейших государственных проектов. В ближайшее время планируется запустить еще 14 электронных государственных услуг. Для этого потребуется   провести целый ряд мероприятий как организационного, так и технического характера.

Для того, чтобы запустить 14 электронных государственных услуг, потребуется не только оптимизировать порядок их оказания, но и модернизировать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также внедрить технологии гарантированной доставки электронных запросов между ведомствами.

Достаточно большой пласт работ – это подключение региональных порталов к единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и упрощение регистрации населения через МФЦ. В планах госведомств обеспечить доступ к ЕСИА до 35% населения к концу этого года и до 70% к 2018 г. Параллельно с этим «оцифровываются» услуги ЗАГС, региональные ИТ-системы интегрируются с федеральными, а также продолжают внедряться электронные дневники и журналы в школах.

Госуслуги с точки зрения вендоров

Единственным исполнителем по проекту электронного правительства является компания «Ростелеком». Она занимается развитием основных государственных информационных систем, включая и СМЭВ. К настоящему моменту региональная инфраструктура построена во всех российских регионах, обеспечивается межведомственное взаимодействие и происходит постепенный перевод услуг в электронный формат.

Новые цели определены в указе № 601 Президента России Владимира Путина от 7 мая 2012 года, в ряде распоряжений и в концепции развития механизмов предоставления госуслуг Минкомсвязи. В этих документах, в частности, говорится об обязательном 90% доступе к услугам «одного окна» к 2015 г., 90% удовлетворении качеством госуслуг к 2018 г. и предоставлении не менее 70% услуг в электронной форме к 2018 г., а кроме того, - о создании единой точки доступа к услугам, предполагающей интеграцию региональных и федерального порталов, развитии нескольких каналов при обращении к услуге (мобильная связь, интернет, call-центры, инфоматы и др.) и предоставлении госуслуг независимо от места пребывания. Последнее предполагает увеличение числа многофункциональных центров и ввод в строй проектов, связанных с мобильными МФЦ. Архитектура подобной системы должна базироваться на централизованной интеграционной шины, к которой подключаются всевозможные сервисы, включая и платежный шлюз.

Как рассказал участникам организованной CNews конференции «ИКТ в госсекторе: госуслуги и не только» Алексей Козырев, заместитель министра связи и массовых коммуникаций, в настоящее время на портале государственных услуг зарегистрировано 11 млн пользователей, что на 4 млн пользователей больше, чем по итогам 3 кв. 2013 г. 71% из них подтвердили свои данные по паспорту. Через портал подано 12 млн заявлений на предоставление госуслуг (+25% относительно 2013 г.). 2,8 млрд запросов прошло через СМЭВ (+53% по сравнению с 2013 г.), к которой в настоящее время подключено 11 тыс. информационных систем (+24% по сравнению с 2013 г.). Сумма электронных платежей граждан составила 847 млн руб (+51% по сравнению с 2013 г.).

По оценкам экспертов, сегодня для получения государственных услуг 65% граждан совершают личные визиты в ведомства, 25% подают документы через МФЦ, а электронным порталом пользуются лишь 5%. Чтобы переломить эту ситуацию, нужно расширять спектр доступных на ЕПГУ региональных государственных и коммерческих услуг, совершенствовать Личный кабинет и упрощать доступ к нему не только с персонального компьютера, но и с мобильных устройств.

Образцом для подражания является портал госуслуг Москвы, на котором из личного кабинета доступны не только наборы госуслуг, но и оплата их различными способами — банковской картой, электронными валютами или посредством интернет-банка. Кстати, схожий функционал все чаще появляется и в региональных порталах. Стоит также добавить, что помимо перечисленных изменений, связанных с особенностями регистрации и функционировании соответствующих сервисов, сайтов, по мнению многих участников рынка госуслуг, необходимо обучать различные категории населения.

Министерские планы

Задача оптимизации государственных и муниципальных услуг по-прежнему стоит на повестке дня. Ее решение связано с совершенствованием нормативной базы, развитием института лидеров и использованием внебюджетных источников финансирования и разработкой новых технологических стандартов.

Владимир Авербах, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России, уверен, что электронные госуслуги через веб-портал можно и нужно получать так же просто, как покупать авиабилеты через интернет. Это подразумевает упрощение процедуры регистрации на портале, переработку веб-интерфейса, реализацию механизмов онлайн-оплаты, а также, возможно, появление такого необычного сервиса, как курьерская доставка. Регистрация и верификация пользователей в ЕСИА в этом году будет происходить не только в МФЦ или отделениях федеральных органов исполнительной власти, но и на «Почте России».

Следующее нововведение — это электронная запись и электронная очередь. В личном кабинете пользователь сможет выбрать ближайшее отделение многофункционального центра с невысокой загрузкой и по SMS получить идентификатор электронной очереди. Ряд услуг, например, предварительно заказанные и готовые страховые свидетельства или загранпаспорта, планируется оказывать и вовсе без посещения госструктур - курьер доставит документы непосредственно на дом.

Весьма активно развиваются и платежные механизмы портала госуслуг. Платежный шлюз объединяет ведомственные, региональные порталы, ЕПГУ и непосредственно банки посредством информационной системы о государственных и муниципальных платежах. При этом предлагается, что комиссии по штрафам ГИБДД составят не более 1%, а госпошлины и вовсе можно будет оплатить с нулевой комиссией. К настоящему времени к этой системе подключено 6 коммерческих банков, но со временем их число увеличится. При неоказании или нарушении срока предоставления услуги возможна подача жалобы электронной почтой, обычной почтой или через МФЦ и при личном приеме. Все жалобы рассматриваются в соответствующих органах госвласти. Официальный ответ по электронным каналам доставляется заявителю.

В области медицины ближайшие планы Минздрава касаются обеспечения надежной и бесперебойной работы ЕГИСЗ на федеральном уровне, запуске личного кабинета, электронного больничного, электронного рецепта, электронной справки на базе ЕПГУ и оптимизации ИТ в предприятиях здравоохранения за счет оценки потребностей в информационных технологиях, реализации внутреннего аудита и совершенствования телекоммуникационных каналов в регионах. Для обслуживания электронных регистратур сегодня используется свыше ста различных систем, и без должной интеграции эти технологии не слишком эффективны.

А нужен ли ЕПГУ?

На вопрос, нужен ли единый портал госуслуг или достаточно ограничиться региональными сервисами, Владимир Авербах дает однозначный ответ — да, такой портал необходим, как необходимы и различные механизмы или каналы получения госуслуг. И региональные, и федеральные порталы будут развиваться и улучшаться и дальше.

В прошлом году появился СМЭВ 3.0 — представленные регламенты описывают процедуры регистрации сервисов в тестовом контуре и на портале, взаимодействия участников и ряд других. Это должно повысить надежность межведомственного электронного взаимодействия и снизить сбои в работе интеграционной шине (иногда ведомственные решения не реагируют на запросы — то ли ИТ-системы сбоят, то ли ведомственные каналы связи не справляются с нагрузкой).

Что касается самих услуг, то менять «коней на переправе», то есть правила игры при формировании списков электронных услуг, Минкомсвязи не намерено. Владимир Авербах полагает, что заложенные в «Дорожную карту» (план по развитию проекта электронных услуг) упрощенные механизмы доступа к госуслугам (предполагается снижение числа документов личного хранения, которые необходимы для тех или иных услуг, и переводе их в электронную форму) приведут и к росту качества самих услуг, и к большей их востребованности.

Сергей Лосев

Вернуться на главную страницу обзора