Разделы

Свободное ПО Бизнес Кадры Открытое ПО

Хроники импортозамещения: Российские разработчики PostgreSQL годами не могут найти спонсора

На фоне деклараций об импортозамещении российские разработчики открытой СУБД PostgreSQL, способной заменить Oracle, не могут найти средства для создания центра компетенции ни в госведомствах, ни в коммерческих структурах.

Около трех лет один из главных разработчиков (Major Contributor) открытой СУБД PostgreSQL россиянин Олег Бартунов не может найти заинтересованной организации для создания в России центра компетенции, рассказал он CNews.

PostgreSQL, выпускаемый сообществом разработчиков около 20 лет под лицензией BSD, считается одной из наиболее актуальных альтернатив закрытым коммерческим СУБД, в частности, Oracle.

Применительно к России проект PostgreSQL обладает той особенностью, что к нынешнему моменту в нем присутствуют три российских программиста в статусе Major Contributor: Олег Бартунов, Федор Сигаев и Александр Коротков. По словам самого Бартунова, это единственный из крупных и значимых для российского импортозамещения глобальных Open Source-проектов, где Россия имеет подобный вес и представительство.

В России имеется обширное сообщество пользователей СУБД PostgreSQL, включающее в числе прочих, Минобороны, «Рамблер», Mail.ru, «Яндекс», Avito.ru и пр., собирающее всероссийские конференции на 1,5 тыс. человек, говорит Бартунов, - однако, имеющихся трех главных разработчиков явно недостаточно, чтобы вести в стране самостоятельную разработку проекта.

Чтобы продолжать сотрудничество с глобальным проектом PostgreSQL, одновременно развивая «особые версии» продукта в интересах госедомств (например, Минобороны или «Росатома»), России может потребоваться около 10 высококвалифицированных разработчиков.

Идеальной моделью для национального развития PostgreSQL Бартунов видит путь компании EnterpriseDB, которая создает собственный форк PostgreSQL, и в которой при этом работают 5-6 разработчиков ядра основной ветки проекта.


Major Contributor PostgreSQL Олег Бартунов на конференции Highload 2014

На роль высококвалифицированных разработчиков PostgreSQL не годятся «ребята, которые закончили школу, начинающие программисты. Это должны быть серьезные специалисты с уровнем не ниже, чем тот, который представлен в международном сообществе PostgreSQL», - говорит он.

Эти люди, в представлении Бартунова, должны иметь свободный английский, должны уметь ставить задачу, контролировать, вести долгие споры, даже интриговать, добиваясь принятия нужного решения - «все это те скиллы, которые сейчас отсутствуют у нас как класс».

Потенциально, считает эксперт, таких людей в России много, но они требуют, чтобы их «воспитали», ввели в курс дела, вживили в сообщество, чтобы национальная группа разработчиков могла бы при необходимости продолжить работу над PostgreSQL сама. Пока ситуация не такова.

Чтобы «вытащить хороших разработчиков из хороших мест» и заняться их вживлением в международное сообщество, Бартунов предлагал открыть «Центр компетенции баз данных», который бы занимался не только разработкой, продвижением и поддержкой PostgreSQL, но и обучением и сертификацией кадров. Работа такого центра, по его оценкам, потребовала бы вложений до $1,5 млн в год «длинных денег».

Когда слова об импортозамещении программных продуктов в России прозвучали на государственном уровне, Бартунов предпринял рейд по инстанциям, которые могли бы помочь в создании центра компетенций.

«Вначале я надеялся, что какой-нибудь серьезный банк мог бы помочь с деньгами, поскольку банкам все равно придется уходить с Oracle, - рассказал Бартунов CNews. - Даже если мы помиримся (с США - прим. CNews), осадок останется».

Геоинформационные решения в РФ: как идет процесс импортозамещения
Импортонезависимость

В сотрудничестве, по его словам, был очень заинтересован один из крупных банков с госучастием. Однако, встречи с его вице-президентом по ИТ закончились «банальным предложением пойти к ним на работу», что не отвечало целям Бартунова по созданию «Центра компетенции».

Затем разработчик предпринял визит в «1С», которая выпускает работающую под PostgreSQL версию «1С:Предприятия». Общение с «», рассказывает Бартунов, тоже закончилось предложением пойти к ним на работу.

Наконец, большую заинтересованность в создании с сервисной компании, которая занималась бы саппортом и компетенциями в области PostgreSQL, проявила Abbyy, рассказывает он. Но, когда глава Минкомсвязи Николай Никифоров заговорил о 10% «налоге на ПО», они отказались от этой идеи.

Помимо коммерческих компаний, как говорит Бартунов, он получил отказ от ФРИИ (Фонда развития интернет-инициатив). Пресс-служба ФРИИ в разговоре с CNews отметила, что Фонд не является профильной организацией для создания центра компетенций, предлагаемого Бартуновым.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Сейчас Бартунов ведет переговоры о поддержке с Координационным центром Рунета.

Главе Минкомсвязи Николаю Никифорову Бартунов посылал свою презентацию, однако связаться с министром ему, по собственным словам, не удалось.

В итоге разработчик пришел к выводу, что к нынешнему времени в государстве не появился механизм поддержки Open Source: «Все качают головой, и даже если у них есть деньги, они не знают, как их нам дать».

Свое мнение об остром недостатке в России разработчиков для создания «национальной СУБД» или для ответвления (форка) какого-то из существующих глобальных проектов Бартунов высказывал еще в 2011 г. на круглом столе CNews «Свободное ПО: переход к реальным действиям».

По его словам, безуспешными попытками создания «Центра компетенции» он занимается с 2011 г. За это время в российском сообществе появился третий Major Contributor PostgreSQL, Александр Коротков, и сообществу довелось убедиться, что «рост разработчика как раз занимает три года, и очередные три года мы уже потеряли».

Владислав Мещеряков