Спецпроекты

На страницу обзора
Ритейлерам нужно ПО, которое обеспечит отказоустойчивость и бесперебойную работу

За два года пандемия навсегда изменила мировой ритейл: доставка продуктов и товаров стала неотъемлемой частью современной жизни. Сегодня внешнеполитическая ситуация перестраивает российский рынок на импортозамещение. О том, что будет с отечественным ритейлом, новых требованиях к ИТ и будущем коробочных решений CNews рассказал генеральный директор «Первой Формы» Денис Селезнёв.

Денис Селезнёв«Первая Форма»

CNews: Как защитить инфраструктуру и систему бизнес-решений ритейла от отключений?

Денис Селезнёв: ИТ-инфраструктура — это каналы связи, центры обработки данных и программное обеспечение. Каналы связи у ритейлеров находятся в российском сегменте интернета, тут рисков нет. А вот ЦОДы и ПО могут быть из недружественных стран. Ритейлерам лучше перейти на софт, развернутый в России, чтобы защитить себя. Не вся ИТ-заграница враждебна, но лучше подстраховаться.

Наш ИТ-рынок готов решать задачи розничных компаний. Некоторые зарубежные поставщики ушли из России, но конкуренция по-прежнему высокая. Ритейлеры получили и большой выбор, и классный сервис по рыночной цене.

Денис Селезнёв, «Первая Форма»: Сегодня ритейлерам нужно ПО, которое даст возможность быстро менять процессы, обеспечит отказоустойчивость и бесперебойную работу

CNews: В чем российскому ритейлу уже приходится перестраиваться?

Денис Селезнёв: До 24 февраля компании использовали зарубежные облачные сервисы и не задумывались о потенциальных угрозах безопасности. Кто мог представить, что Slack уничтожит чьи-то рабочие пространства? Такие решения быстро становятся популярными из-за низкого порога входа. Но вот к чему это привело теперь во многих компаниях критически важный функционал работает в том, что в любой момент могут отключить.

ПО должно быть таким, чтобы ритейлер мог настроить его под себя, не тратя миллионы и месяцы

Согласование заказов поставщику в некоторых компаниях происходит через совместное редактирование гугл-документа. Обе стороны вместе правят табличку на 100 тыс. строк удобно, бесплатно и очень рискованно. Такой подход к работе используют повсеместно, и ИТ-отделе могут об этом не знать. Бизнесу нужно прямо сейчас проанализировать используемые решения и перевести уязвимые процессы в подконтрольные среды.

CNews: Как изменились запросы ритейлеров?

Денис Селезнёв: До начала спецоперации к нам чаще всего обращались, чтобы автоматизировать открытие новых точек. Сегодня ритейлерам нужно ПО, которое даст возможность быстро менять процессы, обеспечит отказоустойчивость и бесперебойную работу. Так, с одним из наших клиентов мы занимаемся импортозамещением видеоконференцсвязи. Сервис, который они использовали раньше, больше не доступен в России.

CNews: Какие требования к ИТ-решениям выдвигает ритейл?

Денис Селезнёв: Главное — запрос на ПО, которое можно обслуживать самостоятельно. Вендор-лок, когда доработать ПО может только тот, кто его внедрял, большая проблема для любого заказчика. Компании приходится тратить дополнительные деньги или отказываться от изменений, потому что средства нужны на что-то другое. ПО должно быть таким, чтобы ритейлер мог настроить его под себя, не тратя миллионы и месяцы.

CNews: В чем отечественный софт лучше подходит для российского бизнеса, чем зарубежный?

Денис Селезнёв: Наши продукты гарантируют независимость и оперативность. Когда головная компания OBI из Германии отключила российские магазины от ИТ-системы, это парализовало даже кассы. Но процессы, локально реализованные в «Первой Форме», продолжали обеспечивать работу сети. Уже 15 лет мы используем только частные облака, а серверы либо свои, либо надежных партнеров. Это лучший подход в новых реалиях.

CNews: Какие еще решения для ритейлеров есть у «Первой Формы»?

Денис Селезнёв: Мы предлагаем полный набор ИТ-инструментов, чтобы автоматизировать управление торговым предприятием. От открытия нового магазина и общения с клиентами до управления проектами и документооборотом. В платформу можно интегрировать данные из систем других вендоров и получать полную аналитику.

Денис Селезнёв, «Первая Форма»: Наши продукты гарантируют независимость и оперативность

Кроме того, «Первая форма» помогает эффективно выстраивать HR-процессы. В мобильном приложении сотрудник может проверить рабочий график, открыть больничный, сообщить о проблеме или задать вопрос. Там же публикуются новости компании объявления о новых регламентах или льготных путевках в детский лагерь.

Отдел кадров с помощью «Первой Формы» может быстро спланировать отпуска и при этом соблюсти правила компании. Для одного из клиентов с такой задачей мы установили рекорд за две недели обработали около 3 тыс. отпускных заявок без переавансирования.

Все опции «Первой Формы» доступны как в десктопе, так и в мобильном приложении. Это помогает быстро решать проблемы на местах: дефицит товарных позиций, неубранный торговый зал, плохую выкладку. Эффективность решения уже проверили наши клиенты OBI, «ВкусВилл», «Азбука Вкуса», «Спортмастер» и другие.

CNews: Изменилось ли что-то в подходах к решению ИТ-задач?

Денис Селезнёв: Раньше ритейлеры экспериментировали с новыми форматами кассы без продавцов, работа нейросетей с большими данными. Теперь это ушло на второй план. Из-за непредсказуемого поведения покупателей панического запасания гречкой и закупкой люксовых товаров на последние рубли снизилась значимость результатов машинного обучения. А роботизация стала неактуальной из-за большого количества кадров на рынке.

В будущем значимой будет интеллектуальная собственность на решения для автоматизации бизнес-процессов

CNews: Российские заказчики боятся потерять в удобстве, если перейдут на отечественное ПО. Как их поддержать?

Денис Селезнёв: Если вы когда-то работали в SAP, у вас есть определенное мнение о неудобном софте. Многие люди выдохнули, когда часть сервисов стала им недоступна. Все, что происходит это время возможностей. Наконец-то можно выбрать для работы удобный, красивый и человечный продукт, а не монструозное корпоративное решение. Давайте рассматривать переход на российское ПО именно так.

CNews: Крупные компании всё чаще отказываются от коробочных продуктов. Будут ли они востребованы в будущем?

Денис Селезнёв: Коробочные решения станут частью бизнес-модели ритейлеров. Как говорит Аркадий Морейнис, настоящий актив торгового бизнеса внутренняя технологическая платформа, за счет которой и достигается конкурентоспособность. Значимой будет интеллектуальная собственность на решения для автоматизации бизнес-процессов. Например, чтобы быстро открыть магазин по франшизе. Каждый бизнес будет создавать их под себя.

Кризисы приходят и уходят, а наш успех зависит от способности адаптироваться. У розничной торговли важная роль поддерживать привычный образ жизни людей. В пандемию мы ходили за продуктами и получали сигнал: мир не рухнул. Открытый магазин, чистый торговый зал, товары на полках всё это успокаивает общество в непростое время. И наша задача обеспечить эту работу.

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в розницу 2021
№ 2021 г. Название организации Совокупная выручка от проектов в рознице в 2021 г. (с НДС, ₽тыс.)
1 Softline* 36 570 741
2 Инвента** 17 074 619
3 Эвотор*** 8 876 268
Подробнее