Спецпроекты

BYOD: не споткнуться о человеческий фактор

BYOD: не споткнуться о человеческий фактор

Внедрение систем  корпоративной мобильности несет немалые выгоды для организации, но и сложности тоже присутствуют. Помимо трудностей организационно-технических, существуют проблемы социально-психологического плана, которые, как правило, при проработке проекта внедрения КМС во внимание не принимаются. Проблемы эти могут быть вызваны необходимостью привыкания сотрудников к новой экосистеме и чувством дискомфорта от постоянной «подключенности» сотрудника к рабочему месту.

Обеспечение технической базы для внедрения корпоративной мобильной системы (КМС), безусловно, важное и сложное дело, но в итоге это всего лишь… полдела. При внедрении мобильности важно не загубить хорошее начинание из-за полного неприятия со стороны трудового коллектива. Безусловно, постоянная включенность сотрудников в корпоративные процессы является основной целью «мобилизации», т.е. все в конечном итоге замыкается именно на человеке.

Следовательно, успех кампании по внедрению корпоративной мобильности зависит как от отношения к идее в коллективе в целом, так и от индивидуального принятия новых правил игры каждым членом трудового коллектива с его личным мировоззрением, особенностями поведения и системой ценностей. Неудачу проекта вследствие бойкота со стороны рядовых сотрудников не удастся переложить на интегратора: его компетенция – технически грамотная реализация проекта, а весь груз ответственности за популяризацию идеи среди сотрудников ложится на плечи администрации предприятия.

Если персональные компьютеры, внедренные без малого тридцать лет назад, давно стали привычным рабочим инструментом для офисных операций, то выполнение тех же действий на мобильных устройствах многие пользователи считают неудобным, и это одна из причин недовольства. Но главная проблема состоит в другом. Не секрет, что внедрение КМС, по сути, создает новый класс рабочих мест, сильно отличающихся от привычных.

Далеко не все работники стремятся «мобилизоваться» и выйти за пределы привычного офисного формата; многие скучают по «старой доброй работе в офисе». Переход к корпоративной мобильности с ее идеей постоянной «подключенности» – пример того, как проблема технического плана перетекают в сферу HR. В особенности это касается проведения мобилизации по схеме BYOD, поскольку последняя, без преувеличения, затрагивает всех членов трудового коллектива.


Силовое решение неэффективно


Естественно, топ-менеджмент предприятия может привлечь административный ресурс и в приказном порядке обязать сотрудников пользоваться мобильными сервисами. Однако такой путь является экстенсивным и зачастую приводит лишь к обострению проблем с трудовым коллективом и скрытому саботажу нововведений. Кроме того, согласно современным представлениям об управлении персоналом, руководство организации не должно становиться в оппозицию к сотрудникам. Альтернативой силовому решению является комплекс мер, направленных на популяризацию идей корпоративной мобильности среди работников предприятия на всех уровнях. Задачи «мобилизации» и ожидания от ее внедрения должны быть четко донесены до сотрудников заблаговременно до начала активного внедрения.

Помимо разъяснительных мероприятий, администрацией должны быть предусмотрены меры по стимуляции использования BYOD путем мотивации сотрудников, активно пользующихся мобильными сервисами. В частности, мотивационные меры могут включать в себя оплату работодателем мобильного трафика и покупку контента сотрудникам, применяющим BYOD. Возможно также премирование работников, установивших наибольшее число бизнес-приложений на свой смартфон. Кроме того, эффективной является практика учета действий сотрудника, выполненных с мобильного устройства вне времени нахождения в офисе, и начисление за каждый из них дополнительных бонусов.

Многие внедренцы – практики рекомендуют при внедрении КМС заключать формальный договор между работником и администрацией. «Такое пользовательское соглашение должно определять, как и для чего сотрудник может применять свой смартфон или планшет, какие существуют ограничения и уровни ответственности», – говорит руководитель направления портальных и мобильных решений компании «Крок» Константин Астахов. Иными словами, в этом документе должны быть прописаны сферы ответственности сотрудника и предприятия, перечислены ситуации, в которых сотрудник обязан пользоваться мобильными сервисами, а также изложены бонусные акции за работу с КМС.


Кто заплатит?


С точки зрения бизнеса подход к мобилизации по схеме BYOD позволяет экономить существенные суммы. «Этому есть множество причин, – комментирует руководитель группы консультантов по безопасности компании Check Point Software Technologies Антон Разумов. – Одни организации пока морально не готовы платить за мобильное устройство для своих сотрудников, а другие останавливает отсутствие на российском рынке удобных лизинговых схем, которые есть на Западе». И действительно, при внедрении мобильности по схеме BYOD компании не нужно тратиться на приобретение дорогостоящих устройств, а в случае поломки гаджета его ремонтом будет заниматься сам пользователь, – ведь это его личное устройство.

Однако, с точки зрения сотрудников, при помощи гаджетов которых компания собирается «мобилизоваться», все далеко не так очевидно. Одну из наиболее типичных причин сопротивления внедрению BYOD можно описать как нежелание платить за рабочий инструмент. Его причина состоит в собственническом отношении к принадлежащей сотруднику вещи (смартфону или планшету), которое, впрочем, легко понять и объяснить. «Не стоит загонять сотрудников в жесткие рамки с BYOD, тогда и вопросов «зачем платить за рабочий инструмент» будет меньше», – уверен директор по ИТ-проектам совместного предприятия Ford Motor Company & Sollers Игорь Ковалев.

Кроме того, сотрудники всеми силами противятся установке на личные устройства программ типа MDM (Mobile Device Management), устанавливающих жесткие ограничения на использование гаджета, поскольку мобильное устройство изначально приобреталось самим сотрудником и в первую очередь предназначалось для удовлетворения его личных потребностей. Нередко представители администрации воспринимают такую позицию как проявление мелочности и, не стараясь вступить в переговоры, начинают давить на работника, тем самым загоняя конфликт вглубь.

Следующим небезосновательным опасением сотрудников является возрастание затрат на трафик с мобильного устройства из-за получения корпоративной почты и обращения бизнес-приложений к back-end ресурсам. В идеальном случае, чтобы снять эту проблему, счета работников за мобильную передачу данных должны быть оплачены работодателем.


Предприятия, оплачивающие сотрудникам мобильную связь и интернет
h1.PNGh4.PNG

Источник: J’son & Partners, 2013


Согласно данным опроса, проведенного J’son & Partners, во многих компаниях дело именно так и обстоит – более половины опрошенных работодателей полностью или частично компенсируют своим сотрудникам затраты на сотовую связь и мобильный трафик. При отсутствии такой возможности, по всей видимости, должны быть предусмотрены косвенные варианты компенсации – например, путем внедрения балльной системы.

Баланс рабочего и личного времени


Распространенное опасение противников мобилизации – расширение фактического рабочего времени за пределы формально установленных рамок. Для сотрудников с фиксированным рабочим днем (бухгалтерия и т.п.) это опасение небезосновательно. «Специалисты, проводящие большую часть рабочего времени в офисе, скорее всего, будут недовольны нововведениями, – соглашается директор по ИТ компании «Автолокатор» Дмитрий Кучеров. – Они привыкли работать по четко установленному графику, за рамки которого выходить не желают». Поэтому, если было принято решение внедрять BYOD среди таких сотрудников, необходимо заранее регламентировать порядок их работы с мобильными сервисами и обеспечить наличие мотивационной составляющей для стимулирования использования BYOD. Если же для компании критически необходимо, чтобы те или иные «офисные» сотрудники время от времени находились на связи в нерабочее время, то это скорее проблема организации рабочего времени, а не BYOD.

«Лично мне это не создает проблем, – подчеркивает Игорь Ковалев. – Но я уверен, что есть сотрудники, придерживающиеся другой точки зрения». Что касается разъездных сотрудников с ненормированным рабочим днем, то жалоб такого характера возникать у них не должно. «Для работников творческого труда и «полевых» сотрудников, труд которых связан с реализацией продукции, вопрос работы за рамками установленного графика не составляет беспокойства, – считает Дмитрий Кучеров. – Более того, часто для подобных специальностей (с помощью BYOD) организуется индивидуальный рабочий день». Однако основную массу работников беспокоит потенциальная угроза нарушения баланса между рабочим и личным временем. Поэтому в задачи лиц, разрабатывающих мобильную стратегию, входит разъяснительная работа с персоналом с целью объяснить, что BYOD как раз помогает наладить такой баланс.


Под «колпаком»


Очередной повод неприятия BYOD среди сотрудников – боязнь излишнего контроля над рабочим процессом. Действительно, мобильные технологии сделали возможным детальный контроль работы удаленного сотрудника.

Например, устройство, снабженное RFID – меткой, позволяет контролировать реальное местоположение обходчика на объекте и его продолжительность, удостоверяя руководство, что регламентные работы были произведены в реальности, а не только на бумаге. Мобильное устройство, находящееся в экипаже автомобиля скорой помощи, поможет выявить действительное число вызовов и начало/окончание каждого из них. Одним словом, работать спустя рукава благодаря мобильным технологиям стало сложнее.

Одним из камней преткновения при внедрении КМС (не обязательно построенной по принципу BYOD), является так называемый «синдром короткого поводка». Внедрение мобильной платформы, в особенности с включением в мобильный контур back-end систем, делает прозрачным распределение рабочего времени сотрудника и его местонахождение. Помимо этого, многих работников волнует проблема неприкосновенности личной информации, размещенной на мобильном устройстве. «Компания обязана юридически и технологически гарантировать сотруднику неприкосновенность частной жизни», – говорит управляющий директор компании «Май-Tech» (CIO компании «Май») Александр Балабанов.

Мнимое чувство «нахождения под колпаком» давно и небезуспешно подогревается публикациями в СМИ и художественными произведениями на тему «большого брата». Для преодоления барьеров, связанных с «коротким поводком», необходима как разъяснительная работа, так и внедрение реальных мобильных приложений, исключающих считывание личной информации, и допускающих определение местоположение мобильного устройства лишь в разрешенных законом рамках. «Системы MDM, поставляемые лидерами рынка в этой области, очень строго относятся к вопросам privacy, – комментирует заместитель генерального директора по ИТ ОАО «Аэрофлот» Кирилл Богданов. – Доступа к личным данным эти системы не имеют, а опция отслеживания геолокационных данных в случае BYOD отключается». Также является действенным подписание с «полевыми» сотрудниками вышеупомянутого дополнительного соглашения, регламентирующего правила игры в рамках BYOD и декларирующего сохранение его прав в отношении защиты персональной информации.


Лояльность растет


В то же время, по свидетельствам аналитиков и практиков-внедренцев, немалая часть работников приветствует внедрение корпоративной мобильности. Сюда относится как категория людей технически продвинутых и проявляющих интерес к новым технологиям, так и работники, проводящие много времени в разъездах и получающие сдельную заработную плату.

Если мотивация первых является чисто познавательной, то вторые кровно заинтересованы в средстве удаленного решения как минимум базовых бизнес-задач. Такие сотрудники воспринимают внедрение BYOD как обоюдную выгоду и, как правило, не предъявляют претензий относительно возможного расширения границ рабочего времени. Их рабочий день и без BYOD является ненормированным, а внедрение мобильности, напротив, дает таким работникам возможность достигнуть баланса времени между работой и личной жизнью. Основную массу сотрудников, позитивно относящихся к введению BYOD, составляют молодые люди в возрасте до 30 лет.

Возрастные характеристики пользователей мобильных бизнес-приложений

h3.PNG

Источник: Json & Partners, 2013



Да и ценность работодателя, внедрившего мобильность, растет в глазах работника. Лояльность сотрудников повышается в тех случаях, когда внедрение системы корпоративной мобильности было проведено грамотно, и был обеспечен период врабатывания, после которого большинство сотрудников предприятия стали понимать и принимать преимущества мобильности. «С точки зрения бизнес-процессов, «мобилизация» – это возможность сгладить пики нагрузок, повысить производительность сотрудников, их оперативность в выполнении задач, – считает Константин Астахов. – При этом улучшается социальный климат в компании, появляются новые каналы взаимодействия не только с партнерами и заказчиками, но и с собственными сотрудниками».

Как полагает технический директор «Арбайт Компьютерз» Антон Ступин, внедряя мобильность основных бизнес-процессов, организация приобретает дополнительные рычаги влияния на степень лояльности сотрудников. «Более сбалансированные взаимоотношения работника и работодателя после внедрения BYOD возможны за счет повышения доступности таких организационных мер, как смягчение требований к рабочим часам сотрудника и предоставление мобильных бесплатных услуг», – говорит Антон Ступин.

Введение любой системы корпоративной мобильности – процесс довольно болезненный с точки зрения принятия/отторжения инноваций трудовым коллективом. Работодатель должен сознавать, что человеку в целом свойственно крайне болезненное отношение ко всему, что может быть расценено им как посягательство на частную жизнь. При внедрении BYOD представители администрации предприятия должны проявить недюжинное знание трудовой психологии и переговорные способности. К счастью, BYOD не является каким-либо стандартом или «коробочной» технологией. Это совокупность действий и подходов, грамотно применяя которые, можно и нужно поставить мобильность на службу корпорации, и вместе с тем улучшить баланс работы и личной жизни сотрудников и их лояльность.


Юрий Белов/CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора