Спецпроекты

На страницу обзора
Банкам нужно больше времени, чтобы изменить отношение своих клиентов к биометрии
Трансформация банковского сектора в России идет успешнее, чем в странах Запада. Тем не менее, отечественные финансовые организации сталкиваются со многими сиюминутными и хроническими проблемами. О том, почему «не взлетел» биометрический проект и как остановить утечку персональных данных из российских банков, в интервью CNews рассказал Дмитрий Пудов, заместитель генерального директора по технологиям и развитию группы компаний Angara.

Дмитрий Пудов, Angara

CNews: Расскажите, какие основные ИТ-тренды переживает сейчас глобальный и российский банковские секторы? Какие появились новые технологические векторы?

Дмитрий Пудов: Большие данные, машинное обучение, роботизация процессов — все технологии и ИТ-тренды, которые ассоциируются у нас с цифровой трансформацией, так или иначе востребованы в финансовом секторе. Самая многообещающая, конечно, технология блокчейн. В этом году ряд стран всерьез заговорили о ее применении и даже запустили пилотные проекты. Похоже, она готовится занять достойное место в мире финансов и в нашей с вами повседневной жизни.

В тактическом горизонте доминирует вектор цифровизации, который получил сильную поддержку из-за происходящего в мире. Это может подстегнуть развитие иммерсивных технологий (AR/VR), повышенный спрос на так называемую интеллектуальную автоматизацию, декомпозицию существующих архитектур и движение в сторону новых решений, предусматривающих быструю интеграцию с новыми цифровыми игроками при создании экосистем.

Я бы еще отметил усиление конкуренции со стороны технологических компаний. И это не столько про повсеместно появляющиеся финтех-компании, которые охотно интегрируются с крупными игроками финансового сектора, сколько про внимание к финансовому сектору со стороны технологических гигантов. Apple, Google, AliBaba — все они проявляют интерес к финансовому сектору и уже имеют проекты в этой сфере. Но, похоже, банковский сектор всерьез готов побороться и тоже активно инвестирует в различные технологии, создание платформ, экосистем, чтобы составить им конкуренцию за клиента в цифровом пространстве.

CNews: Многие эксперты считают, что Россия по уровню технологичности банковских услуг занимает лидирующие позиции в мире. В чем именно мы опережаем другие страны?

Дмитрий Пудов: Это действительно так. Причем это подтверждается как независимыми исследованиями (по уровню развития цифрового банкинга ряд международных аналитических компаний относит Россию к странам-лидерам), так и субъективными ощущениями. Даже рассматривая исключительно традиционные банки и их услуги, можно с уверенностью сказать, что уровень их цифровизации достаточно высок по сравнению с конкурентами из Европы и США. Развитость мобильных банковских предложений, объем услуг, доступных через цифровые каналы, — это только верхушка того, в чем преуспел финансовый сектор России. Многие вещи, которые мы воспринимаем как должное, далеко не всегда доступны клиентам европейских банков.

Если посмотреть глубже, то можно отметить движение ряда банков в сторону создания экосистем. И здесь тоже можно отметить успех наших банков, которому могут позавидовать европейские и американские конкуренты, где подобные проекты чаще инициируют технологические компании.

CNews: Какие обстоятельства форсируют модернизацию банков?

Дмитрий Пудов: С одной стороны, финансовый сектор в современной России всегда был высококонкурентным. Это создает благоприятную среду для поиска инноваций и новых подходов, точек роста бизнеса. Сейчас конкуренция усиливается, а к традиционным игрокам добавляются финтех-компании.

С другой стороны, нельзя не отметить внешние обстоятельства, которые подталкивают банки к форсированию своих программ трансформации, переходу на цифровые каналы взаимодействия с клиентами и партнерами.

CNews: Насколько заметное влияние на цифровизацию банков оказывает российское законодательство?

Дмитрий Пудов: Здесь мне проще рассуждать в нашей профессиональной плоскости — информационной безопасности. Я могу сказать, что в ИБ регулятору удается выдерживать баланс между интересами банков, обеспечением безопасности потребителей их услуг и, что немаловажно, слышать профессиональное сообщество. Не всегда инициативы приветствуются всеми сторонами, но вместе с тем, существуют площадки, на которых каждая из сторон может услышать и повлиять на позицию друг друга. Более того, подобное заблаговременное обсуждение инициатив зачастую помогает банкам подготовиться к имплементации новых требований, оценить (а иногда и осуществить) необходимые изменения.

Дмитрий Пудов: Развитость мобильных банковских предложений, объем услуг, доступных через цифровые каналы, — это только верхушка того, в чем преуспел финансовый сектор России

Если смотреть шире, то многие правовые вопросы, связанные с современными технологиями, еще предстоит решить. Например, активное применение алгоритмов машинного обученияискусственного интеллекта в более широком смысле) оставляет вопросы ответственности за принятые решения. Сейчас это создает благоприятную среду для экспериментов и поиска.

CNews: Один из самых обсуждаемых и актуальных вопросов для банков — национальный стандарт по безопасности операций и защите информации, который станет обязательным в 2021 году. Как вы считаете, российские банки уже к нему готовы?

Дмитрий Пудов: Еще раз отдам должное регулятору: представители финансового сектора были вовлечены в разработку этих документов. Большая часть банков уже стартовала необходимые проекты и сделала это заблаговременно. У меня нет сомнений, что формализация требований в части состава мер и методики оценки соответствия поможет отрасли стать более защищенной, упростит диалог с регулятором и в конечном счете повысит устойчивость финансового сектора.

CNews: Год назад это был один из самых часто задаваемых вопросов в банковском обзоре CNews, и ответы были полярные. Теперь на холодную голову: биометрический проект удался?

Дмитрий Пудов: Скорее нет, чем да. Я готов буду поменять свое мнение, когда биометрия получит более широкое распространение на рынке (весной этого года биометрические данные сдали менее 150 тысяч граждан). В первую очередь этому мешает низкое доверие клиентов к технологии. Банки активно работают в этом направлении, и, возможно, требуется время, чтобы изменить это отношение, усовершенствовать клиентский опыт и продемонстрировать преимущество этой технологии для клиентов.

CNews: Как российские банки решают вопрос поддержки ИТ-инфраструктуры — своими силами или с помощью аутсорсеров?

Дмитрий Пудов: Любая крупная организация ищет приемлемый баланс между собственной экспертизой и привлечением специализированных организаций для поддержки ИТ и ИБ-инфраструктуры. Банки — не исключение. Соотношение своих и привлеченных ресурсов — циклично, оно зависит от ряда критериев, среди которых — доступность экспертизы, стоимость услуг на рынке, критичность для банка того или иного ИТ-актива, информационной системы и т.п. Сейчас сервисная модель получает поддержку за счет дефицита на рынке труда, никуда не делись и традиционные преимущества: высокая гибкость, быстрый запуск, зачастую более прогнозируемый результат для потребителя.

CNews: Микросервисы стали за последний год обязательным архитектурным компонентов для банков?

Дмитрий Пудов: И не только для банков. Микросервисная архитектура — ответ на усложняющийся ИТ-ландшафт, скорость нововведений и инновационность. Она предоставляет ряд неоспоримых преимуществ — мультиплатформенность, высокую масштабируемость, повышение стабильности и управляемости. Это не означает, что микросервисы — единственный подход, но вместе с тем, именно такая архитектура позволяет банкам поддерживать высокий темп изменений, который становится обязательным атрибутом успешного бизнеса.

CNews: А SD-WAN — стал обязательным компонентом?

Дмитрий Пудов: SD-WAN быстро распространяется по рынку, предлагая более высокую управляемость, масштабируемость, высокий уровень безопасности, снижение операционных издержек. Технология облегчает и ускоряет масштабирование розничной сети и подключение новых точек взаимодействия с клиентами, что важно для большинства банков. Компании из финансового и других секторов рассматривают эту технологию в качестве приоритетной. Думаю, ее распространение в первую очередь будет привязано к инвестиционным циклам в модернизацию инфраструктуры, потому что не все готовы списать уже осуществленные инвестиции.

CNews: Как вы считаете, банки окончательно стали маркетплейсами? В чем тут сильные и слабые стороны?

Дмитрий Пудов: Банки ищут себя в новой реальности. Движение в сторону монетизации своей аудитории и знаний об ее предпочтениях за счет предложения более широкого спектра продуктов, зачастую не относящихся к финансовой сфере, выглядит крайне логичным. Как я говорил ранее, в похожем направлении развиваются и другие компании из других секторов. Это достаточно увлекательный процесс, который в среднесрочной перспективе покажет сильные и слабые стороны банков и «техов». Сейчас «техи» ближе к клиенту в цифровом пространстве, а у банков, в свою очередь, большая офлайн-аудитория, доступ к портрету клиента (за счет анализа его транзакций). По моему личному мнению, уровень доверия к банкам (особенно у взрослой и наиболее платежеспособной аудитории) выше, чем к ИТ-компаниям. Здесь важно отметить роль информационной безопасности, т.к. именно уровень безопасности сервиса и его провайдера может сильно влиять на пользовательские предпочтения.

CNews: В последнее время появилось множество требований, регламентирующих вопросы ИБ в кредитных организациях. И хотя банки были и остаются самым оснащенным и защищенным сектором экономики, персональные данные из них хлещут во все стороны. Как уже решить эту проблему?

Дмитрий Пудов: Я не могу согласиться с утверждением, что персональные данные хлещут из банков. Просто такие утечки имеют больший общественный резонанс из-за того, что сокращают время злоумышленников на конвертацию этих данных в деньги. Есть несколько отработанных схем, которые активно используются мошенниками. Конечно, эта тема социально чувствительна, и регуляторы по всему миру стараются ужесточать требования в данной области. Вместе с тем проблема приватности и защиты чувствительных данных, похоже, становится одной из самых актуальных для отрасли ИБ. Год от года мы становимся свидетелями грандиозных утечек данных. И пока регуляторам и компаниям не удается похвастаться успехами в этой борьбе. Волшебной пилюли для решения этой проблемы нет. Компаниям финансового сектора придется наращивать инвестиции в информационную безопасность и всерьез заниматься этими вопросами, чтобы гарантировать клиентам необходимый уровень защиты чувствительной информации и не утратить их доверие.