Спецпроекты

Алексей Флоринский, SimbirSoft

Алексей Флоринский, SimbirSoft:

О плюсах и минусах выделенных команд

Использование аутсорсеров в финтехе стало одной из наиболее заметных рыночных тенденций. О том, для каких задач банки и страховщики подключают ИТ-компании, а также о важности своевременного обращения к внешней помощи в интервью CNews рассказал генеральный директор глобальной ИТ-компании SimbirSoft Алексей Флоринский.

CNews: Какие тенденции на рынке подталкивают финтех-компании к развитию собственных команд разработки?

Алексей Флоринский: Российский финтех — банки и страховые компании — стремительно развивается. Ожидания пользователей растут. Банки соревнуются в удобстве ДБО, своих мобильных приложений и онлайн-инструментов. Следуя их примеру, ведущие страховые компании вкладывают много ресурсов в удаленное обслуживание. Лидеры рынка наращивают собственные команды разработки (инхаус), а также обращаются к опыту ИТ-компаний — приглашают выделенные команды.

Мы помогаем нашим партнерам ускорить разработку крупных проектов, обеспечить качественные релизы строго в срок, а также, что немаловажно, оптимальным образом распределить их ресурсы.

CNews: Какие бизнес-риски сопровождают собственную разработку?

Алексей Флоринский: Когда над проектом работает только инхаус-команда, всегда существуют риски. В частности, это риск неправильной оценки — как правило, первоначально задуманные сроки выпуска проекта оказываются слишком оптимистичными. Кроме того, необходима команда сильных специалистов во главе со своим лидером и идейным вдохновителем — в этой роли зачастую выступает тимлид или проектный менеджер.

Бывает, что бизнесу срочно нужны новые маркетинговые функции, но у него нет возможности быстро собрать исполнителей. Выделенная команда в этих условиях — готовая «боевая единица», которую можно подключить на проект в любое время.

CNews: Как выглядят выделенные команды сегодня? Каким образом строится их работа?

Алексей Флоринский: Выделенная команда в идеале включает в себя руководителя (тимлида или проектного менеджера), бэкенд-и фронтенд-разработчиков, специалистов по обеспечению качества (QA). При необходимости их поддерживают другие специалисты, например, аналитики, DevOps, дизайнеры. Управление на макроуровне остается на стороне заказчика, но выделенная команда берет на себя решение конкретной задачи.

CNews: Каков перечень задач, которые могут решать такие команды?

Алексей Флоринский: Как правило, выделенные команды работают над отдельными функциональностями. Иными словами — над такими задачами, которые могут реализовать относительно независимо. Они знают все тонкости своего сегмента и погружены в код, процессы и бизнес-область в целом. Преимущество выделенной команды в том, что она полностью своими силами обеспечивает ценность для бизнеса на всех этапах — от идеи или технического задания до релиза.

CNews: Когда нужно подключать выделенную команду? И когда слишком поздно это делать?

Алексей Флоринский: Каждый финтех-продукт уникален, но зачастую потребность в аутсорсинге связана с соблюдением сроков либо организацией процесса разработки. Например, в первом случае банку нужно выпустить определенную фичу до конца года. Сначала сроки не поджимают, но потом проходит месяц, другой, а проект стоит на месте. Если появляются сомнения в том, что все будет сделано в срок, — это первый тревожный «симптом». Он говорит о том, что собственных ресурсов для реализации проекта, скорее всего, недостаточно.

foto_aleksej_florinskij800.jpg
Алексей Флоринский: Ожидания пользователей от финтех-компаний растут

Второй случай — заказчику нужна помощь в выстраивании процессов. Бывает, что формально у проекта есть руководитель и команда, задачи постепенно выполняются — что может пойти не так? Однако при ближайшем рассмотрении мы видим хаос: нет идей или, допустим, нет движущей силы для развития. В этом случае аутсорсер помогает инхаус-команде открыть «второе дыхание».

Естественно, на самом деле эти ситуации тесно связаны, потому что организационные проблемы на проектах ведут к несоблюдению сроков. Важно помнить, что для подключения внешней команды всегда нужно время. В среднем это около двух недель. Очевидно, что если до дедлайна остается месяц, то подключать команду нужно раньше: в процессе сотрудничества нередко вскрываются дополнительные задачи и «подводные камни». Внешняя команда действительно может ускорить разработку (например, сделать проект за два месяца вместо пяти). Однако в некоторых задачах это невозможно даже при подключении большой команды специалистов. Лучших результатов можно достичь за счет постоянного сотрудничества, продолжительностью от полугода, когда команда непрерывно и в одном и том же составе погружена в проект.

CNews: Каковы бизнес-преимущества использования выделенных команд?

Алексей Флоринский: В первую очередь, выделенная команда обеспечивает заказчику уверенность: релиз выйдет вовремя, специалистов можно будет подключить по мере необходимости, не «раздувая» штат. За счет рыночной конкуренции ИТ-компании хорошо выстраивают процессы и работают на высоком качественном уровне. Благодаря этому проектный менеджер со стороны клиента, который, как правило, отвечает сразу за несколько функциональностей, экономит свое время. Это задает правильный здоровый вектор развития всем, кто работает на проекте.

В числе наших финтех-проектов — «Делобанк», который мы развиваем вместе с SKB_Lab. В 2019 году он поднялся на новую высоту — стал лучшим мобильным банком для малого бизнеса по версии MarksWebb. Эксперты отметили, что банк показал отличную динамику внедрения новых функций в мобильных приложениях для iOS и Android.

В 2019 году мы приняли участие в значимом проекте Росбанка — разработке нового корпоративного сайта. Нам доверили бэкенд- и фронтенд-разработку, управление процессами и обеспечение качества. Нашей целью было предоставить клиентам максимально удобный и эффективный канал взаимодействия с банком и повысить скорость обработки информации.

Российский страховой рынок вслед за банковским рынком идет к цифровизации и новым технологиям. Мобильные приложения для клиентов уже есть у лидеров, таких как Альфастрахование, Ингосстрах, Тинькофф Страхование. Мы в SimbirSoft в 2019 году разработали готовое решение для страховых компаний — мобильный кабинет страхователя. Мы помогаем бизнесу внедрить это решение и, таким образом, в короткие сроки создать цифровой канал взаимодействия с клиентом.

CNews: Как найти хорошую выделенную команду? На что ориентироваться при выборе?

Алексей Флоринский: Это действительно острый вопрос для бизнеса. В рейтингах лучших разработчиков можно найти сотни компаний, но надежнее — ориентироваться на релевантный опыт. Если нужно развивать банковский или страховой продукт, следует искать ИТ-компанию, которая накопила опыт финтех-разработки, готова предоставить выделенную команду и имеет ресурсы для ее расширения в случае необходимости. Важно оценить потенциальных партнеров: их профессиональный уровень, прозрачность процессов, комфорт коммуникаций, умение по-настоящему погрузиться в задачи проекта. Чаще всего крупные компании начинают сотрудничество с отдельных небольших задач, рассчитанных на 2-4 недели. За это время стороны оценивают уровень взаимопонимания и могут принять решение о дальнейшей работе.

CNews: Расскажите об основных тенденциях на рынке решений для финтеха? Какие технологии наиболее востребованы, а какие не оправдали возложенных на них надежд?

Алексей Флоринский: Многие крупные банки нацелены на роботизацию, омниканальность, развитие Open API. В частности, банки и страховые компании активно используют чат-боты для общения со своими клиентами в режиме онлайн. Благодаря большому количеству данных, чат-боты непрерывно развиваются и успешно заменяют операторов кол-центров, агентов по продажам, персональных помощников. Для получения финансовых услуг пользователям уже не нужно идти в банковское отделение или офис страховой компании. Им достаточно открыть окно мобильного приложения или воспользоваться любым привычным мессенджером. Также финтех-компании активно используют Open API, что позволяет им продавать свои продукты через партнерские площадки, сделать проще разработку новых приложений, избежать долгой интеграции с каждым новым партнером.

Что касается технологий, финтех экспериментирует с Data Science, чтобы обрабатывать большие объемы данных для решения своих задач. Среди технологий, не оправдавших надежд, можно отметить блокчейн — некоторые проекты в этой области есть, но их коммерческое применение в финтехе пока ограничено. Чистый Agile также не прижился в банковской отрасли. Чаще банки берут отдельные инструменты и адаптируют их для своих нужд с учетом всех регламентов и внутренних процессов.

CNews: Как будет развиваться финтех дальше, и какие ИТ будут в центре внимания руководителей компаний из этого сегмента?

Алексей Флоринский: Финтех постоянно внедряет новые решения, например, связанные с машинным обучением. Страховые компании по примеру банков берут курс на цифровизацию. Банки прорабатывают бизнес-гипотезы, обращаются со своими идеями к опытным ИТ-разработчикам. Некоторые банки используют готовые решения, но развивать их сложно, долго и дорого. Зачастую бывает так, что коробочное решение технологически устаревает, а на рынке мало квалифицированных специалистов, которые работают на нужном стеке. Опытный аутсорсер помогает банку кастомизировать «коробку» либо разработать нужное решение с нуля с учетом ИТ-архитектуры банка. Мы видим, что банки нацелены на сотрудничество с компаниями, которые обладают хорошей технической экспертизой и могут обеспечить полный цикл, от проектирования продукта до деплоя.

Вернуться на главную страницу обзора