CNews: Предлагаю для начала определиться с терминами. Что вы имеете в виду, когда говорите об ИТ-инфраструктуре 3.0?
Антон Павленко:

За последние пару лет ландшафт ИТ-инфраструктуры поменялся кардинально. Как было раньше? Крупные российские компании подбирали оборудование, как правило, очень дорогое, под конкретные приложения. Такой подход был сверхпопулярен вплоть до 2004-2005 года, пока не стало очевидно — он неэффективен, так как приходится серьезно вкладываться каждый раз, когда бизнес хочет внедрить новую идею. Представьте: каждая система требовала отдельного «железа», не было никакого взаимного использования или переиспользования СХД, вычислительных мощностей.

Тратили не только деньги, но и время: на реализацию требовался год, а порой и несколько. И это только первый шаг, за которым начиналась интеграция, тестирование… В результате, от бизнес-идеи до ее воплощения в жизнь проходила уйма времени.

Антон Павленко

Это поразительно! В нашей стране контейнеры начали использовать не так давно, но уже сейчас 56% крупных компаний применяют их при разработке своих приложений.

CNews: Что же спасло?

Поменялись технологии, например, появилась виртуализация: сначала на уровне СХД, а потом она полностью захватила ИТ-ландшафты. Сейчас сложно представить себе компанию, в которой под конкретные задачи выделены отдельные серверы или хранилища.

Дальше — больше. Оказалось, что среда виртуализации — это далеко не все, что нужно. Все больше компаний сейчас используют контейнеры, то есть следующий уровень абстракции над самой виртуализацией. В 2020 году мы провели исследование проникновения контейнеров в ИТ-ландшафт крупных российских компаний. Это поразительно! В нашей стране контейнеры начали использовать не так давно, но уже сейчас 56% опрошенных крупных компаний применяют их при разработке своих приложений.

Но и технологии — еще не все. Изменился статус ИТ, это больше не сервисная функция. Сейчас, к примеру, банки сами по себе являются ИТ-компаниями. То же самое происходит и в ритейле, и в промышленности. Каналы взаимодействия с заказчиками стали цифровыми, и грань между ИТ и бизнесом стерлась. Поэтому повсеместно создаются кросс-функциональные команды из бизнес-заказчиков, формулирующих бизнес-задачу, аналитиков — они ставят уже конкретную технологическую задачу, и разработчиков, реализующих такую инфраструктуру, которая способна обеспечить быстрый вывод нового функционала в продуктив.

CNews: В чем причина популярности контейнеризации?
Антон Павленко:

Появилось осознание, что быстрое предоставление или изменение продуктового портфеля — это очень важно. Показатель Time-to-Market стал во главе угла, ведь чем быстрее ритейлер или банк запустят акцию, реализуют новый подход к клиенту, тем лучший финансовый результат они получат. В связи с этим поменялся и подход к разработке приложений. Появился модный DevOps, Agile как методология разработки приложений. И те бизнес-потребности, которые возникли только вчера, ИТ может предоставить уже завтра, реализовав их в клиентских приложениях.

Развитие онлайна и общение с клиентами через приложения — это переход в другую реальность. Раньше она не воспринималась всерьез. Еще 3–4 года мы мало представляли, что появятся «магазины без магазинов», что миллионы людей, а не горстка гиков будут заказывать еду онлайн. Потом была дискуссия, нужны ли отделения банков. И многие утверждали, что люди захотят туда приходить, чтобы пообщаться с реальным операционистом. Опыт банка «Тинькофф» выступает наперекор.

Пандемия расставила все точки над «i». Если компания предоставляет удобный канал онлайн-взаимодействия, клиенты охотно идут туда.

Это, собственно, все предпосылки перехода к новым принципам разработки приложений. Она сейчас опирается на контейнеризацию и Kubernetes, а эти технологии требуют иного окружения — и вот она, Инфраструктура 3.0.

Антон Павленко

Time-to-Market стал новой религией в мире бизнеса. Мы переходим к новым принципам разработки приложений, которая сейчас опирается на контейнеризацию и Kubernetes. А эти технологии требуют иного окружения — и вот она, Инфраструктура 3.0.

Антон Павленко

Один наш заказчик построил Software Defined Storage, а мы дорабатывали сеть. Наши инженеры построили лабораторный макет с использованием решения для SDS, чтобы не тренироваться на заказчике, начали тестирование и, мягко говоря, обалдели от результатов. От простого извлечения диска, — а в наше время это норма инфраструктуры, — СХД падала без возможности восстановления. Заказчик тоже был поражен — на днях он собирался выводить в продакшн свое решение.

CNews: Зачем понадобился новый технологический стек? Чего не хватало в старом?
Антон Павленко:

Я бы не стал так однозначно проводить рубеж между «новым» и «старым» в ИТ-инфраструктуре. Многие наработки, созданные компаниями ранее, успешно используются. Просто изменилась архитектура приложений. После того, как из одного большого монолита в отдельный набор приложений выделяются микросервисы, каждое приложение становится независимым. А если оно независимо, то у него появляется и свое хранение данных, свое API… Прежние решения в этом случае неэффективны. Будет ли, например, правильно насоздавать много маленьких баз данных Oracle для каждого микросервиса? Нет, это «съест» много ресурсов. Можно ли под каждый микросервис запускать отдельную виртуальную машину? Не стоит, это настолько неэффективно, что пахнет абсурдом.

Чтобы наладить работу с контейнеризованными приложениями, нужно учесть разные факторы. Мы сформировали определенный фреймворк, который собрал опыт десятков проектов. Это позволяет понять, что важно конкретной компании: базовые вещи вроде оркестратора для контейнеров или более сложные, например, persistent storage. Если речь об онлайн-приложении, то потенциально возрастает число хакерских атак, соответственно, нужно обеспечить защиту. При этом скорость изменений не должна нести новые риски и пробивать новые бреши в периметре безопасности. Все эти компоненты необходимы, чтобы качественно организовать работу современных приложений в контейнерной среде и обеспечить высокий Time-to-Market.

CNews: Путь перехода компании от сформированной ИТ-инфраструктуры к Инфраструктуре 3.0 — как его организовать разумно с точки зрения финансов? Нужно ли отказываться от всего ранее закупленного и построенного?
Антон Павленко:
Антон Павленко
Процесс перехода к инфраструктуре нового времени очень плавный

Процесс перехода к инфраструктуре нового времени очень плавный. Если потребности бизнеса реализует монолитное приложение, и оно всех устраивает, то решение продолжит работать. Но постепенно в компаниях появляется некий новый пул приложений, и под него нужно заново строить инфраструктуру. Но не всегда с нуля. Многие компоненты можно и нужно переиспользовать, интегрировать с существующими решениями. Конечно, в чистом поле строить проще, но мы видим, что для большинства наших заказчиков это неоправдано — требуется слишком больших вложений. Правильнее все-таки смотреть, какие элементы могут послужить снова, где может быть реализована корректная интеграция, какие компоненты можно расширить, чтобы использовать их в том числе для приложений контейнерного типа.

Антон Павленко

Бояться open source поздно, с таким же успехом можно бояться дышать.

CNews: Из каких компонентов состоит Инфраструктура 3.0?
Антон Павленко:

Это контейнеры, облака, ИИ. Но самый первый субтренд — open source. Почти все технологии, которые есть в Инфраструктуре 3.0, пришли из мира интернета. Они создавались с акцентом на онлайн и скорость. Теперь эта парадигма из интернет-бизнеса перекочевала в мир крупных компаний — телеком, банки, ритейл.

При развитии приложений с помощью контейнеров, невозможно полагаться только на свои ресурсы. Поэтому появился тренд перехода в облака. Например, наступает «высокий сезон» — конкретное приложение масштабируется на «черную пятницу» или под какую-то акцию. Как только пик прошел, инфраструктура освобождается под другие задачи. Эту гибкость в предоставлении инфраструктуры под бизнес-задачи и дает облако.

Многие крупные российские компании уже реализовали частное облако, когда под приложение можно быстро заказать ресурсы и потом быстро «схлопнуть» их. Также они используют гибридную модель, при которой среда разработки выносится в публичное облако. Это выгодно. Бизнес не может ждать, когда приедут еще N серверов, чтобы разработать необходимое решение.

CNews: Каким компаниям и из каких отраслей создание Инфраструктуры 3.0 покажется наиболее актуальной задачей?
Антон Павленко:

Тем, для кого ключевым KPI является быстрый вывод функционала в продуктив, понадобится изменить подход к разработке. Такие компании придут к DevOps, к контейнерам и, следовательно, к Инфраструктуре 3.0.

Ритейл и банки находятся на передовой линии перехода к новым трендам. В промышленности это движение не так бросается в глаза, но и там ему найдется место. Например, там, где используется искусственный интеллект и предиктивные модели. Даже госсектор постепенно идет в этом направлении. Например, портал госуслуг — это витрина, которая приводит в действие механизм изменений в нужных информационных системах. Госсектор становится клиентоориентированным, а потому идет в том же направлении, что и банки с ритейлом. Мы видим, что целый спектр ВГИСов начинает если не перерабатываться, то развиваться на базе контейнерных технологий, а значит, требует иной инфраструктуры.

CNews: Хорошо, подход и инфраструктура изменились, а что с сотрудниками? Нужны новые? На рынке труда дефицит кадров
Антон Павленко:

Это больной вопрос. Людей, способных глубоко продумать архитектуру, связи компонентов и прочее, мало и на всех их не хватает. Плюс они весьма дороги. Поэтому мы и создали фреймворки и собрали в них механизмы, используемые нашими заказчиками. Так компании могут обойтись менее редкими и дорогостоящими специалистами, чтобы решить свои бизнес-задачи. Я верю, что в будущем нехватка ресурсов будет преодолена. Со временем пласт инженеров эксплуатации текущей инфраструктуры будет уметь обращаться с контейнерами и Инфраструктурой 3.0. А пустоты на кадровом рынке заполнят новые специалисты, которые разберутся с новыми технологиями.

Мы сами прошли путь от околонулевой экспертизы до приличного опыта. Честно, было страшновато и волнительно осваивать новое. Но мы сделали один проект, второй, десятый. И вот у нас одна из самых сильных компетенций по профилю DevOps для крупного бизнеса и ИТ-инфраструктуры 3.0.

Ключевое — это полученный опыт. Мы прошлись по многим граблям, и в этом нет ничего плохого. В результате мы сделали классные, действенные решения, которые можно тиражировать.

Антон Павленко

Все команды, идущие в тему контейнеризации и Инфраструктуры 3.0., начинали свой путь от одной точки отсчета. Мы вволю побегали по граблям в этой сфере. Зато теперь у нас есть нужные компетенции и опыт реализации классных проектов.