Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Техника

Смартфоны становятся все доступнее для россиян

По оценкам аналитиков, для российского рынка КПК 2004 год был не самым удачным, если не брать во внимание корпоративный сектор. В то же время, на потребительском рынке растут объемы продаж смартфонов, которые постепенно становятся все более доступными для россиян.
Аналитическая группа SmartMarketing объявила итоги исследования российского рынка КПК за 2004 г. По оценкам SmartMarketing, общий объем продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов на российском рынке в 2004 г. составил 179250 штук, рост — 53% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (116780 штук). Рост рынка повлек за собой существенные изменения в рыночных позициях игроков и долях платформ с отчетливым доминированием платформы Symbian OS. В то же время, следует отметить, что в целом по итогам года влияние сегмента Symbian оказалось несколько меньшим, чем предполагалось. Это обусловлено относительно небольшой активностью производителей смартфонов в течение первого полугодия 2004 г. Вследствие возникновения внутренней конкуренции между товарными группами КПК и смартфонов по итогам года рынок не преодолел психологически значимого барьера в 200 тыс. единиц.

«По итогам 2004 г. можно констатировать начало процессов разделения рынков смартфонов/коммуникаторов и классических КПК, — отметил Игнатий Киппельман, ведущий аналитик группы SmartMarketing, — для КПК этот год стал не очень удачным, если отбросить сегмент Symbian OS, то можно констатировать фактическое снижение объемов продаж. В то же время, КПК демонстрируют впечатляющий рост в деловом секторе и в качестве платформы для корпоративных приложений. Смартфоны уверенно растут в области потребительских товаров, на  ближайшие три квартала мы оцениваем эту тенденцию как очень перспективную».

В течение четвертого квартала общий объем продаж КПК, смартфонов и  коммуникаторов на российском рынке составил 66160 штук (141% по сравнению по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, 46810 штук). Рост рынка повлек за собой существенные изменения в рыночных позициях игроков и долях платформ с отчетливым доминированием платформы Symbian OS, которая возросла до 54,1% (с 8,5% в четвертом квартале 2003 г.). А рыночные доли Windows Mobile и Palm OS снизилась, соответственно, до 27,5% (с 49,0% за аналогичный период 2003 г.) и до 18,0% (с 39,3). Доля других платформ составила 0,3% (3,2% в четвертом квартале 2003 г.). В четвертом квартале 2004 г. на рынке устройств Windows Mobile первую тройку по-прежнему возглавляет компания HP с моделью iPAQ (57,7%), за ней идут КПК Fujitsu Siemens Computers (19,2%) и КПК Asustek (11,0%). Негативный тренд в секторе Palm OS, по данным группы SmartMarketing, продолжился. Рыночная доля платформы Palm OS снизилась до 18,0% с 39,3% в четвертом квартале 2003 г.

В связи с отказом компании Sony от производства КПК и исчерпанием складских запасов, в данном сегменте доминирует компания palmOne (97,3%). В секторе Symbian продолжился значимый рост продаж, подкрепленный удачным ценовым позиционированием и активной рекламной кампанией, направленной на существующие модели. Рыночная доля данной платформы возросла до 54,1% с 8,5% на конец 2003 г.

В целом, в течение 2004 г., по оценкам группы SmartMarketing, рыночная доля Windows Mobile снизилась до 31% (с 40% по итогам 2003 г.), доля Palm OS снизилась до 31% (с 52% в 2003 г.), Symbian — выросла до 37% (с 6% за 2003 г.). Доля КПК на основе других платформ составила до 0,5% (с 2% в 2003 г.). Абсолютные объемы продаж возросли во всех сегментах, с ярко выраженным пиком в секторе смартфонов платформы Symbian OS.

По итогам года доля рынка устройств на базе Windows Mobile испытала негативный тренд, приведший к ее относительному снижению с 40% в 2003 г. До 31% в 2004 г. Относительное снижение квартальной динамики (35,2% в первом квартале 2004 г, 41,4%, — во втором, 27,0% — в третьем и 27,5% — в четвертом) вызвано фактором роста рыночной доли Symbian. Однако квартальная динамика роста объемов продаж в абсолютном выражении на протяжении года оставалась положительной.

Следует отметить продолжающийся негативный тренд в секторе Palm OS, при общем увеличении объема продаж в абсолютном выражении. В течение 2004 г. она утратила рыночное преимущество, уступив значительную часть рыночной доли Windows Mobile (падение с 52% в 2003 г. до 31% в 2004 г.). Квартальная динамика роста объемов продаж в абсолютном выражении на протяжении года оставалась положительной, относительная — испытала влияние фактора роста рыночной доли Symbian, что выразилось в значительном снижении рыночной доли относительно других платформ: 44% в первом квартале 2004 г, 30,9% — во втором, 19,8% — в третьем, 18,1 — в четвертом.

Рыночная доля сектора Symbian значительно возросла (с 6% за 2003 г. до 37% в 2004 г.) при этом наблюдалось увеличение продаж в абсолютном выражении. Следует также отметить положительную квартальную динамику развития рынка устройств на платформе Symbian в течение всего 2004 г., с резким всплеском в третьем квартале, обусловленным выпуском ряда моделей смартфонов и началом мощной рекламной кампании данного сегмента (20,3% — в первом квартале 2004 г., 27,0% — во втором, 53,0% — в третьем, 54% — в четвертом).

В целом, в течение 2004 г. на долю КПК пришлось 47,3% рынка, тогда как смартфоны заняли 52,7%. В то же время, предварительные оценки показывают значительный рост рынка корпоративных решений на базе КПК, официальные оценки будут объявлены позже, в анонсе соответствующего исследования группы SmartMarketing, запланированного на конец января 2004 г.

С вопросом о том, отличаются ли данные SmartMarketing оценки объемов продаж КПК, смартфонов и коммуникаторов от прогнозов самих вендоров и реселлеров, CNews обратился к игрокам рынка.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

«В целом картина довольно объективна, — отметила Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью DIXIS. — По нашим данным, смартфоны пока действительно опережают как коммуникаторы, так и КПК по объему продаж. Увеличение объемов продаж смартфонов по сравнению с прошлым годом обусловлено, во-первых, расширением модельного ряда — все больше производителей выпускают смартфоны и расширяют уже существующие линейки. Кроме того, смартфоны становятся доступнее — появляются более дешевые модели, а также дешевеют модели предыдущих рядов».

«Существенно меньшая доля продаж КПК связана с тем, — продолжает г-жа Москалева, — что ими пользуется более узкий сегмент аудитории, нежели телефонами. Тем более в век тотальной конвергенции цифровых устройств можно предположить, что в скором времени мы будем говорить о едином устройстве, не разделяя его функционально на смартфоны, коммуникаторы и КПК».

«КПК мы пока не торгуем, но планируем их также включить в свой ассортимент, — рассказала корреспонденту CNews руководитель отдела по работе со СМИ и связям с общественностью компании «Евросеть» Татьяна Гуляева. — Смартфоны являются более универсальным устройством, сочетающим в себе КПК и телефон, их продажи составляют в общем объеме продаж компании «Евросеть» более 2% процентов. Наибольшим спросом пользуется смартфоны Motorola, Siemens и Sony-Ericsson».

"Что касается КПК Fujitsu Siemens Computers, то в прошлом году продажи в России и СНГ выросли более чем вдвое, — говорит Екатерина Крымова, менеджер по связям с общественностью Fujitsu Siemens Computers. — Действительно, отчетливо заметна тенденция к увеличению использования КПК в бизнес- проектах, в частности, очень интересный проект на базе КПК Pocket LOOX был осуществлен компанией «Сладко», которая использует КПК для поддержки мобильных продаж. Кстати, в прошлом году подобный проект в Украине, с украинским отделением компании Nestle, был признан крупнейшим в Европе. В рамках этого проекта КПК Pocket LOOX от Fujitsu Siemens Computers были оснащены более 600 мобильных торговых точек".

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

«Поскольку четвертый квартал еще не закончен, можно давать только прогнозы, — отметил Андрей Андреев, директор по маркетингу Rover Computers. — Ожидается, что к концу года объем рынка составит 195–200 тыс. устройств. По нашим оценкам, платформа PocketPC продолжает занимать лидирующие позиции на рынке (по данным третьего квартала — 55%). За этот же период на долю Symbian приходится чуть меньше 30% и на долю PalmOS — около 15%. Отчетлива тенденция вытеснения смартфонами и коммуникаторами «обычных» КПК». Г-н Андреев отметил также, что в целом по рынку лидером является компания НР, за ним следует Nokia и Palm. В сегменте PocketPC торговая марка RoverPC занимает третью-четвертую позицию, уверены в компании.

Специалисты SmartMarketing назвали пятерку крупнейших производителей КПК и смартфонов на российском рынке по итогам 2004 г. (перечислены в алфавитном порядке): это Fujitsu Siemens Computers, HP, Nokia, palmOne и SonyEricsson. Среди пяти крупнейших розничных поставщиков КПК и смартфонов на российском рынке по итогам 2004 г. (также в алфавитном порядке) — «Вобис Компьютерс», DIXIS, «Евросеть», PalmShop.ru и RRC.

Исследование рынка КПК было подготовлено в рамках проекта исследовательской группы CNews Analytics, «Ключевые сегменты рынка компьютерного оборудования и периферии», более подробную информацию, включая разбивку по кварталам, можно найти по  адресу //www.cnews.ru/hardware2004/part3/kpk.shtml.