Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Маркет

Облака 1С идут на взлет. Запущен и анти-SaaS сервис

Крупнейший российский разработчик делового ПО фирма «1С» использует несколько бизнес-моделей для предоставления облачных сервисов. Спрос на услуги аренды программного обеспечения быстро растет. Стремясь удовлетворить потребности пользователей, разработчики также вывели на рынок услугу «анти-SaaS».

ASP: не модные, но растущие

Основой успеха «1С» в традиционных продажах ПО стала партнерская модель и в облачном мире фирма пытается идти тем же путем. Предоставлять в аренду собственные программные продукты в компании начали в середине 2010 г., используя старинный подход ASP (Application Service Provider, провайдер приложений), широко применяемый в США. В данном случае базы клиентов хранятся на серверах -франчайзи или в независимых дата-центрах. Пользователям не нужно тратиться на покупку оборудования и лицензий, а единственная статья расходов для них - арендные платежи за сервис.

Чтобы начать работать по данной схеме партнер «1С» должен закупить лицензии на продукты компании на сумму не менее 100 тыс. руб. в розничных ценах и далее выплачивать «1С» роялти от стоимости лицензий в размере 2,5% в квартал (10% в год). Соответствующие договоры уже подписали 210 франчайзи.

Несмотря на отсутствие активной рекламы, доходы от ASP-модели в компании быстро растут. Совокупная выручка партнеров по услугам аренды ПО «1С» в 2012 г. выросла на 96% (85,7 млн руб. против 43,7 млн руб. в 2011 г.) при том что российский рынок SaaS в целом, по данным IDC, увеличился «лишь» на 62%. По итогам 2012 г. программы фирмы по модели аренды используются на 13 800 рабочих местах (рост за год на 78%). По состоянию на май этот показатель увеличился уже до 16 900 АРМов.

Рост среднего ASP-партнера в 2012 г. в арендованных рабочих местах составил +40%, в рублях +65%. При этом доля аренды в общих продажах программного обеспечения по итогам прошлого года хоть и выросла в два раза составляет пока только 1,5%.


Интересно, что для оптимизации собственных расходов модель аренды ПО начинают использовать и крупные холдинги: приобретая решение, одно из юрлиц (инсорсинговая компания) сдает его в аренду внутри холдинга. На сегодня "1С" заключила уже 34 договора «Аренды ПО» с крупными предприятиями, которые используют по этой модели более 5700 лицензий. Условия роялти такие же как и для 1С- франчайзи.

По данной схеме "1С" запускает через собственную сеть и продажи облачных сервисов сторонних разработчиков. Став в 2012 г. сервис-провайдером Microsoft, компания предоставила своим партнерам возможность сдавать в аренду продукты линейки Office 365.

SaaS: 1СFresh и другие

Показав франчайзи, что в облачном мире они не останутся за бортом, год назад "" запустила в коммерческую эксплуатацию собственный сервис 1СFresh.com. Услуга предоставляется по модели SaaS (Software as a Servise, ПО как сервис) и ориентирована на предоставление доступа небольшим предприятиям к системе «1С:Предприятие 8» через веб-браузер. В данном случае неконфигурируемые базы клиентов лежат на серверах самой 1С. Подключение и консультирование, включая первую линию поддержки, проводят партнеры со статусом «: Центр сетевой компетенции».

В компании строят большие планы по расширению функциональности Fresh. Данный продукт также может разворачиваться и как внутренний облачный сервис в корпоративной среде.

Отвечая на вопрос CNews о причинах регистрации сервиса в домене .com, а не .ru, директор "1С" Борис Нуралиев связал это с общей ориентацией ИТ-компаний на эту зону. «Вполне возможно, что этот сервис будет эксплуатироваться экстерриториально. Недавно компания также установила контроль над доменом 1С.com», - добавил он.

Стоит ли пытаться повысить операционную эффективность с помощью цифрового аудита: опыт «Алроса»
Цифровизация

Судя по цифрам дочек холдинга, популярность модели SaaS быстро растет. За два последних года компания приобрела долю в двух лидирующих в России облачных проектах - «МойСклад» (управление торговлей) и «Мегаплан» (инструменты коллективной работы).

По итогам прошлого года выручка сервиса «МойСклад» увеличилась на 153% , к числу пользователей присоединились 2200 новых клиентов, что привело к росту клиентской базы на 140%.

Сервис «Мегаплан» ранее объявлял о планах увеличения выручки в 2012 г. в 6 раз. Год назад предприятие сообщало, что его сервисами пользуются более 12 тыс. компаний. Более свежих данных в компании предоставить не смогли.

Анти-SaaS

UBA: Технологии предиктивной аналитики могут снизить нагрузку на ИБ
Защита данных

«На сегодня «1С: Предприятие» - это не просто одна из многих программ на рынке, а это основное средство автоматизации российских предприятий и учреждений, - говорит Борис Нуралиев. – Чтобы удержать эти позиции нужно сделать так, чтобы пользователю было удобно работать в этой системе. У нас нет задачи продвинуть облака. Есть задача обеспечить все потребности заказчиков. Мы видим, что в первую очередь клиенты ожидают от облачных решений возможности простой удаленной работы. При этом они хотят пользоваться не стандартными, а кастомизированными под себя решениями, боятся отдавать свои данные в чужие руки и, что важно, не хотят менять уже налаженный процесс».

Именно поэтому в июне 2013 г. фирма представила проект «1СЛинк», который позволяет пользователям нажатием одной кнопки в «1С Предприятии» получать через веб-браузер конфиденциальный доступ по шифрованным протоколам к данным на собственном сервере. Оказывая данную услугу компания «1С» не берет на себя хранение данных, а, выделив клиенту адрес «название.link.1c.ru», только предоставляет ему защищенный канал. Сервис также доступен через тонкий клиент.

В данной схеме не требуется внешнего IP-адреса, что делает компьютер пользователя недоступным через интернет и исключает атаки хакеров. При этом удаленный доступ осуществляется только к базам, зарегистрированным в сервисе «Линк».

На практике такой сервис может наладить любой серьезный интегратор, но в этом случае нужно будет потратить время. Удобнее подключиться к готовой услуге, уверены в компании. «1С Линк» находится в статусе пилота до октября 2013 г.

Сравнение двух облачных моделей и сервиса Линк

1С:Аренда 1cFresh.com (Облако) 1С:Линк
Возраст проекта 3 года (36 месяцев) 1.5 года (18 месяцев) 3 месяца
Владелец оборудования/места хранения данных Партнер Клиент
Кто отвечает за сохранность данных Партнер Клиент
Что покупает партнер в 1С - Лицензии 1С Сервис по сдаче 1С в аренду (ИТСааС) Традиционные "коробки"
- Право сдачи в аренду
Что продает партнер 1С в аренду 1С в аренду Традиционные "коробки"
IaaS (серверы)
Начальные затраты партнера Высокие Нужно выделить специалиста 1-й линии поддержки Никакие
От 100тыс. рублей
Кастомизация Высокая, как обычно До марта 2013 не было. Высокая, как обычно
Теперь доступны внешние отчеты и обработки
Аналоги в общественном сознании ASP (часто используется в США) SAAS (Очень модно) Нет широкоизвестного аналога. (Анти-SaaS). Похоже на франчайзинговый сервис
Тип клиентского доступа Web или RDP Web, теперь можно скачать тонкого клиента Сейчас Web. Прорабатывается RDP

Несмотря на рост популярности аренды ПО, перспективы данной модели в использовании полноценных ERP-систем все еще остаются не очевидными. Предоставляя партнерам возможность строить бизнес в облаках, в "1С" не отрицают, что бизнес франчайзи, возможно, будет трансформироваться. «Вместо хорошего офиса партнерам будет важен хороший хостинг, - говорит Борис Нуралиев. - При этом есть вероятность их перехода от региональной специализации к отраслевой. Возможно, станет актуальной модель создания партнерами своих облачных приложений и продажи их через систему 1С».