Спецпроекты

МЭРТ топит технопарки

Бизнес
МЭРТ и Мининформсвязи в очередной раз пытаются достичь согласия по ключевым вопросам, касающимся технопарков: по информации CNews, возможно, затяжной спор между министерствами разрешится в ближайшие дни. До сих пор же создавалось впечатление, что МЭРТ просто не хочет способствовать воплощению программы Мининформсвязи в жизнь, оказывая ей откровенное противодействие. «Дискуссия вокруг ИТ-технопарков между Минэкономразвития и Мининформсвязи продолжается целый год, но по ключевым позициям ситуация не изменилась, — отмечает Сергей Шалманов, аналитик CNews Analytics. — Аргументация Минэкономразвития хороша лишь как пример построения непротиворечивой идеальной модели, но она не решает главной задачи — стимулирования развития ИТ-бизнеса. Все предложения в этой сфере, выдвигаемые экономическим министерством, в лучшем случае, не добавляют проблем ИТ-компаниям». Однако, возможно, ситуация изменится: как стало известно CNews, уже в ближайшие дни может быть найдено компромиссное решение.

Один из шагов по достижению согласия был сделан министерствами на прошлой неделе на совещании у вице-премьера Александра Жукова. Так, по данным газеты «Бизнес», чиновники договорились снять ограничения на фиксированный объем инвестиций, необходимых для создания ИТ-парков. Первоначально Мининформсвязи предлагало выделить на эти цели 11 млрд. руб. из федерального бюджета и еще столько же из бюджетов регионов. В итоге на совещании было решено определять параметры инвестиций в каждый технопарк отдельно.

Напомним, что Закон об ОЭЗ обрел вторую жизнь лишь после ИТ-тура президента России в Бангалор в сопровождении представителей ИТ-бизнеса и Мининформсвязи. Но в дальнейшем вместо закона о технопарках Минэкономразвития «достало из-под сукна» Закон об ОЭЗ трехлетней давности.

«Сначала предполагалось, что вопросы стимулирования ИТ-отрасли и развития ИТ-технопарков найдут свое воплощение в специальной главе про технопарки в законе об ОЭЗ, потом — в поправках в законодательстве о налогах, но Минэкономразвития не согласовывает эти инициативы. Между тем, как в развитых, так и в развивающихся странах стимулирование быстрорастущего инновационного бизнеса за счет создания специальных отраслевых условий — эффективная практика и примеров тому немало: Швейцария, Ирландия, США, Кипр, Индия, Китай и др. Не хочется думать, что Минэкономразвития против развития ИТ-отрасли, но другие объяснения выглядят еще менее оптимистично», — говорит Сергей Шалманов. В МЭРТ уверены, что только смешанные комбинации компаний могут дать синергетический эффект. «Сто одинаковых компаний, которые делают софт, могут не дать такого бурного роста, как сочетание компаний, которые делают софт, и компаний, которые на этом софте разрабатывают новые самолеты или еще что-то»,- отмечает в интервью газете «Бизнес» Андрей Шаронов.

Тем не менее, объявленные в конце ноября проекты, выигравшие конкурс на создание ОЭЗ, имеют четко выраженный отраслевой характер. Технико-внедренческие зоны будут созданы в Зеленограде (микроэлектроника), подмосковной Дубне (центр программирования), Санкт-Петербурге (информационные технологии и аналитическое приборостроение) и Томске (ядерные и нанотехнологии). Промышленно-производственные зоны будут созданы в Липецкой области (российско-итальянский проект по производству бытовых приборов, электротехники и мебели) и Татарстане (производство автокомпонентов и нефтехимической продукции). По словам руководителя Федерального агентства по ОЭЗ Юрия Жданова, ОЭЗ получат 8 млрд. руб. из федерального бюджета и еще столько же от регионов-победителей.

Таким образом, ОЭЗ получились все равно отраслевыми, но из первоначального проекта ИТ-парков в данный список попал только Центр программирования в Дубне и, возможно, в Санкт-Петербурге (если технопарк, создаваемый на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, будет включен в технико-внедренческую ОЭЗ). На сегодняшний день питерскую ОЭЗ предполагается разместить в районе Нойдорф-Стрельна.

Технопарки в Сарове, Новосибирске, Черноголовке в особые экономические зоны не попали, и для получения льготы по ЕСН необходимо либо создание новых ОЭЗ, либо введение налоговой льготы по отраслевому принципу.

Тем не менее, позиция, согласно которой ИТ заслуживает особого, приоритетного внимания, предоставляется аргументированной по трем основным причинам. Во-первых, ИТ не требует больших материальных вложений в закупку дорогого производственного оборудования. Во вторых, в ИТ большая часть производственных затрат (до 70%) приходится на зарплаты сотрудникам, и, следовательно, снижение ЕСН имеет приоритетный характер. Кроме того, как показывает практика, в настоящее время в России реально создать ИТ-компанию мирового уровня. Россияне имеют хорошие шансы попасть в «дорогую» часть производственной цепочки в силу качественной фундаментальной подготовки и «склонности» российских программистов к нетривиальным способам написания алгоритмов.

Кроме того, в последние годы в России происходит существенный рост ИТ-бизнеса (по данным Минсвязи, доля сектора информационно-коммуникационных технологий в ВВП с 2002 по 2005 годы увеличилась с 3 до 6 процентов), и появились зрелые компании, стоящие несколько сотен миллионов долларов и имеющие множество подразделений и филиалов. Закон об ОЭЗ запрещает резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны, что делает зоны неприемлемыми для крупных российских компаний.

Таким образом, задача снижения ЕСН для ИТ требует своего решения, если конечной целью является наличие конкурентоспособных на мировом рынке компаний, имеющих российскую регистрацию и платящих налоги в России.