Спецпроекты

Last.fm закрывает радио в России

Интернет Бизнес Веб-сервисы
Интернет-радио Last.FM прекращает вещание в России и еще девяти странах в том числе и для платных пользователей. Эксперты считают, что в «черный список» попали страны, в которых лицензии не окупаются пользовательскими платежами.

Один из пионеров музыкального вещания в интернете социальный сервис Last.FM сообщил о прекращении работы в России и еще девяти странах.

Как компания сообщает на своем сайте, с 15 января 2013 г. Last.FM продолжит работу с ограниченным числом стран: в США, Великобритании и Германии прослушивание музыки будет по-прежнему бесплатным; в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и Бразилии интернет-радио будет, как и прежде, доступно по платной подписке, в то время как «в остальных странах» предоставление потокового вещания будет прекращено в том числе и для платных подписчиков сервиса.

Известно, что в число стран, где Last.FM до сих пор работал официально, и с которыми он прекратит работать 15 января 2013 г., входят Россия, Испания, Франция, Италия, Япония, Польша, Португалия, Швеция, Турция и Китай.

Платные пользователи из этих стран могут отказаться от подписки либо получить доступ к возможности просмотра сайта Last.FM без рекламы и к другой функциональности, которая появится в перспективе.

Причиной своего демарша Last.FM в опубликованном сообщении называет «лицензионные ограничения» и надеется «расширить аудиторию радио в будущем», когда для этого найдутся «экономически целесообразные способы».

Last.FM к моменту публикации этого материала не ответил на вопросы CNews.

Сервис Last.FM, созданный в 2002 г. не был первым стриминговым музыкальным сервисом, однако, стал одним из первых в Сети порталов, соединивших функциональность соцсети, интернет-радио и рекомендательного сервиса. Отдельной особенностью Last.FM стал «скробблинг» - возможность передачи в сервис информации о музыке, прослушиваемой на плеере или ПК для последующего формирования списка рекомендаций.

Интернет-эксперт Антон Носик полагает, что в список «третьих стран» Last.FM попали те, в которых лицензионные выплаты за музыкальное вещание не окупаются выручкой от платных пользователей.

Антон Носик вспоминает, что в 2007 г. (во времена его работы в ЖЖ, с которым Last.FM имел совместные проекты) число российских пользователей Last.FM исчислялось сотнями тысяч, однако платных подписчиков из них были «какие-то отдельные сотни».

Если говорить об учредителях сервиса, «которые вообще-то в свое время продавали квартиры, чтобы сделать Last.FM», - замечает эксперт, - «то для них хорошим выходом из бизнеса стала его продажа CBS за удивительные $280 млн». Однако, очевидно, сейчас перед новым владельцем возникла задача снизить затраты.

К той же версии склоняется и Techchrunch. Издание замечает, что в заявлении о прекращении вещания Last.FM обошлось без цифр, но признаком курса на сокращение затрат, взятого его руководством, может служить переезд лондонского офиса компании из района Shoreditch в менее престижный Southwark.

Носик полагает, что у Last.FM никогда не было четкой бизнес-стратегии: можно вспомнить, что при запуске Last.FM в 2002 г. функция стримингового вещания была платной, потом сервис эту плату отменил, в 2009 г. снова ввел, а единой бизнес-стратегии за все это время не появилось.

У множества американских и европейских стриминговых сервисов - Pandora, Spotify, Netflix и у других, бизнес-стратегия, существует, но и у них есть проблемы, связанные с лицензионными отчислениями. Так, недавно появлялись сообщения, что и Pandora тоже теряет деньги на лицензиях.

Носик полагает, что официальный уход из России вряд ли скажется на рынке отечественного музыкального потокового вещания: по сравнению с «Вконтакте» и «с тем, чем хочет стать «Яндекс.Музыка»», Last.FM незаметен. С другой стороны, говорит эксперт, Last.FM в России слушают продвинутые интернет-пользователи, которые либо уже сейчас зарегистрированы как подписчики «не из России», либо, если захотят оставаться с сервисом и впредь, зарегистрируются в качестве американских пользователей в ближайшее время.



Стратегия месяца

Кто будет управлять облачной частью бизнеса?

Неудивительно, что популярность гибридной модели стремительно растет.

Взгляд месяца

Цифровизация электросетей реализуется преимущественно на отечественных технологиях

Игорь Маковский

генеральный директор «Россети Центр»