Путину написали программу: Как из российской медицины сделать цифровую
Программа «Цифровая экономика России» предлагает подключить все медицинские учреждения к ШПД, предоставить доступ врачам из любых учреждений к электронным медицинским картам граждан, полностью перейти на электронный документооборот и т.д.План по «Цифровому здравоохранению»
CNews продолжает публикации по проекту программы «Цифровая экономика России», подготовленному Минкомсвязи по поручению Президента России Владимира Путина и описывающему развитию ИТ и связанных областей в период до 2025 г.
Раздел «Цифровое здравоохранение» посвящен обеспечению граждан доступной медицинской помощи по месту требования, соответствующей критериям своевременности, персонализации, превентивности, технологичности и безопасности.
К 2025 г. не менее чем на 30% должна быть повышена производительность и эффективность использования материальных, человеческих, информационных и иных ресурсов при оказания медицинской помощи, а также создана экосистема цифрового здравоохранения посредством трансфера современных технологий в медицинские организации и поддержке отечественных стартапов в этой области.
В 2017 г. должны быть созданы рабочие органы внутри Минздрава, отвечающие за экосистему цифрового здравоохранения. Планируется принятие нормативных актов, обеспечивающих приоритетное использование электронных медицинских документов по сравнению с бумажными документами и переход государственных и частных медицинских учреждений на электронный документооборот.
Также в нормативных актах следует регламентировать защиту прав пациентов и деятельность медицинских и страховых организаций и медицинских работников в рамках экосистемы цифрового здравоохранения. Кроме того, следует определить требования к системе испытаний медицинской техники и комплексов высокотехнологичной медицинской помощи на основе инновационных комплексов обработки данных.
Простимулировать медицинские клиники перейти на цифровые технологии
В планах значится и разработка порядка экспертизы носимых (мобильных) и стационарных измерительных приборов и специализированного ПО для оценки качества и характеристик доверия. В 2018 г. должны быть регламентированы сокращенные (не превышающие три месяца) процедуры испытаний и регистрации медицинского оборудования для проведения дистанционного мониторинга (неинвазивного, низковольтного и использующего малые токи) состояния здоровья пациентов и ПО для обработки информации с такого оборудования.

описывает полную цифровую трансформацию отечественной медицины
Планируется принять меры для стимулирования перехода медицинских организаций и их руководителей на цифровые технологии и электронные документы. В том числе будет сформирована система показателей цифровизации медицинских организаций и подготовлен госзаказ на средства цифровой медицины.
К 2025 г. все медицинские организации должны перейти на электронный документооборот. Все формы медицинских документов, используемых при оказании медицинской помощи, также должны быть электронными. Аналогичным образом все собираемые властями документы в сфере здравоохранения должны быть в виде электронных форм отчетности, получаемых из информационных систем в сфере здравоохранения.
Будет регламентировано лицензирование медицинских организаций для использования технологий цифрового здравоохранения. Также будут определены перечни, условия применения, порядки и стандарты оказания медицинской помощи с применением технологий цифрового здравоохранения, включая многоуровневую систему телемедицинских консультаций и возможность пациента получить второе мнение по выставленному диагнозу.
Цифровые медицинские сервисы должны быть интегрированы с автоматизированными процессами оказания медицинской помощи и системами электронного документооборота. Пилотные проекты в этой сфере пройдут в 2020 г. в том числе будут разработаны и апробированы отечественные имплантируемые и неинвазивные устройства (диагностические и лечебнодиагностические), обеспечивающие сбор и обработку на основе нейронных сетей данных непрерывного мониторинга состояния здоровья пациентов, наблюдаемых в рамках нозологических регистров. К 2025 г. в России будет разработано 200 таких приборов.
К 2025 г. будут разработаны и апробированы цифровые сервисы мониторинга результатов назначения и контроля применения персонализированных лекарственных препаратов в рамках клинической практики. Также будут внедрены дистанционные методы диагностики, мониторинга состояния и лечения пациентов, в том числе роботизированные и механизированные комплексы для выполнения медицинских и профилактических процедур.
Всеобщий доступ к электронным медицинским картам россиян
Для обеспечения граждан преемственностью при оказании медицинской помощи медицинские организации всех форм собственности должны быть подключены к ИЭМК ЕГИСЗ (интегрированная электронная медицинская карта единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения), но при условии согласия пациента на обработку его данных в электронном виде. В 2017 г. будет утвержден соответствующий план-график и разработаны мероприятия по защите информации из данной системы.
К 2018 г все региональные сегменты ЕГИСЗ будут иметь доступ к федеральным сервисам.
ЕГИСЗ, включая доступ к ИЭМК с рабочих мест медицинской организаций любой формы собственности (при условии одобрения этого доступа пациентом), а медицинские исследователи имеют доступ к деперсонифицированным данным. Также должны быть разработаны и тиражированы в региональных сегментах ЕГИСЗ сервисы персонифицированного мониторинга состоянию здоровья пациентов, страдающих хроническими социально значимыми неинфекционными заболеваниями (мониторинг пациентов с ССД, диабетом 1 и 2 типа и т.д).
Показатели и индикаторы | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Разработаны, проведено общественное обсуждения и внесены в Федеральное собрание Российской Федерации законодательные инициативы по изменениям федерального законодательства, обеспечивающие легитимное развитие инфраструктуры цифрового здравоохранения | 100% | |||||||
ФОИВ в сфере здравоохранения внесены изменения в порядки и протоколы оказания медицинской помощи регулирующие использование технологий цифрового здравоохранения при оказании медицинской помощи | 100% | 100% | 100% | |||||
Обеспечено наполнение семантического ядра на основе гармонизированных российских и международных справочников, классификаторов, тезаурусов и онтологий, для совместного использования информационных медицинских ресурсов и стандартизации взаимодействия врачей и пациентов | 50% | 60% | 70% | 80% | 85% | 90% | 95% | 100% |
Создана инфраструктура функционирования цифровых медицинских сервисов | 50% | 60% | 70% | 80% | 85% | 90% | 95% | 100% |
Доля оснащения медицинских организаций информационными системами, подключенными к ЕГИСЗ в части предоставления данных для ИЭМК и предоставляющих цифровые медицинские сервисы по мере их создания | 80% | 90% | 100% | |||||
Доля разработанных и введенных в действие электронных медицинских форм документов от общего числа используемых при оказании медицинской помощи медицинских документов | 30% | 50% | 70% | 80% | 90% | 95% | 95% | 100% |
Доля введенных в действие электронных форм отчетности, получаемых из информационных систем в сфере здравоохранения от общего числа собираемых ОИВ в сфере здравоохранения документов | 20% | 40% | 60% | 70% | 90% | 95% | 95% | 100% |
Доля медицинских организаций, перешедших на электронный медицинский документооборот (формирование и оборот более 95% документов в электронном виде) | 20% | 30% | 40% | 50% | 70% | 90% | 95% | 100% |
Разработан и реализован порядок ускоренного трансфера востребованных медицинских цифровых технологий | 100% | 100% | 100% | |||||
Доля медицинских организаций, использующих СПГПР на рабочих местах врачей | 5% | 10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 70% | 95% |
Доля рабочих мест медицинских работников, подключенных к цифровым медицинским сервисам | 20% | 25% | 30% | 45% | 50% | 60% | 70% | 95% |
Доля новорожденных с ведением молекулярного «омиксного» профиля в рамках ЭМК от общего числа новорожденных | 1% | 3% | 5% | 10% | 15% | 20% | 30% | 50% |
Количество разработанных, произведенных, прошедших процедуры регистрации и внедренных отечественных приборов (датчиков-сенсоров) мониторинга состоянию здоровья пациентов | 15 | 30 | 200? | |||||
Доля комплексов образовательных программ среднего специального, высшего и дополнительного образования медицинских специалистов и административных работников, с учетом цифровой трансформации процессов в сфере здравоохранения и необходимости владения навыками применения современных информационных технологий в их профессиональной деятельности от необходимого количества | 15% | 25% | 50% | 80% | 95% | 100% | 100% | 100% |
Количество бизнес-инкубаторов и акселераторов созданных институтами развития в области цифровой здравоохранения | 1 | 2 | 5 | 8 | 10 | 10 | 10 | 12 |
Количество выполненных пилотных проектов и организованных научно-образовательных и научно-производственных кластеров на базе федеральных государственных бюджетных учреждений Минздрава России (Национальных медицинских центров Минздрава России) | 1 | 3 | 7 | 13 | 20 | 20 | 20 | 22 |
Доля медицинских организаций всех форм собственности, подключенных к региональному сегменту' ЕГИСЗ с использованием шпд | 80% | 85% | 100% | |||||
Доля врачей, имеющих возможность получить доступ к ИЭМК пациента, при условии его разрешения | 30% | 50% | 80% | 90% | 100% | |||
Доля медицинских организаций всех форм собственности имеющих доступ к сервисам персонифицированного мониторинга состояния здоровья пациентов при условии их согласия | 30% | 50% | 80% | 90% | 100% | |||
Доля медицинских работников, использующих единую систему идентификации в рамках экосистемы цифрового здравоохранения | 15% | 30% | 50% | 80% | 100% |
К 2020 г. будет реализовано подключение всех медицинских организаций всех форм собственности к широкополосному доступу в интернет (ШПД). Ранее соответствующее поручение Минкомсвязи было дано Владимиром Путиным. Исполнителем проекта станет «Ростелеком», который в 2017 г. получит из федерального бюджета 5,5 млрд руб.
Подключение медицинских организаций к ШПД обеспечит непрерывный гарантированный доступ во всех автоматизированных рабочих местах медицинских организаций к региональным сегментам ЕГИСЗ, хранящим ЭМК граждан соответствующего субъекта.
К 2025 г. 95% всех фельдшерско-акушерских пунктов в населенных пунктах с числом жителей более 300 человек будут подключении к интернету и оборудованы необходимым телемедицинским оборудованием, также доступ к ШПД будет из 95% рабочих мест медицинских сотрудников.
К 2020 г. медицинские работники медицинских организаций всех форм собственности должны будут иметь доступ к информации ИЭМК пациента независимо от места оказания помощи (при условии согласия самого пациента). Результаты оказания медицинской помощи будут фиксироваться медицинской организацией в ЭМК этой организации и в установленном порядке передаваться в ИЭМК данного пациента.
Поддержка отечественных технологий
Для формирования экосистемы цифровой экономики в 2017 г. будет создана рабочая группа и разработана методология формирования семантического ядра – носителя полных и непротиворечивых знаний о предметной области (глоссариев, классификаторов, тезаурусов, онтологий, моделей, стандартов, схем взаимодействия, в том числе международных – Snomed, LOINC, 1CD-10cm, FHIR и др.). К 2025 г. семантическое ядро будет полностью наполнено для совместного использования информационных медицинских ресурсов и стандартизации взаимодействия врачей и пациентов.
В 2018 г. будет определен состав пилотных прикладных медицинских сервисов и медицинских организаций, участвующих в их апробации и внедрении. Будут уточнены требования к инфраструктуре экосистемы цифрового здравоохранения, в том числе на основе открытых протоколов (OpenAPI). Также будут разработаны сервисы личных кабинетов и мобильных приложений пациентов, интегрированные с Порталом госуслуг.
В 2020 г. будет установлен порядок единой системы идентификации физических лиц – участников информационного взаимодействия в рамках экосистемы цифрового здравоохранения – для персонификации медицинской помощи контроля адресности оказания медицинских услуг. К 2022 г. все места оказания медицинской помощи будут оборудованы необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой (включая мобильные решения) в рамках единой системы идентификацию.
В текущем году будет определен список наиболее востребованных цифровых медицинских технологий для их локализации. В 2018 г. будет реализован порядок ускоренного трансфера данных технологий, а в нормативных актах будет реализован порядок ускоренной регистрации востребованных технологий (за срок не более 18 месяцев).
Цифровой профиль новорожденных
В 2018 г в пилотных регионах будет внедрена технология ведения молекулярного «омиксного» профиля плода на перинатальном этапе и новорожденных, а также отдельных групп пациентов с одновременным использованием алгоритмов анализа полученных данных и искусственного интеллекта. К 2025 г. у половины новорожденных будет такого рода профиль.
В 2018 г. будут созданы бизнес-инкубаторы и акселераторы в сфере цифрового здравоохранения, в рамках которых будет создана система подготовки команд разработчиков и предпринимателей. К 2025 г. их число достигнет 12. Также будет сформирован пул «национальных чемпионов», чьи «прорывные» технологии будут апробированы в 2018-2020 г.г. в ходе пилотных проектов.
Кроме того, планируется запустить систему грантовой поддержки пилотных проектов и организацию научно-образовательных кластеров на базе Национальных медицинских центров. К 2025 г. будет выполнено 22 таких проекта.
Системы поддержки принятия решения врачами
В 2020 г. будет определен состав интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений (ИСПП) на основе анализа массивов первичных электронных медицинских данных и сертифицированных электронных баз знаний по лечению заболеваний, больших данных деперсонифицированной информации, содержащейся в ЭМК/ИЭМК пациентов.
К 2022 г. ИСПП помогут снизить процент врачебных ошибок более чем на 30% от текущего уровня, к 2025 г. данные системы будут использоваться врачами в 95% медицинских организаций.
Внедрение цифровой медицины потребует и изменений в образовательных программ среднего специального, высшего и дополнительного образования в сфере здравоохранения. В 2019 г. данные комплексы образовательных программ, в соответствие с ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), будут согласованы с Минобрнауки и Минздравом, после чего начнется их внедрение. К 2025 г. все комплексы медицинского образования будут переработаны с учетом цифровой трансформации в здравоохранении и необходимости владения ИТ.