Разделы

Интеграция ИТ в госсекторе

Регионам нужна единая информационная система образования «пять в одном»

«Пора перейти от бесконечных интеграций из одной системы в другую к единой информационной системе образования с учетом всей цепочки «детский сад – школа – дополнительное образование – колледж - вуз», а регламент электронной очередности в детский сад должен носить не обязательный, а рекомендательный характер». Об этом заявили участники круглого стола, который был организован компанией «БАРС Груп» в рамках Международного форума «Электронное образование: от настоящего к будущему» в Ижевске.

Круглый стол прошел в АУ УР «Региональный центр информатизации и оценки качества образования». Здесь представители около 20 регионов поделились опытом информатизации регионального образования. Среди них представители ХМАО, Московской, Пензенской, Орловской и Новосибирской области, республик Татарстан, Удмуртия, Коми и Карелия, а также компаний «Кирилл и Мефодий» и МЦФЭР. В формате дискуссии обсуждались существующие проблемы и пути их решения. Модераторами круглого стола были директор АУ УР «Региональный центр информатизации и оценки качества образования» Наталья Медведева и заместитель генерального директора компании «БАРС Груп» Булат Муфтахов.

В ходе дискуссии выяснилось, что есть достаточно универсальные проблемы для всех регионов. Как правило, они связаны с сопротивлением на местах – на уровне самих образовательных учреждений, компетенций педагогов и их готовности к нововведениям. Участники также отметили роль волевых решений региональной власти в успешности реализации проектов информатизации, одним из ярких примеров был назван Татарстан. Кроме того, существуют определенные сложности в создании универсального контента системы, поскольку есть различия и на уровне регионов, и на уровне отдельно взятых образовательных учреждений.

Также обсуждались форматы внедрения информационных систем (ИС) в систему образования. Условно регионы можно разделить на две категории: на тех, кто выбрал поэтапное внедрение через пилотные проекты в отдельных образовательных учреждениях и на тех, кто предпочел, что называется, «кинуться на амбразуру». Первый вариант, как правило, занимает гораздо больше времени, не говоря уже о необходимости ведения «двойной бухгалтерии» - в бумажном и электронном виде, однако позволяет избежать проблем в массовой промышленной эксплуатации.

В частности, в Удмуртии были запущены пилотные проекты «БАРС.Электронная школа» и «БАРС. Электронный колледж» на базе 56 гимназии и торгово-экономического техникума г. Ижевск. Именно здесь прошли мастер-классы для представителей других регионов. Предполагается, что в 2015 г., по окончании «опытной» эксплуатации систем, начнется их массовое внедрение во всех школах и СУЗах республики.

Примером «быстрого» импульсивного проекта является Московская область. Здесь проект был внедрен буквально за две недели, всего за три месяца существования электронной очереди ею воспользовались 19 тыс. жителей. В своем докладе «Практическое пособие «Как записать ребенка в детский сад за считанные минуты» представитель «Центра дошкольного образования МО» Евгений Хорошилов поделился секретом успеха: «Главную роль сыграла, разумеется, «политическая» воля. С точки зрения внедрения есть контактные, есть неконтактные муниципалитеты. С последними велась разъяснительная работа «лицом к лицу» через губернатора и Министерство образования. Если не подключать административный ресурс, люди могут раскачиваться месяцами и даже годами. У нас были очень жесткие сроки и все муниципалитеты работали в одной связке – если плохо срабатывает хотя бы один из них, проект можно считать проваленным. К счастью, этого не произошло. В таких коротких импульсивных проектах есть свой драйв, который напоминает режим овердрайв в автомобиле: в одном месте взлетает, в другом только стартует, и все это должно произойти синхронно. И мы вместе с «БАРС Груп» успешно справились с этой задачей».

«Росатом» разработал ПО для создания «цифровых двойников» территорий
ИТ в госсекторе

Единая информационная система «Зачисление в дошкольные образовательные учреждения» была внедрена в Московской области совместно с компанией «Ростелеком» на программном решении «О7.Образование», основанном на технологиях «БАРС.Образование» с учетом доработок, необходимых для Московской области.

Все участники круглого стола отметили необходимость создания цепочки единой информационной системы: детский сад, школа (включая дополнительное образование), колледж, вуз. Это позволит, с одной стороны, создать некое портфолио каждого ребенка, с другой – более эффективно планировать потребность в детсадах, школах, а в дальнейшем - в рабочих местах.

Большой резонанс вызвала проблема создания регламента электронной очередности в плане интеграции региональных ИС с федеральной. Сегодня это наиболее проблемный вопрос для регионов, поскольку на федеральном уровне пока нет четкого понимания – каким он должен быть. По мнению Натальи Медведевой, такой регламент должен носить не обязательный, а рекомендательный характер, поскольку в каждом регионе свои особенности, а, к примеру, в сельской местности электронная очередь не нужна вовсе.

Для справки: Международный форум «Электронное образование: от настоящего к будущему» прошел 12 – 14 ноября в г. Ижевск – столице Удмуртской республики, которая признана одним из лидеров в информатизации образования. Мероприятие организовали Министерство образования и науки, Министерство информатизации и связи Удмуртии, Региональный центр информатизации и оценки качества образования и Университет Хельсинки. Генеральными партнерами выступили компании «БАРС Груп» и ICL. Целью форума стали обмен лучшим российским и международным опытом реализации образовательных проектов и программ в области информатизации, распространение наиболее успешных практик по использованию информационных технологий в сфере образования. Программа включала в себя пленарные заседания, круглые столы, работу секций, мастер-классы и выставку «Партнерство без границ». Общемировыми трендами в информатизации образования поделились гости форума: Jari Lavonen, директор финской Высшей школы исследований в области научного и математического образования, завкафедрой педагогического образования Университета Хельсинки, профессор физики и химии, и Mike Mariyappa, исполнительный директор компании Thiruman Educare Co-operative Limited, президент Союза преподавателей Сингапура.

Михаил Иванов

Подписаться на новости Короткая ссылка