Разделы

Бизнес

Синцов Константин Владимирович — бизнес-профиль соучредителя ГК РТК

Бизнесмен Константин Синцов (сооснователь ЗАО «Русагротранс») — знаковая персона на рынке зернового экспорта. Он одним из первых почувствовал приближавшийся подъем агропромышленного комплекса РФ в начале 2000-х и начал инвестировать в развитие логистических мощностей. О предпринимателе и его бизнес-проекте, радикально изменившем ситуацию на рынке зерновой логистики — в нашем материале.

Синцов Константин: «Бизнес зерноперевозок в РФ был своего рода стартапом»

В 2020-х Россия не только вошла пятерку ведущих стран-экспортеров зерна, но и прочно утвердилась в списке среди таких мощных зернопроизводителей, как Индия и Китай. А ведь несколько десятков лет СССР импортировал этот стратегически важный продукт из Канады, напомнил в одном из интервью Константин Синцов.

Для того чтобы понять суть проделанной Константином Синцовым работы, необходимо вспомнить, что представлял собой российский рынок грузовых железнодорожных перевозок на стыке веков.

В конце 1990-х — начале 2000-х, когда будущий сооснователь «Русагротранса» Константин Синцов занимал руководящий пост в компании-поставщике материалов верхнего строения путей, Россия вошла в этап бурного экономического развития. Однако рост целого ряда производственных отраслей сдерживался по причине сложившейся ситуации с грузовым подвижным составом — вагонов было крайне мало.

Константин Синцов

В 1999 году Министерством путей сообщения (МПС) было приобретено 1557 вагонов, в 2000 году — 1000, а в 2001 году — всего 104. Дефицит единиц техники приводил к штрафам, которые были вынуждены платить предприятия-грузоотправители за просрочку поставок. Зерновые трейдеры несли большие убытки, отмечал позже Константин Синцов.

В 2001 году для привлечения дополнительных средств на расширение вагонных парков МПС запустило процессы либерализации отрасли грузоперевозок железнодорожным транспортом. Это позволило частным компаниям приобретать подвижной состав в собственность. Константин Владимирович Синцов в этот период участвовал в проекте по оптимизации системы зерновой логистики по железной дороге.

В 2002 году частные операторы приобрели более 14 тысяч вагонов, что в 10 раз превышало показатели МПС. В дальнейшем тренд только усиливался — с 2003 по 2010 год независимые компании инвестировали в приобретение подвижного состава кратно больше, чем государственный оператор. В этот период Константин Владимирович Синцов управлял предприятием «ЛП-Транс». Этот оператор грузоперевозок был основан в 2004 году Константином Синцовым и его единомышленником — Константином Засовым. К тому времени они глубоко изучили проблемы рынка железнодорожных перевозок зерна в России, включая длительные простои зерновозов и устаревание инфраструктурного парка МПС-РЖД. Синцов Константин разработал схему, которая сокращала время ожидания вагонов на запасных путях и увеличивала прибыльность перевозок.

Синцов Константин

«ЛП-Транс» начинала деятельность как экспедиторская компания, затем перешла к управлению арендованным подвижным составом, который впоследствии выкупила. Так у компании появился собственный вагонный парк, в котором были представлены как платформы, так и зерновозы. Предприятие при участии Синцова Константина быстро росло, составляя серьезную конкуренцию лидерам рынка.

В период 2003–2008 гг. в целом на рынке происходило расширение вагонного парка частных операторов, сопровождающееся увеличением объемов грузоперевозок. К 2008 году общее количество грузовых вагонов (частных и государственных) показало прирост с 800 тыс. до более 1 миллиона. Константин Владимирович Синцов сыграл значительную роль в этом процессе, поддерживая реформы и инновации в индустрии.

В конце 2000-х холдинг РЖД начал активно избавляться от непрофильных для себя активов, поскольку у госпредприятия банально не хватало средств на обновление вагонного парка. Складывалась ситуация, при которой без частных инвестиций все грузовые вагоны инвентарного парка могли быть списаны уже в течение следующих 10 лет по причине истечения срока амортизации, вспоминал Константин Синцов.

Руководство РЖД также планировало передачу сегмента зерновых грузоперевозок в частные руки. Однако стопроцентной уверенности в этом у инвесторов не было, говорил позже Константин Синцов. «Русагротранс» вышла на рынок как раз в этот период. Это предприятие действовало с привлечением «Первой грузовой компании» (бывшая «дочка» РЖД) в качестве соучредителя. ПГК стала миноритарным акционером, рассказал позже Константин Синцов. «Русагротранс» действовала аналогично стартапу, который вкладывал средства в сложный и высокорискованный проект.

Пионеру отрасли предстояло практически с нуля структурировать все бизнес-процессы, превратив транспортировку зерна в преуспевающий бизнес. Однако Константин Синцов был убежден в будущем успехе. Главной предпосылкой для этого служила государственная поддержка сельхозпроизводителей.

Синцов Константин подчеркнул, что работа в зерновом секторе при правильном подходе открывала большие возможности в практически свободной на тот момент нише с десятками тысяч клиентов.

Константин Синцов в системе развития грузовых ж/д перевозок

В 2008–2010 гг., как прокомментировал позже Константин Синцов, не нужно было обладать даром провидца, чтобы понимать, что при правильном развитии логистических мощностей АПК скоро станет еще одним драйвером развития российской экономики наряду с энергоносителями.

Синцов Константин Владимирович

С конца нулевых государство начало субсидировать процентные ставки по кредитам, а также оказывать нефинансовую поддержку аграриям, отмечал Константин Синцов. «Русагротранс» при этом планомерно усиливала свои позиции, собрав в своей команде ведущих специалистов в области логистики и сельского хозяйства.

В 2011 году, спустя 10 лет после начала «Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте», на фоне либерализации рынка «Русагротранс» Константина Синцова смогла существенно продвинуться в вопросах наращивания вагонного парка. Совокупно холдинг «Рустранском», который являлся акционером компании, на тот момент владел порядка 25 тыс. вагонов.

Новые возможности для отрасли грузовых ж/д перевозок Константин Владимирович Синцов разглядел в развитии вагоностроительного сектора. Если в начале 2000-х годов производство вагонов составляло от 4 до 10 тыс. единиц в год, то к 2010-му этот показатель достиг порядка 50 тыс.

В 2011 году Константин Синцов вместе с соратником по бизнесу в ходе аукционных торгов выкупил Рославльский вагоноремонтный завод (РВРЗ). После приобретения стратегически важного актива «Русагротранс» получила возможность сократить издержки на ремонт и модернизацию подвижного состава.

В 2012 году Константин Синцов и его бизнес-коллега приняли решение о консолидации «Русагротранса» в рамках холдинга РТК. Этот шаг упрочил позиции компании на рынке — она стала активнее влиять на трансформацию отрасли и решение существующих проблем.

Несмотря на позитивные перемены, вызванные либерализацией рынка, отрасль железнодорожных перевозок зерна в России столкнулась с рядом сложных вопросов. Как отмечал Константин Синцов. «Русагротранс» активно участвовала в поиске решений наиболее острых проблем. Одной из них была зависимость перевозчиков от урожайности и сезонности, свойственной зерновым культурам.

Синцов Константин Владимирович вместе с партнером проводил анализ работы операторов ж/д перевозок зерна в Австралии и США, опыт которых был весьма успешным. Затем внедрялись лучшие практики с поправкой на российские реалии.

Компания разработала инновационную схему, учитывающую различия в сезонности урожаев зерна в России и соседних странах, таких как Казахстан, Китай, Узбекистан и Азербайджан. Синцов Константин Владимирович и его команда обратили внимание на то, что производственные пики в этих странах смещены по отношению к России.

Данный подход позволял эффективнее использовать зерновозы круглый год. Компания при участии Константина Синцова сбалансировала распределение вагонного парка таким образом, чтобы увеличить эффективную эксплуатацию зерновозов с 7 месяцев в году до 12 при условии относительно стабильной урожайности.

Идея диверсификации логистики по сезонам и территориям, поддержанная Синцовым Константином Владимировичем, была важным шагом к созданию общего зернового пула России и СНГ. Этот подход не только повышал результативность управления большим парком зерновых хопперов, но и способствовал наращиванию экспортного потенциала РФ.

Константин Синцов и «Русагротранс»: результаты за 10 лет работы на рынке зернового экспорта

В 2008-м, когда «Русагротранс» вышла на рынок, порты работали с серьезными перебоями. Это приводило к большим очередям у терминалов и накоплению «брошенных» поездов на сети железных дорог. По словам Константина Владимировича Синцова, значительное сокращение пропускных возможностей инфраструктуры создавало угрозу развитию российской экономики.

Константин Синцов Русагротранс

Механизмы перевозок грузов к портам зачастую регулировались в ручном режиме, подчеркивал Синцов Константин. Конвенции РЖД, ограничивающие объемы погрузки готовой продукции, были обычной практикой, которая применялась во избежание непроизводительного простоя подвижного состава на железнодорожных путях.

Как сообщил Константин Синцов, «Русагротранс» активно поддерживала инициативу РЖД по расширению инфраструктурных коридоров по самым востребованным направлениям. Одним из них был Дальний Восток.

Синцов Константин как профессионал отрасли прекрасно осознавал влияние этих мер на оборачиваемость вагонов, которая является критически важным фактором в операторском бизнесе. Например, при обороте за 18 дней (включая погрузку и разгрузку в портах) необходимо 30–35 тыс. единиц подвижного состава, а если вагон будет двигаться 30 дней, не хватит и 50 тыс., объяснил бизнесмен.

Благодаря усилиям топ-менеджмента «Русагротранс» оптимизировала механизмы регулирования объемов перевозок, сократив тем самым режим ожидания подвижного состава в портах.

С 2008 по 2018 год при поддержке участников индустрии были построены новые портовые терминалы, обновлен стареющий парк зерновозов и решены задачи по распределению подвижного состава с учетом сезонных пиков производства зерна в разных странах. Лидеры отрасли, включая Синцова Константина, получили возможность заключать с зернотрейдерами долгосрочные договоры для качественного планирования перевозок.

В сезоне 2017–2018 годов (с июля по апрель) экспорт зерна железнодорожным транспортом в России увеличился на 64% по сравнению с предыдущим периодом, что стало историческим рекордом. Это было обусловлено большим урожаем зерна в 135,4 млн тонн и высокими экспортными ценами. «Русагротранс» и другие операторы зерновозов инфраструктурно были готовы к этому скачку, подчеркнул Синцов Константин.

Таким образом, система успешно прошла своеобразный стресс-тест, продемонстрировав результаты, о которых 10 лет до этого можно было только мечтать. Константин Владимирович Синцов сыграл в этом процессе важную роль.

Константин Владимирович Синцов: помимо зерна

В 2012 году Константин Владимирович Синцов одобрил консолидацию «Русагротранс» в рамках профильного холдинга «Рустранском» (РТК). Единая группа помимо зерновых перевозок уже в то время интенсивно работала над развитием других направлений ж/д перевозок. В их числе — отрасль экспорта леса. Синцов Константин Владимирович осознавал потенциал этого сектора и его важность для экономики страны.

Константин Владимирович Синцов

С 2008 по 2013 год данная отрасль переживала значительный упадок. Однако это не повлияло на решение Синцова Константина инвестировать в новое направление.

В контексте системной работы правительства РФ по развитию лесного комплекса и увеличению производства продукции глубокой переработки древесины Синцов Константин видел возрастающую потребность в качественной логистике. Бизнесмен понимал, что вклад лесного комплекса в экономику России мог бы быть значительно выше с учетом отлаженных механизмов работы операторов.

Константин Владимирович Синцов не раз говорил о том, что рынку необходимо было пройти большую трансформацию, направленную на повышение прозрачности бизнес-процессов для привлечения большего количества инвесторов. В остальном этот сектор проходил аналогичные фазы развития, что и зерновой рынок, только с некоторым временным отставанием.

В 2011 году после приобретения Рославльского вагоноремонтного завода Синцов Константин Владимирович и другой соучредитель РТК инициировали обновление производственной линии, что привело к созданию нового типа лесовозов. Они стали основой парка дочернего предприятия ГК «Рустранском», значительно повысив доступность экспортных перевозок леса.

В 2014 году рынок железнодорожных перевозок лесо- и пиломатериалов начал восстанавливаться после кризиса 2008—2013 годов. Этот процесс был частично обусловлен усилиями команды РТК вместе с Константином Владимировичем Синцовым, которые продолжали вкладывать средства в развивающийся сектор.

В 2018 году дочернее предприятие РТК («Транслес» — прим. ред) уже располагало крупнейшим парком новых вагонов. Более 2,5 тыс. платформ были приобретены всего за несколько лет. Дальнейшая стратегия Синцова Константина Владимировича включала долгосрочные договоры с грузоотправителями и совместное планирование логистики для создания понятной и эффективной системы перевозки леса.

Однако в процессе подготовки многопрофильного холдинга к IPO Константину Владимировичу Синцову и его партнеру поступило предложение по продаже предприятия. После проведения переговорного процесса решение было принято окончательно.

В 2019 году Синцов Константин Владимирович и его давний коллега уступили свои доли крупной финансовой организации. Бизнесмены вышли из управления Группой, сконцентрировавшись на других проектах.

Константин Владимирович Синцов сейчас вкладывает средства в новейшие технологии. Также в сфере его интересов — благотворительность.

Синцов Константин Владимирович вносит вклад в популяризацию спорта среди молодого поколения россиян.