Разделы

Интеграция Бизнес-приложения

Счастье интернет-бронирования не торопится в Россию

Услуги продажи туристических услуг и авиабилетов через интернет, ставшие повседневностью во многих странах, медленно приживаются в России. Даже редкие пионеры среди отечественных туристических агентств пока ограничиваются предоставлением онлайн-услуг бронирования билетов и гостиниц. Только одна авиакомпания запустила полноценный сервис по продаже авиабилетов через Сеть. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор ситуации на рынке, подготовленный CNews Analytics.

Несмотря на то, что электронная торговля в США и Европе развита в значительно большей степени, чем в России, словосочетание интернет-магазин уже прочно вошло в обиход российского потребителя.

Рынок электронной коммерции в Рунете растет стремительными темпами. Тем не менее, такой сегмент B2C, как продажа туристических услуг через интернет, у нас практически отсутствует. В экономически развитых странах в 2004 г. продажа туруслуг составляла почти половину всего рынка B2C и являлась одним из наиболее динамически развивающихся направлений бизнеса в Сети.

Опросы в США показали, что более половины американцев считают, что уровень сервиса интернет-агентств выше, чем у традиционных, и последним все сложнее конкурировать с онлайновыми порталами, подобными Expedia, Orbitz или Opodo. По данным Jupiter Research, к 2009 г. в США онлайновые агентства займут 33% всего туристического рынка, а объем продаж составит $91 млрд.

В интернет-агентстве посетитель может покупать туры, авиабилеты на любые направления, железнодорожные билеты, круизы, бронировать отели или автомобили. Кроме того, при покупке тура можно выбрать огромное количество дополнительных услуг, таких, как экскурсии, дайвинг или экстремальные развлечения. Все это можно оплатить сразу же кредитной картой, не вставая из-за компьютера. Ничего этого в России пока нет. На сегодняшний день единственным сервисом, который предоставляют некоторые отечественные туроператоры, является онлайновое бронирование авиабилетов и гостиниц. В Рунете представлено всего несколько сайтов, позволяющих купить авиабилет, оплатив его кредитной картой через интернет, однако схема оплаты отличается от общепринятой.

Динамика роста продаж туруслуг в США через интернет, $ млрд.

Источник: Jupiter Research

Системы бронирования

Бронирование и покупку можно произвести либо непосредственно на сайте авиакомпании или отеля, либо на сайте туристического агентства. Клиент не подозревает, что, несмотря на географическое положение авиакомпании, отеля или агентства, в большинстве случаев физически бронирование произойдет в Атланте, Оклахоме, Денвере или Эрдинге. Именно там расположены информационно-вычислительные центры крупнейших компаний, обслуживающих инвенторные системы ведущих авиаперевозчиков мира. В этих центрах производится обработка практически всех запросов бронирования и покупки, осуществляющихся по всему миру через глобальные дистрибутивные системы (ГДС).

ГДС аккумулируют в себе информацию от поставщиков туристических услуг и предоставляют доступ к ней потребителям этих ресурсов. Мировой рынок поделен между четырьмя основными игроками: Amadeus, Galileo, WorldSpan, Sabre. Amadeus имеет европейские корни, занимая 54,9% европейского рынка ГДС и 28,8% мирового. Только за 2004 г. в вычислительном центре в Эрдинге было обработано 454 млн. бронирований. Другие ГДС имеют американское происхождение, а наиболее распространенной системой бронирования в США является Sabre.

Принцип работы глобально-дистрибутивных систем

До недавнего времени на российском рынке были представлены две ведущие ГДС – Amadeus и Galileo. Amadeus работает в России с 1994 г., и его доля в общем объеме бронирований ГДС составила в 2004 г. около 80%. Через систему Galileo, представленную в России с 1999 г., в прошедшем году было осуществлено около 20% бронирований. Однако, в результате перехода «Аэрофлота» на систему Sabre, будет происходить передел рынка.

Зачем и как «Росгосстрах» внедряет ИИ?
Внедрения

Бронирование в Рунете

Сегодня на сайте любой крупной иностранной авиакомпании можно купить авиабилет, оплатив его кредитной картой. Надо отметить, что, в отличие от России, в США или Европе такое понятие, как бронирование, практически отсутствует. Сайты туристических агентств также позволяют купить авиабилеты или забронировать гостиницу при помощи кредитной карты. По словам представителя турагентства «РусAэро», эти сервисы настолько распространены, что довольно большая прослойка людей просто не представляет себе покупку авиабилетов или бронирование гостиниц, кроме как через интернет.

Первой в СНГ продажу авиабилетов через собственный сайт начала украинская авиакомпания «АэроСвит». В настоящее время по некоторым международным направлениям объем онлайн-продаж превышает 20%.

На сегодняшний день в нашей стране только авиакомпания «Сибирь» реализует билеты через свой сайт. Покупка билета происходит по «западной» схеме, когда бронирование и оплата осуществляются одновременно, без предварительного общения с оператором. Подобная услуга должна появиться уже в этом году у «Трансаэро», а в 2006 г. продажу авиабилетов через свой сайт собирается запустить «Аэрофлот».

Open RAN и другие тренды: чудес экономии можно не ждать
Телеком

В России нет сайтов, позволяющих купить тур в онлайне, сформировав маршрут полета, выбрав отель, еду, экскурсии и прочие развлечения. Туристические агентства используют свои сайты как источник информации, где приведены готовые туры, цены на билеты и пр. Пользователь может только заполнить заявку, указав страну, отель, авиакомпанию и другие параметры тура, после чего будет происходить общение с оператором по телефону.

Несколько иначе обстоит дело с бронированием авиабилетов и гостиниц. Здесь уровень услуг, предоставляемых некоторыми отечественными сайтами, очень близок к западным аналогам, если не учитывать процесс онлайн-оплаты.

Надо отметить, что многие российские сайты, предоставляющие услуги бронирования, позволяют лишь узнать расписание рейсов и примерные цены. Затем необходимо отправить заявку и свои данные, а реальное бронирование происходит при разговоре с оператором с последующей оплатой в офисе или курьеру. Примером такого сайта, когда пользователь видит только «срез» ГДС, является bilet.ru.

К сайтам, позволяющим производить бронирование, но не предусматривающим оплату онлайн, можно отнести devisu.ru, система бронирования которого внедрена компанией Galileo на основе собственного решения, и matisse.ru (собственная разработка на основе решения Galileo).

Наиболее известными ресурсами, позволяющими произвести самостоятельное бронирование и «почти» самостоятельную оплату онлайн являются avantix.ru, poezdka.ru, pososhok.ru, e-ticket.ru. Пользователь видит реальные цены, наличие мест и расписание вылетов. После того как пользователь забронировал подходящий вариант, оператор перезванивает для уточнения наиболее удобного способа оплаты и доставки.

На сайтах avantix.ru, pososhok.ru и poezdka.ru онлайн-оплата происходит по следующей схеме: заполняется авторизационная форма (SOF) и отправляется по факсу с копией карты и подписью. Согласно такому документу, деньги переводятся на счет агентства, затем курьер доставляет билет, который после сверки подписи отдает заказчику. Poezdka.ru позволяет еще один способ оплаты, когда номер карты по защищенным каналам передается в ГДС, затем курьер привозит слип авиаперевозчика, на котором покупатель ставит подпись, и получает билет. На сайте e-ticket.ru в настоящий момент готовится к запуску система электронных платежей Assist, которая позволит производить оплату по стандартной схеме через процессинговый центр Assist .

Подписаться на новости Короткая ссылка