Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Счастье интернет-бронирования не торопится в Россию

Услуги продажи туристических услуг и авиабилетов через интернет, ставшие повседневностью во многих странах, медленно приживаются в России. Даже редкие пионеры среди отечественных туристических агентств пока ограничиваются предоставлением онлайн-услуг бронирования билетов и гостиниц. Только одна авиакомпания запустила полноценный сервис по продаже авиабилетов через Сеть. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию краткий обзор ситуации на рынке, подготовленный CNews Analytics.

Как происходит бронирование

Существуют несколько способов организации систем бронирования через интернет. В первом случае агентство приобретает у компаний-разработчиков ГДС только право доступа к базе данных ГДС и затем разрабатывает собственные инструменты бронирования. Вторым способом являются готовые web-решения, предлагаемые этими компаниями, которые затем встраиваются в сайт турагентства. Однако, наиболее совершенным вариантом организации услуг бронирования, который является одновременно и самым дорогостоящим, является решение на основе продуктов API (прикладной программный интерфейс). API представляют собой фактически набор библиотек для самостоятельной разработки собственных туристических продуктов. В частности, наиболее известный сайт, предоставляющий услуги бронирования и продажи билетов avantix.ru, использует продукт API Amadeus, а бронирование на сайте pososhok.ru построено на основе продукта API Galileo.

Также возможен вариант, когда бронирование осуществляется не через ГДС. Например, так построен сайт e-ticket.ru агентства «РусАэро», на котором бронирование производится через инвенторную систему Gabriel.

Сайты, позволяющие забронировать и купить авиабилет онлайн

Сайт Агентство Оплата онлайн Услуги ГДС Разработчик
Avantix.ru Тревел Сити По факсовой форме (SOF) Авиабилеты, гостиницы, автомобили Amadeus   Asiana (чехия) Morqua  
Poezdka.ru Russian Business Travel Онлайн; По факсовой форме (SOF) Авиабилеты, гостиницы, автомобили Galileo КликПоинт
Pososhok.ru Инфинити Травел По факсовой форме (SOF) Авиабилеты Galileo Gridnine
e-ticket.ru РусАэро Система электронных платежей Assist Авиабилеты Gabriel (инвенторная система) РусАэро

Все перечисленные сайты имеют в своей основе ту или иную ГДС и предоставляют в большинстве случаев практически одинаковый выбор рейсов. Однако, в силу того, что в разных странах различные ГДС имеют разную долю рынка, наблюдается некоторое различие в представленных в системе авиакомпаниях, т.к. последние стараются сотрудничать в первую очередь с той ГДС, которая получила в данной стране наибольшее распространение. Надо отметить, что это касается только небольших авиаперевозчиков, например региональных, поскольку информация о рейсах всех крупных авиакомпаний есть в каждой из ГДС.

Например, в России можно бронировать через интернет билеты на рейсы практически всех ведущих авиакомпаний мира. Однако невозможно забронировать самостоятельно билет на рейс Москва-Воронеж. Дело в том, что большинство отечественных авиаперевозчиков держат свои базы данных в инвенторных системах «Сирена 2000» или «Сирена 2.3», а вся «онлайновая информация» берется обычно из ГДС Amadeus или Galileo.

Сами агентства говорят, что в настоящее время большинство бронирований через интернет в России происходит на международные рейсы. Если же необходим билет на внутреннее направление, то часто приходится общаться с оператором или ехать в авиакассы или офис турагентства.

Онлайн vs оффлайн

Несмотря на преимущества покупки билета через интернет, у данного сервиса есть свои недостатки. В первую очередь они связаны со сложными маршрутами перелетов, поскольку большинство сайтов позволяют забронировать билеты на одно- или двухколенные перелеты. В случае сложного маршрута, например Москва-Лондон-Вашингтон-Нью-Йорк-Чикаго-Москва, большинство сайтов не позволяют самостоятельно приобрести билеты. В этом случае приходится общаться с оператором. Исключением является poezdka.ru. На этом ресурсе пользователь может составить свой сложный маршрут, ввести мильные карты, дающие скидки и бонусы при бронировании и даже выбрать еду на рейсе. Кроме того, после бронирования маршрута на poezdka.ru пользователю предлагается забронировать гостиницы в местах назначения, а также взять напрокат автомобиль, таким образом, можно сформировать практически полноценный тур.

Еще одним недостатком, о котором уже говорились, является невозможность бронирования билетов на многие внутренние рейсы. Учитывая, что одним из преимуществ покупки билетов через интернет является их дешевизна, то невозможность приобретения недорогих билетов на внутренние перевозки существенно уменьшает привлекательность данной услуги.

В этом отношении удобно построен сервис pososhok.ru, где в отдельном окне показываются самые дешевые тарифы на выбранном направлении, даже в том случае, когда нет рейсов на указанный день. Если дата вылета не критична, то пользователь может выбрать дешевый рейс в другое время.

Так же надо отметить, что информация, видимая оператору, а так же его возможности в выборе тарифа и рейса во много раз превышают те, которыми обладает пользователь онлайн- сервиса. Например, при бронировании через интернет, можно выбрать билеты трех классов, тогда как только один экономический класс имеет более пяти разных видов. Это объясняется тем, что обычно с сайта возможен доступ только небольшой части одной из ГДС, а терминал оператора подключен к нескольким ГДС, а также, в случае России, к инвенторным системам «Сирена 2.3», «Сирена 2000» и Gabriel, где хранятся базы данных практически всех отечественный авиаперевозчиков.

Таким образом, бронирование и покупка билетов через интернет удобны для международных перелетов с простыми маршрутами. В этом случае возможности соответствующих сервисов позволяют выбрать, бронировать и купить билет на нужный рейс. В иных вариантах по-прежнему необходимо общаться с оператором.

Позади планеты всей

По словам Юрия Конюкова, директора проекта poezdka.ru, в России практически отсутствует статистическая информация по динамике развития рынка бронирования и продажи туристических услуг через интернет. Поэтому прогнозы приходится строить, основываясь только на косвенных данных и западном опыте. Опрос ведущих агентств, предлагающих подобные услуги в Рунете, проведенный CNews, показал, что спрос на них растет, однако их доля составляет проценты от общего числа бронирований. Если говорить об онлайн продажах, что количество таких сделок, по данным туроператоров, вообще исчисляется единицами.

По словам представителей опрошенных агентств, главными причинами, тормозящими развитие данного рынка, равно как и всего сегмента B2C в целом, являются недоверие россиян к оплате услуг через интернет, а также малая распространенность кредитных карт среди населения. Большинство кредиток являются дебетовыми, что не позволяет производить ими оплату через интернет.

По мнению Владислава Ахмеджанова, возглавляющего проект e-ticket.ru (РусАэро), в настоящий момент онлайн-оплата является имиджевым решением, а не необходимостью. По его словам, вряд ли доля продаж через интернет превысит несколько процентов от общего объема реализованных агентствами билетов, и в ближайшее время не стоит ожидать серьезных сдвигов на этом направлении. Он считает, что данная услуга будет пользоваться большим спросом среди иностранцев, нежели у россиян. Этот факт подтверждается статистикой сайта bilet.ru. Несмотря на то, что на нем нельзя произвести онлайн оплату, 70% бронирований на сегодняшний день осуществляют иностранцы.

Кроме того, существующие в России организации, занимающиеся интернет-эквайрингом, предлагают очень высокие тарифы на транзакции, что с учетом специфики торговли авиабилетами резко увеличивает издержки. «Мы не можем просто перевести бремя оплаты транзакционных процентов на клиента, потому что это приведет к увеличению стоимости конечного продукта, что в условиях сильной конкуренции, когда в основном клиенты ищут самое дешевое предложение, приведет к разрушению концепции «в интернете дешевле» – отмечает Юрий Конюков.

Таким образом, рынок продаж туруслуг через интернет развивается в России значительно медленнее, чем в Европе или США. В западных странах, несмотря на широкую распространенность подобных сервисов, темпы роста остаются существенными. Примером может служить динамика онлайн-бронирований через ГДС Amadeus. Если количество классических продаж в 2004 г. выросло на 7,6%, то онлайн – на 53%, что составило 10% от всех реализованных билетов. Подтверждением перспективности данного вида бизнеса является покупка компанией 55% акций крупнейшего в Европе туристического портала Opodo.

Российские туристические агентства считают, что в ближайшие несколько лет интернет будет оставаться в первую очередь источником информации, а не местом совершения сделок. Однако все они сходятся во мнении, что не стоит на нынешнем этапе отказываться от внедрения онлайновых технологий бронирования и продажи билетов, потому что, во-первых, пользователям необходимо привыкнуть к данному виду услуг, а во-вторых, чтобы с появлением спроса не потерять новых клиентов.

По мнению многих специалистов, опрошенных CNews, с началом реализации билетов через сайты российских авиакомпаний, а также с введением электронного билета будет наблюдаться рост интереса к данной сфере услуг.

Илья Разумов / CNews Analytics

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153