Как работают цифровые инструменты в госсекторе: опыт Липецкой области
Эффективное управление программами и проектами в государственном секторе — ключевой фактор достижения стратегических целей развития страны. В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ к документам стратегического планирования относятся государственные, муниципальные программы и национальные проекты, требующие четкой координации участников, прозрачного контроля и своевременной корректировки. Для их успешной реализации необходима цифровизация процессов планирования, мониторинга и анализа исполнения, обеспечивающая согласованность решений, минимизацию рисков и повышение эффективности бюджетных расходов. В статье рассмотрены возможности современных решений на примере системы управления программами и проектами Липецкой области — победителя конкурса ПРОФ.IT-2023, занявшей первое место в номинации «Государственное и муниципальное управление: ситуационные центры и центры принятия решения». Этот опыт демонстрирует, как цифровые инструменты помогают регионам достигать высоких результатов в реализации государственных инициатив. Рассказывает Шамиль Мухаметдинов, руководитель департамента платформенных решений «Крит».
Предпосылки создания системы управления программами и проектами
До внедрения системы при планировании и реализации региональных проектов правительство Липецкой области сталкивалось с рядом проблем, таких как разрозненность источников информации о ходе проектной деятельности, трудозатратный сбор отчетности с ответственных исполнителей о реализации мероприятий, приходящей в виде разрозненных файлов Excel и бумажных документов, ручное согласование данных.
Дополнительно к устранению указанных проблем перед системой ставились цели формирования единой среды принятия управленческих решений, улучшения качества проектного менеджмента, повышения эффективности участников, снижения рисков неисполнения проектных задач.
Что умеет система управления программами и проектами?
В Липецкой области система ориентирована в первую очередь на региональные проекты и автоматизирует широкий перечень задач проектного управления, начиная от формирования паспортов проектов до предоставления сводной и детальной отчетности, аналитических представлений.
Кто работает в системе?
Пользователями системы являются:
- региональный проектный офис;
- исполнительные органы государственной власти;
- органы местного самоуправления.
Возможно подключение пользователей сторонних организаций — исполнителей по контрактам для самостоятельного ведения графиков работ и внесения информации по достижению контрольных точек.
Что умеет система управления программами и проектами Липецкой области?
Система — это мощный цифровой инструмент, охватывающий полный цикл управления проектами:
- Формирование паспортов проектов с детализацией по типам, срокам, ответственным лицам, мероприятиям и контрактам
- Планирование и согласование графиков работ с визуализацией в виде диаграмм Ганта и использованием типовых шаблонов
- Планирование достижения показателей и бюджетов с возможностью детализации по объектам и мероприятиям, а также согласования с проектным офисом
- Оперативный мониторинг исполнения контрольных точек, хранение подтверждающих документов, отслеживание финансового исполнения.
- Аналитика и отчетность для руководителей и участников, включая выявление проблемных зон и детализированные отчеты по проектам, органам власти и муниципалитетам
- Сбор данных с функциями форматно-логического контроля, своевременности и полноты предоставления данных и согласование отчетности по проекту с гибкой настройкой маршрутов
Интеграционные возможности
Система интегрирована с ГИИС «Электронный бюджет» в части открытых данных из паспортов региональных проектов, что позволяет избежать двойного ввода данных и позволяет автоматически мониторить изменения, вносимые в региональные проекты. Набор сведений, получаемых из ГИИС «Электронный бюджет» может быть расширен за счет интеграции посредством СМЭВ (информация по фактически достигнутым результатам, показателям, контрольным точкам).
Возможна интеграция с финансовыми системами регионов — автоматический анализ бюджетной росписи и выделение финансирования каждого проекта (реализовано в Липецкой области), что позволяет оперативно получать достоверные сведения о кассовом исполнении проектов. Кроме того, информацию по финансированию проектов можно расширить за счет интеграции с ЕИС в сфере закупок для анализа и мониторинга контрактов, заключаемых в целях реализации региональных проектов и государственных программ.
Архитектура системы
Архитектура системы построена на российских программных продуктах с использованием открытых технологий, что обеспечивает безопасность и соответствие требованиям российского законодательства. Пользователям не требуется установка — система работает через стандартные браузеры, обеспечивая доступность и простоту эксплуатации.
Преимущества системы
Система управления программами и проектами Липецкой области обладает следующими преимуществами:
- удобный и доступный пользовательский интерфейс;
- более детализированное ведение задач, чем в «Электронном бюджете», работа с конкретными мероприятиями и объектами;
- инструменты управления изменениями и гибкие возможности настройки маршрутов согласования;
- интерактивные аналитические представления о ходе реализации проектов для широкого круга заинтересованных лиц;
- гибкие настройки системы и модели данных, адаптируемость к требуемым изменениям;
- настраиваемая ролевая модель разграничения доступа к информации на всех уровнях;
- интеграция с данными системы «Электронный бюджет» и бюджетной росписью;
- развитые возможности визуализации данных (диаграммы, графики, карты).
Эффекты от внедрения
Внедрение системы позволило добиться следующих эффектов при планировании и реализации региональных проектов:
- повышение оперативности и качества предоставления информации;
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия участников проектной деятельности;
- повышение прозрачности информации по финансированию проектов за счет детализации до уровня отдельных объектов и контрактов;
- повышение оперативности реагирования при срыве промежуточных и конечных сроков реализации объектов.
По оценке заказчика достигнуто существенное снижение трудозатрат:
- общее снижение трудозатрат на ведение проектов — около 70%;
- повышение качества сравнительного анализа различных данных и скорости анализа до 80%;
- сокращение времени на поиск ранее разрозненной информации около 50%.
Возможности адаптации системы для управления государственными и муниципальными программами, проектной деятельностью
Применение в составе решения развитых российских продуктов («КРИТ. Основные данные» для ведения реестровых данных, управления бизнес-процессами изменения и согласования данных, ведения модели данных, а также средства бизнес-аналитики и формирования отчетности) позволяет адаптировать систему для ведения государственных и муниципальных программ, региональных и муниципальных проектов под специфику и требования конкретного заказчика.
В большинстве случаев такая адаптация выполняется конфигурационными инструментами (low-code/no-code) используемых в составе решения продуктов, что минимизирует необходимость программирования, снижая стоимость и сроки внедрения решения для новых заказчиков.
Выводы
Опыт Липецкой области подтверждает эффективность внедрения цифровых инструментов стратегического планирования и управления и показывает, как современные подходы позволяют региону достигать высоких результатов в реализации национальных проектов и государственных программ.
Возможности адаптации решения позволяют распространить этот опыт на региональном и муниципальном уровнях для повышения качества управления при решении задач стратегического планирования и развития.
Приглашаем на вебинар: цифровые решения для вашего региона
Хотите узнать, как цифровые инструменты могут вывести управление программами и проектами на новый уровень? Присоединяйтесь к вебинару «Цифровые инструменты управления программами и проектами в госсекторе: опыт Липецкой области», который пройдет 27 мая в 11:00 (МСК) в онлайн-формате.
На примере успешной практики Липецкой области вы увидите, как современные платформы позволяют повысить прозрачность, ускорить процессы и добиться реальных результатов в реализации государственных и муниципальных программ. Участников ждут практические кейсы, разбор ключевых функций системы, ответы на вопросы и возможность обсудить перспективы цифровизации именно для вашего региона или муниципалитета.
Участие бесплатное, необходима регистрация. Не упустите возможность получить эффективные инструменты для развития вашего управления!